Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.
Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Поэтому стоит разобраться, как не провалить переход на СЭД, и на каких этапах, что необходимо предусмотреть. Но сперва рассмотрим возможности и преимущества от внедрения системы электронного документооборота на предприятии. 

Для чего необходима система электронного документооборота

Система электронного документооборота необходима для создания документации в цифровом формате. В этом же формате она подписывается, согласовывается, правится. Далее файл можно пересылать между отделами, сохранять в архиве. Если он понадобится для уточнения данных, доступен поиск по теме, автору, дате и другим параметрам. Использование СЭД оптимизирует процессы внутри предприятия, помогает экономить деньги.

В чем именно заключается положительный эффект от внедрения системы электронного документооборота

Положительный эффект заключается в наведении порядка в документации. Бумажные документы регулярно теряются, их забывают подписать или передать. Если в них допущены ошибки, переделывание занимает много времени. Когда документация движется между отделами или подразделениями фирмы, нужны курьеры.

Все это отпадает при внедрении СЭД. Исправить файл может автор или тот, у кого он находится на согласовании. Передача документации занимает секунды. Работать можно с ноутбука или планшета в любом уголке Земли. 

Экономятся деньги на бумагу, тонеры для принтеров, электроэнергию, папки. Не нужно содержать большую комнату для архива. Поиск информации занимает минимум времени. Все бланки надежно сохраняются в двух экземплярах на разных дисках на случай компьютерного сбоя. Вашей фирме не страшен пожар, затопление, грызуны и т. д.

СЭД — система электронного документооборота

Наведите порядок во внутренних документах компании, исключите потери, сократите сроки согласования

На что следует обратить внимание при внедрении: 10 основных способов не провалить

Внедрение системы электронного документооборота можно провалить, напрасно потратив время и деньги. Поэтому следуйте поэтапному плану, учитывая 10 важных рекомендаций:

  1. Определите, кто будет пользоваться СЭД и для каких задач он нужен в компании. Еще до установки программы, решите, каким сотрудникам она нужна. Зачастую это: бухгалтера, кадровики, инженеры, руководители отделов, сотрудники склада и пр. Так получится определить, какая документация будет переводиться в цифровой формат и кто в этом участвует.

  2. Расскажите команде о пользе. Простого объяснения, что фирме так будет лучше – недостаточно. Покажите, что некоторые процессы будут автоматизироваться. Это упростит рутинную работу, поможет лучше ее организовать. Сотрудники смогут больше успевать, а значит получат премии. Для согласования не придется бегать по отделам. 

  3. Учитывайте уровень подготовленности сотрудников. Для использования системы необходимы элементарные навыки работы за ПК. Если у вас бухгалтер или кадровик, который 30 лет писал все от руки и не знает, как открыть дополнительное окно программы, это только затормозит работу. Придется для использования СЭД поставить более прогрессивного сотрудника. Иначе все и дальше будет выполняться на бумаге, вложенные деньги в ЭДО себя не оправдают.

  4. Учитывайте мнение конечных пользователей. Бывали случаи, когда руководство очень хотело установить СЭД на компьютеры фирмы, но при этом для тестирования не привлекались рядовые сотрудники. В конечном итоге выбор отдавался яркому интерфейсу и хорошо подготовленной презентации, но пользоваться программой было неудобно. Мнение тех, кому придется непосредственно работать с софтом крайне важно. Берите на презентации или тесты бухгалтера, кадровика, инженера, которые будут создавать документы, согласовывать их, отправлять. Пусть они скажут, насколько это удобно.

  5. Назначьте ответственного. Переход компании на систему электронного документооборота должен выполняться под контролем конкретных назначенных сотрудников. Руководство может легко отвлечься на внезапно возникшие дела. Энтузиасты фирмы, которым нравилась идея цифровой документации, могут обнаружить, что внедрение требует больше внимания, чем они думали. Тогда они не выполнят свою первоочередную работу. Отдельный сотрудник, которому за это заплатят, должен полностью влиться в процесс, разобраться во всех деталях, уведомлять руководство об этапах интеграции СЭД. 

