Обособки, декларация по налогу на прибыль и пугающие письма от ФНС - бухгалтерам некогда отдыхать

Кто-то сейчас впервые будет сдавать декларацию по прибыли (повезло так повезло). Рассказываем, что изменилось и как заполнить отчет организациям с обособками. А еще ФНС предупреждает налогоплательщиков — централизуем ведение КРСБ (карточек расчетов с бюджетом), поэтому вы там держитесь, пишите письма. Как тут вообще организовать работу с подразделениями, особенно если ОП это один человек (и так бывает)? Помогаем разобраться.
Обособки, декларация по налогу на прибыль и пугающие письма от ФНС - бухгалтерам некогда отдыхать

Кто-то сейчас впервые будет сдавать декларацию по прибыли (повезло так повезло). Рассказываем, что изменилось и как заполнить отчет организациям с обособками. А еще ФНС предупреждает налогоплательщиков — централизуем ведение КРСБ (карточек расчетов с бюджетом), поэтому вы там держитесь, пишите письма. Как тут вообще организовать работу с подразделениями, особенно если ОП это один человек (и так бывает)? Помогаем разобраться.

Новая декларация

Налогоплательщики на ОСНО уже успели сдать ее за 2020 год. Новый год без новых форм — где такое видано? А вот те, кто в прошлом году применял УСН, а в этом перешел или неожиданно попал на общую систему, возможно еще не успели подать декларацию. Срок — до 28 апреля, дедлайн близко.

Форма изменилась по Приказу ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655@. Кроме мелких изменений типа новых штрих-кодов произошли и другие перемены, по-новому стали выглядеть лист 02 «Расчет налога» и лист 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ». А также приложения к ним:

  • приложение № 4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»;
  • приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения» — как раз то, что нас интересует;
  • раздел А «Расчет инвестиционного налогового вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ» приложения № 7 к Листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»;
  • раздел Г «Расчет уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета» приложения № 7 к Листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»;
  • страница со штрих-­кодом «00214339» в листе 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку»;
  • приложение № 2 к декларации.

Изменения обусловлены рядом изменений в НК. Например, в декларацию не включаются сведения о доходах физлиц от операций с ценными бумагами (ранее их нужно было включать согласно пункт 4 статьи 230 НК). Федеральный закон № 321-ФЗ расширил перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли и т.д.

Кстати, наверняка в самом начале статьи, когда мы упомянули УСН некоторые читатели возмутились — при чем тут УСН и переход на ОСНО для тех, у кого были обособки, ведь они и упрощенку применять не могли. Что-то вы там напутали!

А вот и нет. Действительно нельзя применять УСН тем организациям, которые имеют обособленное подразделение, но только, если это ОП является филиалом.

Какими бывают обособленные подразделения

Согласно статьи 55 ГК выделяются два вида ОП:

  • Представительство — расположено вне места нахождения головной организации, представляет ее интересы и осуществляет их защиту;
  • Филиал — также расположен вне места нахождения «головы», осуществляет те же функции, что и головная организация или их часть, в т.ч. функции представительства.

С точки зрения НК ОП появляется, если организация вне места своего постоянного местонахождения организует рабочие места на срок более месяца. И о нем надо сообщить в течение месяца со дня создания (Сообщение по форме С-09-3-1). И при этом не важно — наделяла его организация каким-то особыми полномочиями, отражала в учредительных документах или нет.

Примеры таких «простых» обособленных подразделений:

  • Арендовали отдел в магазине и продаете там свои товары;
  • Занимаетесь аутсорсинговыми услугами, арендуете офисы в разных городах страны, где находятся сотрудники, ведущие клиентов в этом городе (стол, стул, сотрудник — уже ОП);
  • Купили / арендовали участок, построили на нем автостоянку, где работает сторож;
  • Поставили киоск с выпечкой;
  • Открыли сервисный центр, расположенный не по адресу магазина бытовой техники и т.п.

Все конечно условно, наделите свое подразделение самостоятельными функциями, назначьте руководителя, дайте название и утвердите по нему положение и это уже не будет филиал или представительство.

Грань иногда настолько тонкая, что отнесение подразделение к определенному виду приходится доказывать в суде, см., например, Постановлением от 29.12.2014 № Ф09-8604/14 Арбитражный суд Уральского округа или Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2018 г. по делу № А27-16080/2017.

Обособки очень разные. Обычно, если это какое-то крупное подразделение, например, целый магазин, то у него вполне может быть назначен руководитель, есть собственный счет в банке, даже бухгалтер. Но это не всегда так. Часто все данные из ОП стекаются в головной офис и там уже бухгалтерия обрабатывает документы и заносит их в базу, а еще и отчетность сама составляет.

Понятно, что в этом случае ключевой момент — правильный документооборот. Чем он организованнее, тем оперативнее получает «голова» данные, необходимые для подготовки отчетов, даже если ОП само их потом будет сдавать. Напомним — подразделение может выглядеть как одиноко сидящий в офисе консультант, юрист, курьер, да кто угодно или может не одинокий, но парочка-другая сотрудников погоды не сделает.

