По каким критериям налоговая инспекция отбирает предпринимателей для проверок

Предприниматели, независимо от организационно-правовой формы, всегда обеспокоены вопросами проверок их деятельности надзорными органами. При этом не всегда понятно, кого и почему проверяют налоговые органы, а кого - не беспокоят. 
По каким критериям налоговая инспекция отбирает предпринимателей для проверок
Иллюстрация: Светлана Семина/Клерк.ру

Конкретные критерии отбора налогоплательщиков для проверок изложены в Приложении № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и применимы как к ИП, так и к юр лицам:

Налоговая нагрузка меньше среднеотраслевого показателя

Налоговая нагрузка – это один из расчетных экономических показателей. Он показывает, какая часть доходов налогоплательщика приходится на уплату налогов (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков).

Это один из критериев, по которым инспекторы выясняют, является ли конкретный налогоплательщик потенциальным нарушителем, и вносят его в план выездных проверок.

Инспекторы сравнивают нагрузку налогоплательщика с нормативным показателем в той отрасли, где он работает (среднеотраслевым показателем) (разд. 4 Приложения № 1 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Предприниматель может и сам рассчитать свою нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевым показателем (разд. 4 Приложения № 1 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Рассчитать ее можно по формуле согласно Приложению № 3 к этому приказу (письма Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС от 29.06.2018 N БА-4-1/12589@).

Следует обратить внимание, что такие расчеты – дело добровольное. Такой обязанности на предпринимателей не возложено.

Если после расчетов выяснится, что показатель нагрузки меньше среднеотраслевого, то велика вероятность появления интереса ФНС к предпринимателю. У ФНС в этом случае, скорее всего, возникнут вопросы о причинах такого положения вещей, то есть проверка состоится.

Значительная доля вычетов по НДС

Их сумма 89% и больше от начисленного за 12 месяцев НДС (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков).

В Налоговом кодексе понятие «безопасная» доля вычетов НДС отсутствует. Под «безопасной» долей вычетов обычно понимают величину, превышение которой привлечет к предпринимателю внимание налоговых органов. При этом ее размер официально прямо нигде не назван. Есть две основные величины, которыми оперирует ФНС.

Так, считается «безопасной»:

  • доля вычетов за четыре квартала менее 89% от НДС, начисленного за этот же период (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков);

  • доля вычетов, которая не превышает среднюю долю вычетов по региону. Этот показатель встречается в опубликованных комментариях представителей ФНС.

Среднемесячная зарплата на одного работника меньше отраслевого показателя в регионе

Безусловно, ФНС примет во внимание и соберет все возможные факты, подтверждающие, например, выплаты зарплаты «в конвертах» и прочие нарушения при оформлении финансовых правоотношений с работниками (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков).

Проверки оформления правоотношений с работниками или с самозанятыми в настоящее время очень распространены. Хотя избежать нарушений нетрудно – нужно лишь следовать установленному списку обязательных правил.

На онлайн-сессии Академии правовых и финансовых советников «Формула увеличения дохода бухгалтера в 2023 году» доступно и наглядно рассказывается о том, как быстро и качественно наладить бухгалтерский учет в онлайн-школе, в том числе, в части реализации услуг, расчета с подотчетными лицами, уплаты налогов и взносов с зарплат.

Чтобы узнать подробности, переходите на наш сайт.

Деятельность через цепочку контрагентов

Инспекторы заинтересуются предпринимателем/организацией, если он или они работают с перекупщиками и посредниками без деловой цели. В этом случае ФНС придет к выводу, что имеется высокая вероятность преследования предпринимателем цели в виде получения необоснованной налоговой выгоды (п. 8 Общедоступных критериев оценки рисков).

Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды? Когда предприниматель/организация получает вычет по НДС, учитывает расходы по налогу на прибыль, обращается за зачетом или возвратом денежных средств, это и есть получение налоговой выгоды.

Но в случае выявления ФНС факта, подтверждающего, что налоговая выгода является необоснованной, ФНС откажет предпринимателю/организации в получении денег из бюджета, уменьшении суммы налога и т. д.