  6. Проверьте на соответствие аппаратную часть. Если программа устанавливается на сервер компании, необходимо позаботиться о достаточной мощности «железа». В характеристиках софта указываются минимальные и рекомендуемые требования для процессора, оперативной памяти. Потребуется провести скоростную линию для создания внутренней сети, обеспечить резервное питание. Понадобится сотрудник, ответственный за документооборот в компании. Без соблюдения этого программа будет тормозить или не отвечать, что провалит внедрение.

  7. Удостоверьтесь в возможности техподдержки. Не все возникающие проблемы системный администратор сможет решить сам. Важно, чтобы разработчики были на связи и за отдельную плату могли доработать софт. Не связывайтесь с фирмами-однодневками, до которых потом не сможете дозвониться.

  8. Предусмотрите возможность масштабирования. По мере роста бизнеса, увеличивается количество сотрудников, которым необходим доступ к СЭД. Растет и объем обрабатываемой документации. Если программа не позволяет подключить дополнительное число людей, придется переходить на другую. Чтобы не менять ПО, не переучивать сотрудников, важно заранее убедиться, что софт масштабируется. Дополнительный балл тем системам, которые в базе могут дать больше возможностей (поручения, проекты, CRM, корпоративный портал, чат).

  9. Убедитесь в безопасности системы. Чтобы конфиденциальные данные не попали в открытое обозрение, проверьте, есть ли в программе разграничение уровней доступа. В таком случае можно настроить функционал, чтобы сотрудники видели только те файлы, над которыми работают. Вход в программу должен быть через логин/пароль. На случай компьютерного сбоя, все файлы должны резервно копироваться и сохраняться на другом диске.

  10. Выделите для внедрения достаточный период. Первое время после установки софта работа будет вестись медленно. Это нормально, необходима адаптация. Возьмите на этот период меньше заказов, чтобы успевать их обрабатывать, не ругайте сотрудников, что процесс идет медленно.

Такие разумные советы помогут не провалить внедрение системы электронного документооборота в компанию. Игнорирование рекомендаций имеет обратный эффект.

Частые ошибки, совершаемые при внедрении электронного документооборота

Самая распространенная ошибка при попытке перейти на СЭД – отсутствие конкретного ответственного.

Руководитель может сильно не вникнуть, его отвлекут контракты, служебные поездки. Рядовые сотрудники заняты текущей работой. В итоге, когда разработчик установил программу и ушел, возникают элементарные вопросы. Например, как настроить маршруты согласования документации? И никто не знает, как это сделать.

Поэтому обязательно должен быть ответственный, который проследит за всеми процессами, пройдет обучение, поможет освоить софт остальным.

Порой разработчики хвастаются расширенным функционалом своей программы. Но большинству компаний такое не нужно. Сложная СЭД только затруднит переход. Чтобы не совершить такую ошибку, выбирайте либо простую программу, либо такую, которая позволит на первом этапе внедрения отказаться от лишних функций.

Следующая ошибка — отсутствие ответственности за неиспользование СЭД. Пропишите в уставе фирмы, что создание и обработка документов в цифровом формате — теперь обязательна. Укажите, какая ответственность будет за нарушение (штраф, лишение премии и пр.). Это будет мотивировать использовать ЭДО даже тех, кто не очень ратует за перемены. 

Планомерный переход на СЭД поможет избежать провала. Учитывайте приведенные рекомендации, помните о распространенных ошибках. Тогда внедрение пройдет менее болезненно. Хороший вариант СЭД для предприятий есть у компании А2Б. Здесь простой интерфейс, хорошие функции и безопасность. Обычно интеграция такого софта не вызывает проблем.

СЭД — система электронного документооборота

Наведите порядок во внутренних документах компании, исключите потери, сократите сроки согласования

Реклама: ООО «А2Б», ИНН 0278193901, erid: LjN8KWEUT

Информации об авторе

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Начать дискуссию


Похожие материалы

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год

В подписку включены не только обучение, консультации и разборы, но и проверка контрагентов. Поэтому, если сомневались — активируйте доступ прямо сейчас.

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год
9

Деятельность блогеров официально включат в ОКВЭД. 💃«Ночной бухгалтер» № 1897

В классификатор добавят четыре новых кода деятельности.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
ОФД

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

CNews Analytics представил рейтинг лидеров отрасли, которые не только упрощают работу с онлайн-кассами, но и помогают бизнесу принимать грамотные управленческие решения.

