Спустя полгода после вступления в силу изменений в закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе) вопросов по ситуации с маркировкой рекламы меньше не стало. Предлагаю рассмотреть подробнее нововведения и и что в связи с этим могут предложить своим клиентам юристы.
На интенсиве «Важные изменения в законодательстве, которые коснуться каждого предпринимателя и каждый бизнес в 2023 году» подробно разобрали тему маркировки.
Нормативные акты и термины
Маркировка интернет-рекламы регулируется законом о рекламе и принятыми во исполнение его требований постановлениями и распоряжениями Правительства, а также приказами Роскомнадзора. Полный перечень регулирующих документов можно увидеть на странице ведомства.
Основные термины, которые появились в Законе о рекламе:
ЕРИР – Единый реестр интернет-рекламы;
ОРД – оператор рекламных данных (агрегатор, передающий сведения в реестр);
ОРС – оператор рекламной системы;
маркировка рекламы – указание обозначения «реклама» на всех видах информации, подпадающей под законодательное определение.
Рекламой в Интернете законодатель признает информацию:
распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
адресованную неопределенному кругу лиц;
направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
И всё же определение это не исчерпывающее. Заинтересованным участникам рынка часто приходится обращаться за разъяснениями ФАС или к судебной практике – слишком разные ситуации возникают, нюансы которых законодатель попросту не предусмотрел.
Например, было много вопросов о push-уведомлениях, а также смс- и email-рассылках. И если насчет первых уже есть позиция ФАС, признавшего их рекламой и анонсировавшего изменения в закон, то со вторыми всё не так просто.
Смс- и email-рассылки адресованы как раз конкретным лицам. ФАС в связи с этим указала: под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Таким образом, ФАС относит к рекламе любую неперсонифицированную информацию, направленную на продвижение объекта рекламирования, даже если она направляется по конкретному адресному списку.
Порядок размещения рекламы в интернете с учетом требований закона о рекламе
Алгоритм размещения рекламы сейчас выглядит так:
Рекламодатель (заказывает рекламу, обращается в агентство).
Агентство (ОРД передает сведения в Рекламную сеть, после ОРД передает в ЕРИР).
Рекламная сеть (ОРД передает сведения в ЕРИР).
Интернет.
При этом перечень сведений, подлежащих передаче оператору рекламных данных, определен распоряжением Правительства от 30.05.2022 № 1362-р.
Какая реклама подлежит маркировке
Размещение любой рекламы в интернете должно сопровождаться пометкой «реклама». В дополнение к пометке необходимо указание на рекламодателя или сайт, содержащие информацию о рекламодателе.
ОРД Вконтакте следующим образом конкретизирует на своей странице виды контента, подлежащего маркировке:
статичные баннеры (при этом каждый вариант отображения должен быть иметь собственный токен);
видеореклама;
мультиформат;
карусель;
промопосты в соцсетях;
видеобаннеры;
вертикальное видео;
тизеры.
Не подлежит маркировке:
социальная реклама;
реклама собственных товаров (про услуги упоминания в законе о рекламе ничего не сказано): в email-рассылках и в push-уведомлениях – пометка требуется, но передача сведений в ЕРИР – нет;
реклама в составе теле- и радиопередач, которая в Интернете отображается без изменений по сравнению с первоисточником.
Перечень случаев, при которых информация не относится к рекламе, указан в ч. 2 ст. 2 закона о рекламе. Среди них:
справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке;
вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом обзоры блогеров не подпадают под рекламу, а вот взаимопиар уже таковой является. Но опять же – каждый конкретный случай стоит рассматривать отдельно.
Ответственность и штрафы
Здесь тоже большой ясности пока нет. Ряд экспертов уже успели провозгласить об отмене штрафов, которые должны были назначаться с 1 марта 2023 года. Вот только официальной позиции по этому поводу ни одно ведомство пока не озвучило. Да и перенос срока введения штрафов вовсе не означает, что требования закона не нужно соблюдать.
Отмечу, что пункт 1 статьи 14.3 КоАП, устанавливающий штрафы как раз за отсутствие пометки о рекламе и сведений о рекламодателе, действует довольно давно. Причины отсутствия штрафов по нему – другой вопрос. Возможно, его отложили до разработки мер ответственности в КоАП за несоблюдение других требований закона о рекламе.
Вопрос, связанный с немалыми суммами рекламных контрактов и административных штрафов, конечно, не останется без должного интереса со стороны многочисленных рекламодателей, блогеров и интернет-площадок. Разобраться самостоятельно в абсолютно новой сфере, которая только выстраивает правила и систему работы, будет весьма непросто.
Уже сейчас можно констатировать наличие большого спроса на юристов, которые могут грамотно представить интересы участников рынка во взаимоотношениях с государством или операторами рекламных данных.
Узнать, как юристу повысить свой доход и найти постоянных клиентов, оказывая услугу правового сопровождения рекламной деятельности в Интернете, вы можете, пройдя мой авторский курс «Правовой советник онлайн-проектов».
Регистрируйтесь и осваивайте раньше других перспективную и выгодную специальность, которая позволит вам стабильно зарабатывать от 100 000 рублей.
Правовой советник
Зарабатывайте стабильно от 100к в новой профессии, которая уже максимально востребована на рынке. Клиенты уже ждут! А квалифицированных специалистов ПОКА мало!
Реклама: ИП Муравьева, ИНН: 782509312662, erid: LjN8KBVbP
Начать дискуссию