Коллекторы

Российские банки «вычисляют» должников через «Одноклассников»

Увлечение такими популярными сайтами, как «Одноклассники», «Мой круг» и «В контакте», может стать опасным для россиян, привыкших жить в кредит.

Банкиры нашли новый способ борьбы с недобросовестными заемщиками. Клиентов, уклоняющихся от погашения ссуды, коллекторские агентства и службы экономической безопасности банков будут отлавливать даже в виртуальном пространстве – в популярных социальных сетях «Одноклассники», «В контакте» и «Мой круг».

Популярность сетей «Одноклассники», «В контакте» и «Мой круг» растет с каждым днем – сейчас на сайтах зарегистрированы миллионы людей в возрасте от 17 до 50 лет. К примеру, на сегодняшний день на «Одноклассниках» зарегистрировано свыше семи миллионов человек, а аудитория сайта «В контакте» насчитывает уже около 4,5 миллионов пользователей.

Для регистрации на сайте каждый пользователь должен предоставить свои персональные данные: фамилию, имя, контактный e-mail, мобильный и домашний телефон, ICQ, данные об образовании, месте работы и проживании. Разработчики сайтов уверяют, что указанная информация не попадет в «чужие» руки. Как сообщили администраторы сайта «В контакте», люди редко указывают свою личную и контактную информацию в Интернете, так как боятся, что эти данные станут доступны всем желающим и могут быть найдены через поисковые системы. Однако социальные сети разработали систему таким образом, чтобы доступ к личной информации человека могли иметь только те, кому он дал на это право, а поисковые службы не имеют доступа к сайту. При желании пользователи могут и вовсе скрыть персональную информацию, однако делают это далеко не все.

Однако социальные сети вскоре могут стать важным источником информации о конкретном человеке не только для его друзей и знакомых, но и для финансовых структур, включая коллекторские агентства, которые специализируются на возврате просроченной задолженности. Уже сегодня сотрудники некоторых коллекторских агентств, используя любую возможность, чтобы найти человека, скрывающегося от выполнения обязательств по погашению ссуды, отыскивают должников по кредиту через популярные сайты: знакомятся с ними под чужим именем, просят номер мобильного телефона и договариваются о личной встрече. Конечно, найти людей, имеющих распространенные фамилии, гораздо сложнее, чем человека, обладающего редким именем и фамилией.

"Чтобы найти человека, необходимо располагать достаточным объемом информации, - объясняет директор по связям с общественностью Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса Алексей Купреенко. - Та же информация, которой мы нередко обладаем, - это минимум. Чаще всего это данные паспорта и адрес. Коллекторы ищут, например Ивана Ивановича, который родился 1 января 1960 года. На "Одноклассниках" зарегистрированы 7 миллионов человек - теперь представьте, скольких из них будут звать Иваном Ивановичем".

Представителям социальной сети "В контакте" еще не поступало жалоб от пользователей, которых вычислили бы по данным, размещенным в Интернете.

Правда, координатор по связям с общественностью этого портала Михаил Равдоникас говорит, что знает о нескольких десятках случаев, когда социальные сети облегчали работу коллекторским агентствам: "Как только мы замечаем, что социальную сеть используют в коммерческих целях, мы моментально удаляем аккаунты таких пользователей".

Модераторы социальных сетей действуют в соответствии с правилами пользования, опубликованными на сайтах. К примеру, на сайте "Одноклассники" в список запрещенных действий входят сбор, хранение, использование, распространение и другие действия в отношении данных о пользователях.

Но, признается Алексей Купреенко, "коллектор будет использовать любую законную возможность, чтобы найти должника".

Действия коллекторских агентств действительно остаются в рамках закона, подтверждает заместитель генерального директора компании "Ваш правовой помощник" Игорь Слабых: "Социальные сети могут быть отнесены к общедоступным источникам персональных данных, то есть к ним может обратиться любое лицо. Коллекторы же собирают эти данные в целях исполнения договора с банком, и им не требуется согласие пользователей".

Социальные сети знают о своих пользователях многое. Часть информации о них скрыта от посторонних глаз - речь идет о номерах мобильных телефонов, icq и персональных адресах электронной почты. Михаил Равдоникас уверяет, что база контактов находится в полной безопасности. "К ней имеют доступ только два человека - организаторы сети, - поэтому она защищена лучше, чем, скажем, базы операторов мобильной связи, которые продаются в переходах метро", - говорит он.

По материалам ИА "АМИТЕЛ", CHELFIN.ru

Начать дискуссию