Автоматизация учета

Робот в бухгалтерии – это приговор?

Ну, вы же слышали этот стереотип: если директор задумался об автоматизации, то и до увольнений недалеко.
Робот в бухгалтерии – это приговор?

Ну, вы же слышали этот стереотип: если директор задумался об автоматизации, то и до увольнений недалеко.

Подружить автоматизацию учета с человеческим фактором в России пока очень сложно. Но можно (и даже без разбитых об стену калькуляторов). Рассказываем, как.

Признать проблему

Как известно, выявление и признание болезни — первый шаг на пути к выздоровлению. Тут работает тот же принцип, но с очень важным акцентом: признание должно быть обоюдным. То есть, и от директора, и от бухгалтера.

В чем вообще может быть такая проблема?

Давайте представим, что у компании больше тысячи документов от клиентов каждый месяц, а обязанность их ввода лежит на четырех сотрудниках бухгалтерии. Главбух (назовем ее Ольгой Николаевной) — и швец, и жнец, и на дуде игрец, то есть большой специалист своего дела, но даже будь в сутках 25 часов, ее подчиненные с ней во главе не справляются со столь глобальной задачей. Ольга Николаевна сообщает об этом начальству: но очень важно, как именно она об этом сообщает. Давайте посмотрим, какие варианты диалогов могут состояться.

Вариант 1.

  • Андрей Петрович, в бухгалтерии проблема. Люди тратят очень много времени на ввод документов, каждый месяц — потери, сверки, недостачи. Процесс давно пора автоматизировать. Вот вам список оптимальных программ для этого.
  • Отлично, — отвечает Андрей Петрович. — Первый вариант в списке мне нравится. Поставим программу вместо одного из ваших сотрудников. А остальных займем делом.

Вариант 2.

  • Андрей Петрович, наш бухучет под угрозой. Люди тратят очень много времени на ввод документов, каждый месяц — потери, сверки, недостачи. Не могут полноценно выполнять остальные свои задачи. А поручить ввод документов некому. Может быть, найдем для этого программу? Это и бухучет обезопасит, и людей сделает более эффективными.
  • Отлично, — отвечает Андрей Петрович. — Давайте найдем, разгрузим людей. Есть у вас варианты?

Ужасно искусственные диалоги получились, скажете вы. Но суть-то вы поняли :) Самое главное, что нужно понять руководству компании — это то, что автоматизировать нужно труд, который со временем стал избыточен — то есть, грубо говоря, сверхработу бухгалтера. Но никак не целиком обязанности одного человека.

Впрочем, в условиях пандемии ситуация может быть и как в первом диалоге. Тогда, конечно, вам предстоит сформулировать решение: переквалифицировать или уволить сотрудника, чью работу отныне будет выполнять программа.

Давайте посмотрим, что происходит дальше при таком варианте.

Подобрать правильное решение

Итак, диагноз, что называется, поставлен. Чем лечить?

Лучше всего подойти к проблеме комплексно. То есть решить все накопившиеся проблемы здесь и сейчас.

Давайте предположим, что в бухгалтерии Ольги Николаевны, где теперь будет на одного сотрудника меньше (если мы остановились на первом варианте диалога), нужно:

  • регулярно наводить порядок в документах от клиентов;
  • быстро определять типы этих документов;
  • быстро распознавать;
  • сохранять в 1С;
  • создавать удобный архив.

Что для этого надо?

Решение, которое будет сочетать в себе:

  • машинное обучение;
  • понимание учета, документов, многообразия всего этого;
  • обязательное участие людей для контроля.

Создатели Кнапа пошли именно по этому пути и сделали не просто программу, а систему из 80 роботов и живых операторов!

Кнап ведет себя как образцовый первичник — понимает с первого раза, делает одинаково, в любой момент его можно переучить.

Робот учитывает контекст, например:

  • может завести одной строкой накладную;
  • разбирает, в какой авансовый отчет какой чек вставить и как провести;
  • может не сохранять документы, а просто накапливать, если по базе ожидается выгрузка, после чего можно сохранить и сверить.

Представим, что бухгалтерия Ольги Николаевны получила именно такого помощника. Как теперь идет работа?

