Бухгалтер — одна из самых «неблагодарных» профессий по соотношению количества работы и ответственности к заработной плате. И, как будто этого мало, еще и конкуренция сильно выше среднего: третья по популярности в стране профессия — это вам не в тапки плакать.
Но в условиях кризиса надо крутиться, поэтому давайте посмотрим на три беспроигрышные стратегии повышения заработка (спойлер: без смены профессии). Особенно полезны они будут начинающим специалистам, но и опытные профи смогут найти для себя любопытные идеи по упаковке экспертности или уплотнению рабочего времени.
Стратегия 1. Дополнительные заказы
Самая быстрая стратегия является самой очевидной: больше работы — больше оплаты. На основном месте работы это сложно реализовать, но вот взять дополнительные заказы — всегда хорошая идея. Какие именно — решать только вам, все зависит от плотности вашей загрузки и уровня профессиональной подготовки. Один бухгалтер может легко в свободное время вести несколько дополнительных клиентов из среднего бизнеса, а другому одно-двух ИП-шников хватит.
Но на этом пути у начинающих специалистов могут возникнуть сомнения:
- «Понятия не имею, где найти новых клиентов»
- «Не уверен в своей квалификации, не знаю, потяну ли дополнительную нагрузку»
- «Не умею себя презентовать и не знаю, как продавать свои услуги»
- «Не уверен, что смогу совмещать и нигде не напортачить»
В худшем варианте все эти сомнения терзают разом. Можно, конечно, посоветовать сходить к психологу и проработать неуверенность к себе (сейчас же в любой непонятной ситуации отправляют в терапию). Но есть и более простой способ: развиваться, учиться новому и параллельно строить личный бренд. Подробнее:
- План развития в качестве маяка. Что вы хотите подтянуть? Какие курсы пройти, какие сертификаты получить, что почитать? Если у вас есть план, то все превращается в «вижу цель, не вижу препятствий». А потенциальным заказчикам всегда приятнее работать с уверенным в себе специалистом — он вызывает доверие, без которого в бухгалтерии никуда. Для продвижения и продажи услуг дополнительная учеба — тоже плюс, а уж в экспертный блог это впишется тем более шикарно. Чем выше скилл — тем, соответственно, выше и чек.
- Победить страх продаж. У нас в культуре сложился ложный стереотип о том, что любая реклама и продажи — это «впаривание», мол, о хорошем и так люди расскажут по сарафанному радио, а плохое надо продвигать. Ерунда. Продажа — это в первую очередь предложение экспертной помощи. Человек не может сам вести бухгалтерию, а вы ему поможете. Вот и вся «психология продаж». С этим пониманием можно начать предлагать свои услуги: адресно, на специализированных порталах (hh.ru, Яндекс.Услуги и т.п.) или в социальных сетях.
- Если вы выберете в качестве площадки продвижения социальные сети, то вам понадобится подробный план развития и продвижения. Его можно составить самостоятельно или обратиться к эксперту за разовой консультацией.
- Помнить о выгоде клиента. Когда речь заходит о выгодах, все почему-то вспоминают только о стоимости услуг и стараются демпинговать. Но это тупиковая стратегия. Гораздо лучше обратить внимание на другие выгоды, которые не закрывает 70% бухгалтеров — безопасность и прозрачность. Например, вы уже выиграете на фоне других, если вы зарегистрированы как самозанятый, а ваша 1С расположена в облачном сервисе у надежного провайдера, который предоставляет гарантии сохранности данных, делает регулярные бэкапы и т.п.
- Если мы говорим о совмещении дополнительных заказов с основной работой, тут понадобится немного изучить тайм-менеджмент и найти удобный темп работы, который не «пожрет» вашу жизнь. Или воспользоваться благами современного мира и автоматизировать рутинные задачи, чтобы уплотнить рабочий час. Об этом мы еще поговорим в третьей стратегии.
Совет из практики: к нам часто приходят начинающие бухгалтеры, которые вели несколько клиентских баз в одной 1С, так что мы можем смело сказать, что это — большая ошибка на старте. Разделять эти базы при необходимости — жуткая головная боль. А уж сколько слез пролито у тех, кто «сложил все яйца в одну корзину» и напоролся на технические форс-мажоры вроде полетевшего ноутбука, глюка или шифровальщика. Своим клиентам мы всегда рекомендуем вести отдельные базы для каждого клиента (и предлагаем для этого выгодные условия, конечно же).
