ЦБ решил научить своих подопечных заботиться о деловой репутации

Центробанк решил научить своих подопечных заботиться о добром имени, чтобы избежать риска потери деловой репутации. Но банкирам придется "творчески" подойти к рекомендациям регулятора, ведь ЦБ предлагает им досконально изучить своих клиентов, сотрудников и владельцев банка.

Центробанк решил научить своих подопечных заботиться о добром имени, чтобы избежать риска потери деловой репутации. Но банкирам придется "творчески" подойти к рекомендациям регулятора, ведь ЦБ предлагает им досконально изучить своих клиентов, сотрудников и владельцев банка.
"Рекомендации по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации" появились на днях на сайте Центробанка. Как объяснил директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский, банкам следует усилить контроль за представляющими серьезную опасность рисками, "рекомендаций или требований по выполнению которых до сих пор не было".

Правда, правовые риски банки и так должны отслеживать при каждой операции, говорит начальник отдела управления финансовыми рисками Межпромбанка Александр Зубарев. А вот с репутационными рисками ситуация иная. За репутацию банков обычно отвечают службы по связям с общественностью, но они скорее реагируют на события, нежели работают с рисками до их наступления, считает зампред правления Росевробанка Ян Лютер.

Длинный перечень угроз для репутации (от нарушения банком нормативных актов до негатива в СМИ) и предложенных ЦБ мер (от реагирования на отзывы клиентов до распределения полномочий и ответственности по управлению репутационным риском) увеличивает значимость PR-служб в глазах руководства банков, считает пресс-секретарь Конверсбанка Михаил Сергеев.

Но одним PR дело не ограничится. Например, Центробанк настойчиво рекомендует "обеспечить идентификацию реальных владельцев кредитной организации" и уделять первостепенное внимание репутации в глазах рынка, регуляторов и властей. "Наше представление о ситуации в банке во многом зависит от самого банка. Очевидно, что если его имидж не самый благоприятный, то применяемый к нему режим надзора должен быть более жестким", - поясняет Симановский.

Чтобы избежать репутационных рисков, банкам следует соблюдать два принципа: "Знай своего клиента" и "Знай своего сотрудника". Как описано в рекомендациях, перед заключением договора нужно собрать и проверить как можно больше информации о потенциальном клиенте, его операциях и сделках, обращая внимание на "сомнительные" моменты. А в отношении текущих клиентов нужно вести мониторинг "движения и изменения объемов денежных потоков по банковским счетам и вкладам", чтобы выявить подозрительные операции - отмывание нелегальных доходов и финансирование терроризма. Сотрудники банка тоже могут повредить репутации учреждения, если они окажутся некомпетентными, с сомнительной биографией, заинтересованными в сделках или вовсе "лазутчиками" конкурента. Поэтому банк должен укреплять дисциплину, проводить социологические исследования и поощрять работников признаваться в участии их семей в капитале компаний - клиентов банка.

Начать дискуссию