  • Бухгалтер загружает пачку документов, без разбора.
  • Говорит, что с ней делать.
  • Сервис все сам разобрал, сохранил, сделал проводки, сказал, чего не хватает.
  • Общее время работы — 3-4 часа.
  • Работает примерно как сотрудник. Только сервис работает круглые сутки, а не в рабочее время сотрудника.

Именно так должен работать подобный сервис.

Есть, конечно, вариант выбрать стандартную программу для распознавания документов. Просто распознавание и заведение их в базу. Но такие программы ничего не понимают в учете: они просто выдают данные из документа, и даже с этим справляются не совсем точно. С чеками тут и вовсе беда: сложно научить даже человека все сделать правильно. Но еще сложнее искать, какие чеки уже завели, а какие еще нет.

Что, если наша бухгалтерия выбрала второй вариант — и сотрудников убирать из бухгалтерии не будут? Просто нужно автоматизировать задачи? Разве роботы будут справляться быстрее, чем люди, спросит Ольгу Николаевну Андрей Петрович. И вот что скажет ему Ольга Николаевна.

  • Нет, бухгалтер справится быстрее, чем Кнап. Но давайте зададим бухгалтеру вопросы. Задерживаетесь на работе? Работаете в праздники? Приходится работать в выходные? Почти каждый ответит на этот вопрос — да!

А что бухгалтер делает в выходные? Чаще всего то, что не успевает днем — занимается документами. Для большинства бухгалтеров практически не реально заниматься документами в течение дня. Всегда есть поручения директора, вопросы клиентов, звонки, сообщения, требования из ИФНС, блокировки счетов и так далее. Все это срочно и нужно делать днем. Документы откладываются на потом и накапливаются, поэтому и приходится работать вечерами и в выходные, чтобы разгрести эти завалы.

Кнап решает все эти проблемы.

Обосновать решение

А если в моей бухгалтерии не 10 тысяч документов в месяц? Зачем я читал все, что было выше, спросите вы?

Тут вам нужно объяснить директору, как устроена жизнь в типичной бухгалтерии с точки зрения объема документов.

Если у вас компания с одним бухгалтером в штате, то:

  • 100 документов в месяц: бухгалтер перерабатывает, заводит документы вечерами или по выходным;
  • 200 документов в месяц: бухгалтер думает о смене работы или ему берут помощника;
  • 300 документов в месяц: почти всегда есть отдельный первичник.

На каждые новые 400 документов в месяц нужен еще один человек. Вот ваш железный аргумент.

Понятно, почему некоторые бухгалтерии так разрастаются?

Ведь на этот объем входящих документов возникает серьезная нагрузка на банковские операции, обработку выписок, скорее всего, много исходящих документов. Но большая часть работы, конечно, в том, чтобы вводить документы в 1С.

Кнап поможет:

  1. Превратить скан документа в проводку в 1С за несколько часов.
  2. Чеки занести на нужный авансовый отчёт и подотчётное лицо.
  3. Все документы автоматически систематизировать и хранить в архиве.
  4. Проверять документы на дубли.
  5. Автоматически компоновать страницы сканов в документы и сообщать, если чего-то не хватает.
  6. Развернуть сканы для удобного просмотра и автоматически переименовать файлы сканов.
  7. Создать номенклатуру из существующей, без дублей и лишнего мусора.

Можно не переживать и за интеграцию с 1С. Особенность ее в том, что вся логика находится на серверах Кнап — и они не критично зависят от обновления 1С.

Это требует чуть больше времени для настройки интеграции и сильно меньше усилий для поддержки этого решения.

Итак, Андрей Петрович принял точку зрения Ольги Николаевны. Но подчиненные задают ей резонный вопрос. А если роботы все сломают?

Ольге Николаевне придется объяснить коллегам (и самой себе), что с одной стороны, программа теперь — верный помощник бухгалтерии. А с другой стороны — все в порядке, робот не может полностью заменить человека.

Робот Кнап обучен делать простые операции. Он будет делать только то, в чём уверен на 100%. Если робот не уверен — работа передаётся квалифицированному оператору и доделывается вручную. Если и оператор не уверен, специалисты техподдержки уточнят у Ольги Николаевны, как нужно работать с документом.

С Кнап можно работать двумя способами: использовать интеграцию со своим 1С или перейти в 1С:Фреш в самом Кнапе. Во втором случае у каждой базы 1С ведётся постоянный бэкап, оказывается техническая поддержка, обновления и есть все необходимое для работы. Если хоть что-то пойдёт не так по любой причине, специалисты восстановят все данные практически за любой период.