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Гэп — это разрыв в ценовом графике актива, который возникает, когда цена открытия торгового периода значительно отличается от цены закрытия предыдущего периода. 

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Как перейти на ОСН с УСН в случае добровольного отказа от дробления бизнеса

Еще раз про исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности: на что обратить внимание

В период подготовки отчетности иногда обнаруживаются ошибки, и в очередной раз думаешь, как исправить. Казалось бы, ПБУ 22/2010 подробно разъясняет, что делать, а многочисленные комментарии - как, но есть не вполне очевидные моменты, заслуживающие обсуждения.

Замена торг-12 на упд

Добрый день! Подскажите пожалуйста, хотим вместо отгрузочных документов торг-12+сч-ф выписывать упд. Можно ли начать прям с середины месяца? Или нужно дождаться...

Читать полностью

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Добрый день!

Какого-то прямого запрета на изменение формы первичного учетного документа ни в ФСБУ 27/2021, ни в Законе о бухгалтерском учете...

Читать полностью
Банки

Клиенты банка смогут назначать доверенных лиц для подтверждения операций

Чтобы лучше защитить деньги на банковских счетах, власти разрешат клиентам выбрать доверенных лиц, которые будут разрешать или отклонять операции.

НДФЛ

За продажу автомобиля, который принадлежал вам менее 3 лет, надо отчитаться по 3-НДФЛ

Освобождаются от НДФЛ доходы от продажи транспортного средства, находившегося в собственности человека 3 года и более. Если человек владел автомобилем менее 3 лет, льготы по НДФЛ не будет.

Новости ФНС

96% СРО арбитражных управляющих работают в регистре ФНС

Арбитражные управляющие и СРО теперь могут получать информацию о должниках в режиме реального времени через сервис в регистре ФНС.

НДС

На овощные консервы хотят снизить НДС до 10%

Чтобы налоговые условия для производителей овощей и консервов из них были равны, депутаты собираются установить НДС в размере 10% на продажу обработанной продукции.

Обучение для бухгалтеров

Код периода и КБК для завтрашнего уведомления об удержанном НДФЛ

Завтра, 25 марта, крайний срок сдачи уведомления по ЕНП, в которое войдут зарплатные налоги — НДФЛ и взносы. Рассказываем, как заполнить уведомление без ошибок.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мошенники следят за домом через «умные» зубные щетки, началась мощная магнитная буря, а на покупку билетов будет «период охлаждения»

Подготовили обзор главных событий дня — 24 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Госзакупки

Госдума приняла в первом чтении законопроект об унификации торгов

Единые правила проведения торгов позволят упростить процедуру предоставления имущества, снизить количество нарушений, повысить уровень конкуренции на торгах.

НДС на УСН

На услуги упрощенцев по техприсоединению НДС надо накручивать сверху

База по НДС – это цена рыночная товара, работы, услуги. На нее начисляют НДС. Это правило работает и по услугам по техническому присоединению.

Минфин пока что не думает вводить акциз на чипсы

Идеи запретить продажу чипсов детям, ввести на них акциз и ограничить рекламу пока что не дошли до Минфина.

Гособоронзаказ

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

Правильное формирование БЭН или ОЭПиН (базовые экономические нормативы, обоснованные экономические показатели и нормативы) — важная и непростая задача для исполнителей гособоронзаказа. Этот процесс требует не только точного распределения затрат, но и глубокого понимания взаимосвязи между различными нормативными документами, а также определенных навыков ведения переговоров.

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

С 1 сентября 2025 года будут маркировать больше сладостей и кондитерских изделий

В настоящее время проект постановления Правительства, разработанный Минпромторгом, проходит стадию регулирующего воздействия на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Теперь по-настоящему профессия: Блогеры попали в классификатор ОКВЭД

С 1 мая деятельность блогеров будет закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Бухгалтеры

Пост-знакомство. «Клерк», привет!

Всем привет! Давайте знакомиться, меня зовут Наталья, я работаю бухгалтером уже более 15 лет.

2

Интересные материалы

Работодатель не имеет права штрафовать сотрудника на испытательном сроке

За дисциплинарные нарушения работодатель может сделать замечание, выговор или вообще уволить сотрудника. Но оштрафовать работника нельзя.