А вообще, стратегия дополнительных заказов проста и отлично подходит тем, кто только встает на путь повышения заработка. Но у этой стратегии, увы, есть естественный ограничитель — ваше время. Даже при всем желании вы не найдете 25-й час в сутки. Поэтому для тех, кто готов перейти на новый уровень, мы опишем еще две стратегии, которыми с нами поделились опытные клиенты: повышение стоимости часа работы и уплотнение рабочего времени.
Стратегия 2. Новая стоимость часа работы
Самый простой способ повысить стоимость часа работы — это попросить о прибавке к зарплате, но у нас это делать «не принято», да и соглашаются руководители гораздо реже, чем хотелось бы. Поэтому работать со стратегией можно двумя способами: либо менять место работы на более оплачиваемое, либо повышать средний чек на свои услуги.
Как это сделать? Поступить с ними так же, как и с товарами. Либо повышать качество, либо менять другие характеристики, то есть грамотно упаковывать и позиционировать свои услуги. Давайте посмотрим, что влияет на стоимость:
1. Экспертность. Курсы, сертификаты, подтвержденные навыки и знания. Подтвержденные — обычно подразумеваются «социальные доказательства»: кейсы, рекомендации и т.п.
2. Упаковка экспертности. Да, отдельным пунктом. Можно быть очень крутым спецом, но кто об этом узнает, если вы не умеете показывать и рассказывать о своей экспертности? Так что пункту про упаковку уделяем особое внимание. О чем надо позаботиться:
- селфпрезентация — она может быть оформлена в виде резюме, портфолио, профиля в социальной сети или даже собственного сайта;
- интересные кейсы;
- отзывы клиентов;
- экспертные материалы: статьи или посты;
- любые информационные продукты (вашего авторства или созданные при вашем участии в качестве эксперта): это могут быть и вебинары, и курсы, и тренинги, и воркбуки, и методички — что угодно;
- экспертное мнение: сюда относятся и комментарии СМИ (нет, их не сложно получить, можно зарегистрироваться в качестве эксперта на ресурсе PressFeed или аналогичном и давать комментарии), и ответы на вопросы читателей в блоге, и на специализированных площадках вроде Яндекс.Кью.
3. Дополнительные гарантии или услуги, мы говорили о них выше (безопасность, консультации, официальное оформление).
4. Смежная профессия. Еще пару лет назад «в моде» были узкие специалисты, заточенные под выполнение каких-то конкретных услуг внутри своей профессии. Сейчас вектор смещается обратно к «многостаночникам», но к непростым: суть в том, чтобы совмещать 2 профессии (в крайнем случае — 3) на высоком уровне. Например, стоимость услуг бухгалтера-аудитора ощутимо выше бухгалтера или аудитора. Есть и более экстремальные варианты совмещения, например, бухгалтер-журналист, который профессионально пишет на актуальные темы своей профессии.
5. Узкая ниша. Если не хочется расширяться в профессии, можно сузиться в нише. Вот пример: один из самых популярных бухгалтер на просторах Instagram позиционирует себя как бухгалтер блогеров. То есть он берет на сопровождение только блогеров, но при этом досконально знает особенности работы своих клиентов и заработал себе крутую репутацию. Если кто-то из блогеров спросит, где найти бухгалтера, 9 из 10 людей посоветуют ему обратиться именно к этому эксперту.
6. Преподавание и консультирование. Бухгалтер, у которого есть консультации внутри профессии или собственные информационные продукты, вызывает со стороны клиентов куда больше доверия. Преподавание — отличный способ укрепить репутацию и повысить чек.
7. Мягкие навыки (soft skills). Клиенты — тоже люди. Да, звучит неожиданно, но, как и все люди, клиенты склонны выбирать тех специалистов, с которыми легко работать. Склочного бухгалтера едва ли будут рекомендовать друзьям. А вот человека, который всегда объяснит и поможет — непременно. Так что на мягкие навыки непременно нужно обращать внимание.