Роботы заносят документы только в тех базах, где установлена дата запрета изменений в 1С. Таким образом, закрытые периоды (отчётность сдана) полностью защищены от изменений. Если дата запрета не установлена, то работа с этой базой 1С для роботов блокируется. Роботы не лезут в периоды, по которым сдана отчётность. Таким образом Кнап гарантирует безопасность.

Скептики, конечно, найдутся всегда. И главное, что вам нужно, чтобы бороться с ними — это...не бороться. Ольга Николаевна, например, может просто предложить Наталье Семеновне, своей консервативной подчиненной, несколько дней поработать наравне с новым сервисом. Тогда Наталья Семеновна поймет, что она, разумеется, прекрасный специалист. Но человеческий фактор в работе не чужд и ей, а потому периодически она путается в работе с таким бешеным объемом документов. И потому гораздо проще положиться на новый сервис, чем перепроверять собственную работу по нескольку раз.

А что, реально робот проводки делает?

Вот что рассказали нам разработчики Кнап:

  • Сегодня такое развитие у роботов, что они не смогут решить какие-то прямо практические задачи бухгалтера. Именно поэтому у нас система роботы + операторы. Идея работы такая же как с нанятым сотрудником — вот пачка документов, надо занести в 1С и сделать проводки. И первичник должен помнить, что, к примеру, чеки на бензин сохраняются в авансовый отчет и проводятся на счет учета 10.03.2.

Кнап учитывает статьи затрат. Одно исключение, когда по контрагенту возможны разные проводки. Но, по нашим наблюдениям, 90% всех документов в компаниях — стандартные, и проводки по одним и тем же контрагентам одинаковые. Это позволяет один раз настроить нашего робота-проводника и забыть об этом. Кстати, если нужно по какому-то контрагенту перепровести документы, достаточно изменить настройки робота-проводника в Кнапе и проводки переделаются автоматически.

Самое важное, что вы уже точно поняли: робот в бухгалтерии — это ваш верный помощник, делающий жизнь значительно легче, а вашу голову — значительно свободнее от рутинной работы. Тогда автоматизацию можно «подружить» с человеческим фактором.

Сервис КНАП

Умный робот для вашей первички

Понимает что и как нужно разнести в программе, учится, в чем ему помогает оператор - человек.

Хотите избавиться от завала первички прямо сейчас?

Оставьте ваши контанты в форме ниже, мы с вами свяжемся, проконсультируем и поможем подключиться к сервису:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

12
  • Марина Снеговская

    Психологически тяжело отдать проводки роботам. Ну, это знаете, как первый раз заказать продукты с доставкой. Думаешь: а положат, наверное, самые на грани срока годности. Так и тут. На это надо просто решиться и все:)

    • Светлана Вейс

      Точно подмечено! Но я, например, дважды воспользовалась службой доставки продуктов и всё было удобно и отлично: оплата картой, все продукты свежие, а замороженные даже в термопакете... Но я всё равно каждые выходные прошу мужа съездить со мной в супермаркет за продуктами, чтобы потрогать их, проверить всё самостоятельно, узнать не появилось ли что нового, чего нет в интернет-магазине. Ничего не могу с собой поделать)))

      • Марина Снеговская

        Думаю, нужно просто время. В душе поверим всему новому - просто надо подождать)

  • Лаура

    До чего дошел прогресс!...

    • Старый ворчун

      Угу.

      цитата "...разрабатывает и осуществляет мероприятия по внедрению вычислительной техники и автоматизированных систем управления" - из Постановления Совмина СССР от 22.08.1964. Так с тех пор и прогрессируем.

  • Хохолька

    Всё зависит от деятельности предприятия. Чем больше предприятие, тем сложнее перевести на машинную обработку. Вариант: машиностроительное предприятие использует в своей работе гайки 1Г5, часть изготавливает само, часть закупает у разных поставщиков (которые периодически меняются), и эти самые гайки имеют у разных поставщиков разное наименование. Как правильно оприходовать эти гайки с наименованием предприятия, поскольку в работу они идут по по названием 1Г5? Как часто вы будете перепрограммировать робота? При том, что таких деталей с разным наименованием очень много? Через некоторое время все настройки робота будут не актуальны, поскольку человеческий фактор нельзя исключить - забыли установить новое название материала, не вовремя установили новое наименование, пришел новый сотрудник, отвечающий за перенастройку робота....) получите трудно решаемую проблему. И таких моментов полно. Если работник сообразит, что возникла проблема и надо найти разницу, то робот будет штамповать ошибку и даже найти момент возникновения ошибки будет весьма сложная задача.