Поэтому предпринимателям следует всегда озадачиваться проверками контрагента: это должно быть реальное существующее юридическое лицо или ИП, которые действительно осуществляют предпринимательскую деятельность. Кроме того, необходимо проследить, исполнил ли контрагент сделку. Это и есть проявление должной осмотрительности в доказательство обоснованности сотрудничества с контрагентом.

Пример такой схемы приведен в приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Деятельность с высоким налоговым риском, в том числе с привлечением фирм-«однодневок», работников-инвалидов

Этот критерий также сигнализирует о том, что, возможно, предприниматель/организация пытается получить необоснованную налоговую выгоду (п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков).

Налоговая служба постоянно анализирует способы ведения деятельности с высоким налоговым риском (п. 7 приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Наиболее распространенные из них приведены в приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и на сайте ФНС.

Если предприниматель/организация не подали пояснения или документы в инспекцию

В том числе (пп. 8 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 88, ст. 93 НК , ст. 29 закона № 402-ФЗ, п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков):

  • без объективных причин не представили пояснения по ошибкам, несоответствиям и противоречиям, которые выявлены при камеральной проверке в декларации или расчете;

  • не представили в инспекцию запрашиваемые при проверке документы;

  • не сохранили документы, срок хранения которых не истек;

  • не восстановили документы, которые были утрачены или испорчены из-за форс-мажора (пожара, затопления и т.д.).

Как представить документы по требованию при камеральной и выездной налоговых проверках

Порядок представления документов при камеральной и выездной проверках одинаковый. Их можно сдать на бумаге или в электронном виде.

Если вы решили сдавать документы в бумажном виде, то следует подать их заверенные копии, а также составить сопроводительное письмо с описью документов. Общий срок сдачи – 10 рабочих дней с момента получения требования.

Следует иметь ввиду, что при камеральной проверке инспекция может запросить у налогоплательщика документы только в определенных случаях, а при выездной проверке может потребовать все документы, которые относятся к ее предмету – регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные документы, счета-фактуры и другие документы.

Всегда лучше предупредить, чем потом разбираться с последствиями. О том, как произвести аудит бухгалтерского учёта, восстановить первичные данные, что и как подавать в качестве уточненных данных в налоговую инспекцию и фонды – также рассказано в доступной и понятной форме на онлайн-сессии Академии правовых и финансовых советников «Формула увеличения дохода бухгалтера в 2023 году».

Подробнее – тут.

При применении спецрежимов

А именно: неоднократное приближение к предельным показателям, которые дают право на них (п. 6 Общедоступных критериев оценки рисков).

Если два или более раза за год налогоплательщик приближался к ограничению по спецрежиму (например, по размеру доходов или средней численности работников для применения УСН), то это причина для интереса со стороны ФНС. При этом разница между показателем налогоплательщика и ограничением – менее 5% от его предельного значения.

В этом случае со стороны ФНС может быть сделан вывод, что предприниматель/организация специально занижает показатели, чтобы пользоваться преимуществами спецрежимов.

При этом не являются безусловными основаниями для проведения у налогоплательщика выездной проверки заявление третьего лица о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства или наличие у последнего неурегулированного спора в рамках дела о банкротстве (письмо ФНС от 10.09.2021 № СД-4-2/12900@).

Вправе ли налоговый орган истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки

Налоговый орган вправе истребовать документы и информацию по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, исходя из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.

Не допускается произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

Если вне рамок проведения налоговой проверки у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, то он вправе истребовать эти документы у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, причем не только у участников сделки, но и у иных лиц.

Специальные критерии для отбора

При этом можно отдельно выделить специальные критерии отбора налогоплательщика для проверок в отношении организаций:

  • «Миграция» между налоговыми инспекциями (п. 10 Общедоступных критериев оценки рисков).

Инспекторы обратят внимание на организации, которые два и более раза с момента создания меняли юридический адрес, что приводило к переходу из одной инспекции в другую в ходе выездной проверки.