Очень простое решение — ответственный сотрудник в подразделении сканирует все документы и закидывать в какую-то папку или ящик электронной почты, откуда бухгалтер, с помощью специальной программы «считывает» и автоматически подгружает их в базу 1С. Это избавляет бухгалтера головной компании от целой кучи проблем:

  • Проверять были ли ранее уже такие документы подгружены в базу (т.е. искать дубли);
  • Вручную заносить данные (особенно, если много чеков или накладных, т.е. большое количество разной номенклатуры, например, ваши ОП — автосервисы, которые постоянно покупают запчасти);
  • Совершение арифметических или других ошибок, опечаток — распознавание высокоточное, даже если качество скана низкое, фото не очень хорошее, документ помят и т.д.;
  • Собственно сканирование — этим занимается каждый отдельно взятый сотрудник, значит бухгалтеру уже не нужно при получении оригинала его сканировать, а работнику не требуется никаких особых навыков (что важно, если в подразделении нет бухгалтера, разбирающегося в первичке);
  • Архивация — скан будет привязан к документу в базе и сохранен в электронный архив, его можно открыть, просмотреть, добавить еще какие-то документы, например, счет-фактуру.

Как показывает практика, наладка такого документооборота экономит бухгалтеру до нескольких часов в день. Плюс — все документы своевременно занесены в базу, а отчетность более достоверная.

Для этих целей подойдет сервис КНАП. Все нужные функции — распознавание, загрузка и проведение в базе 1С, электронный архив. Есть приложение на Android.

Попробовать КНАП бесплатно

Так что там с декларацией?

Что касается заполнения декларации организациями с обособками, то тут есть ряд нюансов.

  1. Налог на прибыль платится в два бюджета — федеральный (платится по месту нахождения головной организации одним платежом) и региональный. Платежи в региональный бюджет перечисляются в по месту расположения подразделений (см. пункты 1 и 2 статьи 288 НК).
  2. «По умолчанию» декларация сдается по каждому обособленному подразделению. При этом на титульном листе в поле «по месту нахождения (учета) (код)» ставится код 220. Об особенностях кодировки в других листах читайте ниже.
  3. Организация может выбрать вариант уплаты налога централизованно (сделать это нужно было до 31 декабря 2020 года). Это значит, что если на территории одного региона (субъекта РФ) открыто несколько подразделений (в т.ч. это касается региона, где находится головная организация), то одно ОП можно наделить полномочиями по уплате налога в региональный бюджет (сделать ответственным подразделением). Оно же будет сдавать декларацию за все подшефные подразделения. Так можно поступить с любым количеством регионов. Это существенно сократит количество сдаваемой отчетности.

Возвращаемся к самому отчету — после внесенных в декларацию изменений ФНС решило объяснить налогоплательщикам, как именно надо заполнить отчет для компаний с обособками и выпустила Письмо от 19.02.2021 № СД-4-3/2143@.

Итак, если организация выбрала ответственное подразделение и оно сдает отчетность за группу ОП, то в приложении 5 к листу 2 декларации «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения» в поле «Расчет составлен» необходимо указывать код «4» (это значит, что расчет подается по группе ОП, находящихся на территории одного субъекта).

Этот код нужно проставлять в каждом Приложении № 5 к Листу 02, если у организации ОП в нескольких регионах и по каждому выбрано ответственное подразделение.

Обратите внимание! Даже если в каком-то субъекте у организации всего одно подразделение, его также можно назначить ответственным (за себя самого) и уплачивать налог централизованно. При этом код в соответствующем приложении все равно будет тот же (4), несмотря на то, что ОП только одно.

Исключение — ситуация, когда организация закрыла все ОП (прекратила деятельность) в каком-то регионе, тогда в поле «Расчет составлен (код)» по такой группе подразделений будет стоять код «3».

При закрытии ОП не забудьте снять его с учета, для этого нужно заполнить форму С-09-3-2 и подать ее в ФНС в течение 3-х дней со дня прекращения деятельности.

А что с КРСБ? Опять платежи куда-то переводят?

По сути — да. ФНС присылает налогоплательщикам вот такие извещения:

Ну, или такие:

Смысл один — сведения обо всех платежах и манипуляциях с ними (зачеты, возвраты) переезжают в ФНС, где на учете стоит головная организация. Поэтому, например, ФНС в регионе, где стоит на учете ОП, вам больше не выдаст сверку — ее надо запрашивать в ФНС «головы».

Письма несколько запутали предпринимателей и некоторые решили, что изменится и подача отчетности — сдавать декларацию на прибыль в 2021 году придется по-новому. Но, как видно в первом письме, в конце сделана приписка — предоставление деклараций остается неизменным (кстати, во втором такая ремарка отсутствует).

Пугает только то, что раз у программ ФНС случаются регулярные глюки, то перенос такого количества данных вызовет также ошибки и сбои (о них уже говорят в сети). Короче — заказывайте сверки, проверяйте туда ли «упали» ваши платежи и «встали» отчеты.

Памятка: старые реквизиты для уплаты налогов и взносов действуют до конца апреля. В мае перечислять платежи нужно только по новым реквизитам. Узнать их можно на сайте ФНС.

Централизуйте учет в организации

Собрать документы с обособок, распознать и завести в 1С с проводками -- задача для роботов КНАП

Попробуйте сервис бесплатно!

Оставьте нам ваши контакты ниже, мы расскажем как получить бесплатный доступ:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

 

Начать дискуссию