    • Елена Балаклицкая

      да, меня момент с номенклатурой тоже очень напрягает. Может как-то прокоменнтируют создатели сервиса этот вопрос. Потому что в электрике, например, мы тоже периодически покупаем у разных поставщиков (хотя надо признать в основном поставщик один с одними и теми же артикулами) и вот создавать десяток позиций, которые по сути одно и тоже сложно. Хотя вроде как КНАП говорит - у них такие спорные позиции робот проводить не будет - будет спрашивать человека, а то будет уже вручную ставить нужны параметр. Гораздо хуже все с чеками. Там иногда название вообще нечитаемое. Например приносят бумажку "коисжпивн 152" и чо это?)) Вот реально иногда набор букв)))

      • Максим Ахмадинуров

        На счет поиска похожей номенклатуры ответил рядом ?

        По поводу чеков — согласен с вами, там чего только не бывает)) Спасает QR-код на чеке, с помощью него можно получить подробную информацию со всей номенклатурой. Но QR-коды тоже бывают не всегда, либо повреждены.

    • Максим Ахмадинуров

      Добрый день!

      Спасибо за интересный вопрос ?

      Обсуждаем такой сценарий: вы покупаете «гайки 1Г5» у разных поставщиков, и в накладных гайки приходят с разными названиями, например:

      — Бронзовая гайка 1Г5

      — Бронз гайка 1Г5

      — Брнзв гайка 1Г5, Китай

      При заведении в 1С вам нужно всегда выбирать из справочника номенклатуру «Гайка 1Г5», чтобы не создавать лишнюю номенклатуру.

      Решение от Кнапа.

      При заведении документа Кнап выбирает номенклатуру из справочника 1С:

      1. Если такая номенклатура уже есть (с таким артикулом или названием), то мы выбираем ее.

      2. Если точно такой номенклатуры нет, то мы ищем похожую и выбираем ее.

      3. Если похожей номенклатуры нет, только тогда мы создаем новую номенклатуру.

      Мы используем специальный алгоритм поиска похожей номенклатуры из справочника 1С, что позволяет исключить дублирование похожей номенклатуры. Подробнее об алгоритме →

      Особенно важно не дублировать номенклатуру на торговле, иначе будет ситуация продал то, что не покупал — минуса на 41 счете.

      Дополнительно можно зафиксировать контекст по организации «Новую номенклатуру не создавать, строго выбирать из справочника 1С». В таком случае в спорных ситуациях мы уточним у клиента как завести документ.

      Максим, основатель сервиса Кнап

      • Елена Балаклицкая

        Спасибо за ответ. А что будет в случае, если названия не столь очевидны. к примеру, названия номеклатуры - Кабель ВВГ 3*1,5 и просто ВВГ 3*1,5 робот сможет сопоставить. А если это будет "кабель силовой трехжильный" условно. Тут и оператор не факт, что поймет о том ли кабеле речь. Получается будет уточнять у заказчика? Сервис очень заинтересовал на самом деле) Посмотрела на сайте стоимость - получается каждый документ оценивается "поштучно"+ цена за количество строк. Не совсем рентабельно, если например, много авансовых отчетов или накладных, где позиций много, а общая сумма по документу небольшая. И сразу в связи с этим еще вопрос - унас есть магазин, который даже одинаковые товары бьет отдельно. Т.е. в чеке вместо позиии "Болт 10 М" - 5 штук, будет пять позиций "Болт М 10". При заведении в 1С это будет одна строка, а в документе целых пять. Как будет обрботка такого документа оцениваться? Извините, елси достаю, я очень дотошный бух)

        • Максим Ахмадинуров

          Спасибо за интересные вопросы ?

          Отвечаю по порядку:

          1. Вопрос: Названия номенклатуры - «Кабель ВВГ 3*1,5» и просто «ВВГ 3*1,5» робот сможет сопоставить?

          Ответ: да, сможет.