  • Рентабельность значительно меньше среднеотраслевого показателя (п. 11 Общедоступных критериев оценки рисков).

Для сравнения инспекторы возьмут два показателя: рентабельность продаж и активов по данным бухгалтерского учета.Значительным будет отклонение на 10% и более.

  • Расходы растут быстрее, чем доходы (п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков).

Инспекторы сравнят темпы роста расходов и доходов от реализации по данным налоговой и бухгалтерской отчетности.К этому критерию также относятся ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, или если доходы падают, а расходы растут. Этот критерий применяется к плательщикам налога на прибыль.

  • Убыточная деятельность на протяжении двух и более лет (п. 2 Общедоступных критериев оценки рисков).

Проверяющих заинтересует убыток как в бухгалтерской, так и в налоговой отчетности.

Критерии для ИП

Тут все просто, потому что в данном случае применяется единственный критерий в отношении ИП: приближение суммы профессионального вычета по НДФЛ к годовому доходу (п. 7 Общедоступных критериев оценки рисков). Инспекторы применят его, если сумма такого вычета составит более 83% от дохода за год.

В заключение хотелось бы отметить, что знания в области бухучета и финансов легко может структурировать и освоить любой желающий.

Вы можете уже сейчас освоить специализацию «Бухгалтерское сопровождения онлайн – школ», на которую есть высокий спрос! А если у вас свой бизнес или вы планируете его открыть, то после прохождения курса вы сможете обезопасить себя, контролировать все процессы в вашем дел и не зависеть от других специалистов.

На курсе «Финансовый советник онлайн – школ» 18 основных модулей + 4 бонусных модуля, каждый из которых приближает вас к освоению востребованного направления в мире финансов. После завершения обучения Вы получите диплом установленного образца.

Регистрируйтесь сейчас, пока действуют бонусы!

Финансовый советник онлайн-школ

Освой специализацию бухгалтерского сопровождения онлайн-школ, на которую уже есть высокий спрос!

Реклама: ИП Муравьева, ИНН: 782509312662, erid: LjN8Jy5EU

Комментарии

5
  • Мирам

    Деятельность с высоким налоговым риском, в том числе с привлечением фирм-«однодневок», работников-инвалидов

    интересно, частично выдана немного устаревшая информация, или критерии медленно пересматривают.

    кажется давно канули в лету массовые открытия общества инвалидов с ОКВэдами: торговля алкоголем, табачными изделиями, вторчерметом и т.п.

    или кто то промышляет еще?

    • Arhimed0
      кажется давно канули в лету

      да ладно....

      массовые открытия общества инвалидо

      массовых, может и нет, но повнимательнее присмотреться к имеющемуся..... а уж тем более недавно зарегиным

      или кто то промышляет еще?

      как говорится: а почему бы и да?

    • Мирам

      Ромашкозаменитель?

  • Андрей

    Да какие тут ,к черту, "алгоритмы"-на кого пальцем показали ,того и трясут.

    Не могу даже представить ,что кто-то в ФНС сидит и "вычисляет" из всех Ип,ООО,ЗАО и тд "неблагонадежных"

    • Arhimed0
      на кого пальцем показали ,того и трясут.

      и это есть

      кто-то в ФНС сидит и "вычисляет" из всех Ип,ООО,ЗАО и тд "неблагонадежных"

      ну почему? если видно что предприятие никакой деятельности не ведёт.... , а если видно, что есть в деятельности "нечто интересное", то вот его - обязательно надо бы посмотреть.

      Работу-то работать тоже надо. Если ты вляпался в отдел выездных проверок работать, то уж изволь хоть иногда выезжать. Ну а выезжая, должен хоть что-то накопать..... так что.... Тут уж само-собой выработается определённая чуйка по каким параметрам выбрать себе фирмочку куда завтра поедем. Ну не совсем же лотереей в любую. Методы отбора свои есть, определённый анализ проводят

      Ничего странного или удивительного в этом нет. вполне себе закономерный процесс