Эту стратегию можно использовать как в комплекте с первой, так и самостоятельно — особенно для фрилансеров. Самое главное — избавиться от установки, что просить больше денег за свои услуги — это что-то постыдное. Если вы вкладываетесь в свое развитие и в позиционирование, то и услуги ваши должны оплачиваться соответственно. Мы уже давно не живем в те времена, когда нужно двумя руками держаться хоть за какую-нибудь работу.
Стратегия 3. Утрамбовка рабочего времени
Бывает и такое, что все рабочие часы забиты под завязку, стоимость услуг и так отличная, а желание о тридцатичасовых сутках, которое вы загадали на День рождения, так и не сбылось. Что же, тогда попробуем третью стратегию, суть которой в том, чтобы «работать столько же, а успевать больше». Нет, ничего общего с «делать меньше, а получать больше», мы вам не бездельники с курсов личной эффективности.
Как же успевать больше? Первым делом — найти «пожирателей времени». О них мы уже рассказывали, но все равно напомним. Бухгалтеры, которых мы опрашивали, выделяют вот такие пункты:
- Рутинные задачи, которые выполняются вручную: ввод первички, заполнение документов, проверка на ошибки и т.п.
- Коммуникация с коллегами и клиентами: созвоны, совещания, передача документов, встречи.
- Обслуживание 1С и других программных продуктов: обновления, профилактика, бэкапы, решение проблем.
Убить трех зайцев одним выстрелом поможет автоматизация. Тут есть несколько путей: индивидуальная разработка или подбор готовых решений. Где «живут» готовые сервисы 1С?
- Официальный магазин 1С. Компания разрабатывает сервисы под самые распространенные запросы, так что они в итоге довольно универсальные и подойдут для закрытия большинства рутинных задач. Если бюджет позволяет, то можно здорово облегчить себе работу.
- Ну и, конечно, альтернативный вариант с большей доступностью. Маркетплейс Маркет42, где можно приобрести сервисы 1С по подписке (как от 1С, так и от сторонних разработчиков). Плюс в том, что все сервисы можно попробовать бесплатно, а в дальнейшем легко управлять ими: подключать или отключать по мере необходимости.
Автоматизация может быть простой и недорогой, если вы точно понимаете, куда уходит ваше время и сколько стоит час вашей работы. Несмотря на то, что мы — те еще фанаты автоматизации бухучета, мы никогда не рекомендуем использовать сервисы только для того, «чтобы было» — так ничего, кроме разочарования и потерянных денег, не добиться. Но если рассчитать все правильно, от автоматизации можно получить неплохой профит.
Бонус: пассивный доход
Ну и, конечно, стоит упомянуть пассивный доход. И нет, мы сейчас не про проценты в банке и даже не про инвестиции. Для бухгалтеров, которые работают с клиентами или присутствуют в сети, есть два других отличных способа пассивного заработка:
- Информационные продукты. Мы о них уже упоминали. Некоторые из них легко превратить в источник пассивного дохода: записи вебинаров, гайды, чек-листы, воркбуки — все это можно реализовывать и без активных продаж.
- Партнерские программы. А именно сотрудничество с банками или облачными провайдерами. Каждый первый банк предлагает партнерскую программу, по которой вы можете получить вознаграждение. У разных банков разные программы — некоторые платят за открытие счета новым клиентом, другие — за кредит, третьи — за вклад. У нас в 42Clouds тоже есть партнерская программа с максимально простыми условиями: 20% от каждой оплаты клиента по реферальной ссылке.
Надеемся, вы нашли в этом материале новые стратегии или советы. Напоследок хотим добавить, что с каждым годом у бухгалтеров появляется все больше возможностей для развития и самопрезентации. Главное — не бояться следовать за временем, уделить внимание личному бренду и создавать для себя ту рабочую реальность, в которой вам будет комфортно. Даже внутри одной профессии можно перемещаться: вести блог, учить других, уходить в консультирование, осваивать смежные области. Было бы желание 😉
Работайте с комфортом в облаке
Попробуйте бесплатно --7 дней тестируйте облачную базу
Хотите подключиться или попробовать облачную 1С?
Комментарии
3спасибо за ссылку и пойду изучать тайм-менеджмент, а то совсем нет времени
как организовать в одном сервисе разношерстных клиентов ИП, НКО, ООО
Стратегия №3 для меня, осталось только найти время на внедрение автоматизации и сервисов