          Используем алгоритм нечеткого поиска, который учитывает опечатки и перестановки слов. В данном случае вообще всё просто — пропущено слово «Кабель».

          2. Вопрос: А если это будет "кабель силовой трехжильный" условно. Тут и оператор не факт, что поймет о том ли кабеле речь. Получается будет уточнять у заказчика?

          Ответ: Если в базе по запросу «кабель силовой трехжильный» система находит строго одно значение, то мы подставим его. Если в справочнике много похожих значений, например:

          — Силовой кабель ВВГнг Трехжильный, 100 м

          — Кабель Арсенал ВВГ-Пнг LS 3х2,5 ГОСТ - 100 м 33372

          — ВВГНГ(А)-LS 3Х16 КАБЕЛЬ СИЛОВОЙ (5 М)

          — Кабель силовой медный ВВГ-Пнг(А)-LS 3х2,5

          Мы будем заводит так, как вы скажите — если была договорённость уточнять — уточним, если уточнять не надо по этой организации — заведём новую номенклатуру.

          3. Вопрос: Получается каждый документ оценивается "поштучно"+ цена за количество строк?

          Ответ: да, именно так.

          При этом мы бесплатно сортируем сканы и бесплатно не заводим скан, если вы его случайно отправите дважды (или хоть 20 раз).

          К примеру, у вас было 10 сканов, вы нам их отправили на заведения.

          Затем снова отправляете другие сканы и случайно добавляете туда те, что уже отправляли — мы не возьмём за них деньги, а мгновенно отметим их как «Дубликаты». Подробнее про отправку документов смотрите в коротком видео →

          По нашей статистике за 3 квартал 2020 было отправлено 27% дублей ?

          4. Вопрос: Много авансовых отчетов или накладных, где позиций много, а общая сумма по документу небольшая.

          Ответ: да, бывает, что документ на 5 рублей, а стоимость заведения выходит 20 рублей.

          Но заведение — это лишь один из этапов нашей работы, весь цикл состоит из:

          1. Отправка сканов

          2. Сортировка (развернуть сканы, объединить страницы, убрать лишнее)

          3. Заведение

          4. Проверка на дубли

          5. Проведение

          6. Сохранение в Архиве

          7. Дальнейшее обращение к документу

          Давайте посмотрим как изменится ваша жизнь с Кнапом?

          Клиенты отправляют вам первичку в whatsApp или на почту. В случае Кнапа вы просто пересылаете письмо с первичкой в Кнап на специальный email, в whatsApp через кнопку «Поделиться» отправляете в Кнап через мобильное приложение.

          Или ещё круче — просто сообщите вашим клиентам специальный email Кнапа или дайте наше мобильное приложение, пусть отправляют первичку напрямую в Кнап. Зачем это делать через вас?

          Кнап сам рассортирует все сканы во вложении, заведет только первичные бухгалтерские документы.

          Если в письме будет счет на оплату или лишние фотографии — мы бесплатно их пропустим.

          Далее мы проверим документ на дубли, если документ уже заведен в 1С, мы не будем его заводить, а сохраним только скан документа в разделе Архив. И чеки мы тоже проверяем на дубли — такое даже 1С не умеет делать, а мы можем. Подробнее про проверку на дубли документов →

          После заведения все документы хранятся в электронном Архиве, вы всегда сможете получить доступ к ним, а также дать доступ вашим клиентам. Все сканы хранятся рядом с документом и есть прямая ссылка на документ в 1С.

          Посмотрите как выглядит Архив в коротком видео →

          5. Вопрос: У нас есть магазин, который даже одинаковые товары бьет отдельно. Т.е. в чеке в место позиции "Болт 10 М" - 5 штук, будет пять позиций "Болт М 10". При заведении в 1С это будет одна строка, а в документе целых пять. Как будет обработка такого документа оцениваться?

          Ответ: Знакомая ситуация, и в накладных такое видел. Всё сделаем так, как вы захотите ?

          По организации можно прописать правило, к примеру, «Одинаковые позиции в документе объединять в одну и указывать общее количество». В результате, мы заведем одной строкой «Болт 10 М» - 5 штук.

          А если у вас упрощённый учёт и все накладные нужно заводить с номенклатурой «Товар» — так и сделаем, и возьмем деньги за 1 строку.

          Спасибо