Сейчас бюро кредитных историй начали активно публиковать информацию о том, что количество обращений к ним выросло в разы. В частности, Национальное бюро кредитных историй, созданное Ассоциацией российских банков, сообщило, что за декабрь прошлого года к ним поступило более 100 тысяч запросов, тогда как за тот же период прошлого года запросов было всего 180 штук.
Примерно такие же темпы роста в публикуемых в прессе отчетах показывают и другие бюро, которых в настоящее время в России насчитывается порядка 20. Однако сами банкиры весьма скептически относятся к деятельности подобных организаций.
«Наш банк сотрудничает с бюро кредитных историй, однако реальной помощи от них мы не получаем, - говорит вице-президент Коммерческого Банка «Легион» Виктор Брусенцов. - В большинстве случаев в бюро просто нет необходимой нам информации. Думаю, происходит это от того, что многие клиенты просто отказываются сообщать о себе».
Что весьма вероятно, поскольку в соответствии с законом № 218-ФЗ «О кредитных историях» информация о клиенте представляется в Бюро с согласия самого клиента. А если клиент написал письменный отказ – то его дело до бюро просто не дойдет.
Мешает и разобщенность бюро, существующая в настоящее время. «Наиболее незащищенными от неплатежей являются потребительские кредиты. И именно по ним и нужны в основном кредитные истории, - считает генеральный директор Национального кредитного бюро Владимир Малеев. - Однако разобщенность бюро не дает возможности наладить быстрый и эффективный обмен документами.»
Крупнейшие банки, занимающиеся потребительским кредитованием, создали собственные бюро. В частности, они есть у Сбербанка РФ, у Хоум Кредит, у банка «Российский стандарт». Они достаточно успешно разбираются со своими бывшими клиентами, что же касается чужих...
«Быстро проверить клиента могут крупнейшие банки с отлаженной системой работы с несколькими бюро – у них на идентификацию клиента могут уйти минуты, - говорит г-н Малеев. - Но если кредитную историю захочет получить небольшой региональный банк, у которого нет отлаженных связей – здесь потери времени могут быть огромные.»
Также возможна ситуация, когда по одному клиенту кредитные истории есть сразу в нескольких бюро. И банки вынуждены покупать эту информацию, даже не зная, что они фактически берут. И хотя подобная информация стоит относительно недорого от 10 центов до 10 долларов, тем не менее, проку от нее обычно бывает немного. Так что по большому счету несмотря на активное рапортование об успехах в сборе кредитных историй «воз и поныне там».
Начать дискуссию