Банки

ВЭБу ищут нового начальника

В одной из крупнейших финансовых структур России - государственном Внешэкономбанке СССР вскоре сменится председатель. За место, которое занимает сегодня Владимир Чернухин, развернулась нешуточная борьба.

В одной из крупнейших финансовых структур России - государственном Внешэкономбанке СССР вскоре сменится председатель. За место, которое занимает сегодня Владимир Чернухин, развернулась нешуточная борьба.
Основная функция Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) - обслуживание долговых обязательств и требований бывшего СССР и Российской Федерации в качестве уполномоченного агента Минфина. Деятельность ВЭБа регламентируется указом президента от 1993 г. И хотя банковской лицензии ВЭБ не имеет, все последнее десятилетие он активно занимался банковским бизнесом, обслуживая выполнение экспортных контрактов по межправительственным соглашениям и выдавая "политические" кредиты внутри страны. Например, в январе 1999 г. ВЭБ по указу Бориса Ельцина выдал $100 млн телеканалу ОРТ (ныне - "Первый канал") под залог 13% его акций. Этот кредит неоднократно реструктурировался и до сих пор не погашен. Еще печальнее судьба $46 млн, выданных ВЭБом ЗАО "Шестой телеканал" в 2002 г. : в мае прошлого года вещание телеканала ТВС было прекращено. В процедуру банкротства "Шестой телеканал" вступил с активами, не превышающими $5 млн.

Два года назад правительство задумало создать на базе ВЭБа долговое агентство, а его "коммерческую часть" передать в государственный Внешторгбанк (ВТБ). Агентство создавать не стали, а на баланс ВТБ, по словам представителя этого банка, было передано активов всего на $550 млн, при том что на 30 июня 2002 г. их объем оценивался в $4,4 млрд. Бывший премьер-министр Михаил Касьянов с лихвой компенсировал ВЭБу эту потерю, уполномочив его инвестировать накопительные взносы будущих пенсионеров, не выбравших управляющую компанию (45,5 млрд руб. на 1 апреля 2004 г. ). Кроме того, ВЭБ покупает для Пенсионного фонда валютные гособлигации на деньги будущих пенсионеров, поступившие в 2003 - 2004 гг. В июне 2002 г. премьер Касьянов продвинул на должность председателя ВЭБа замминистра финансов Владимира Чернухина. Хотя срок его полномочий истекает лишь в июне 2005 г. , репутация "человека Касьянова" может стоить Чернухину должности - в ближайший месяц президент может подписать указ о его отставке, сообщили "Ведомостям" на условиях анонимности два источника, близких к Минфину. По словам осведомленного депутата Госдумы, на место Чернухина претендуют "три-четыре человека". Их имена источники "Ведомостей" назвать отказались, заявив, что огласка повредит кандидатам.

Получить комментарий Чернухина или пресс-службы ВЭБа вчера не удалось. Однако высокопоставленный сотрудник ВЭБа подтвердил, что информация о грядущей замене верна.

Банкир, близкий к и. о. заместителя министра финансов Сергею Вязалову сказал, что и. о. министра финансов Алексей Кудрин хотел бы поставить его во главе ВЭБа. "Они дружат со времен работы в мэрии Санкт-Петербурга. [Уже работая в Минфине, ] Кудрин сделал Вязалова сначала гендиректором "Гознака", а потом своим первым заместителем", - пояснил он. По его словам, Чернухина недавно наградили орденом "Знак Почета" и, значит, [об отставке] полюбовно договорились".

Впрочем, пресс-секретарь Кудрина Геннадий Ежов сказал, что и. о. министра прочит Вязалова в руководители одного из департаментов Минфина. В то же время он считает, что шансы Вязалова невелики: у него нет банкирского опыта, к тому же на такую структуру, как ВЭБ, есть виды у премьера Михаила Фрадкова и администрации президента.

Аналитик Альфа-банка Наталья Орлова считает, что потенциальным руководителем ВЭБа "должен быть скорее крупный чиновник, чем банкир, учитывая, что 80% операций связано с обслуживанием госдолга". По мнению руководителя банковского направления рейтингового агентства "Интерфакс" Михаила Матовникова, выбор руководителя определяется тем, каким государство желает видеть ВЭБ.

Бывший руководитель департамента внешнего долга Минфина Андрей Черепанов указывает, что ВЭБ относится к числу одной из самых непрозрачных финансовых структур. ВЭБ оценивает масштабы своего бизнеса в $1 млрд, но балансы банка и государственные операции до сих пор не разделены. "Порядок здесь может навести только руководитель крупного коммерческого банка, обладающий многосторонним опытом", - убежден Черепанов.

Александр Беккер
Светлана Петрова

Начать дискуссию