Ведение бизнеса

Контролируемая сделка с взаимозависимой зарубежной компанией: какие документы запросить у контрагента

При подготовке ТЦО-документации налогоплательщику необходимо иметь полную информацию о деятельности и ценообразовании в отношении каждой стороны.
Контролируемая сделка с взаимозависимой зарубежной компанией: какие документы запросить у контрагента

 

При подготовке ТЦО-документации налогоплательщику необходимо иметь полную информацию о деятельности и ценообразовании в отношении каждой стороны.

Зачем это нужно?

  • Обеспечение наиболее полного и аргументированного обоснования цены, примененной в контролируемой сделке.
  • Уточнение процедуры подбора компаний-аналогов для сравнения (введение дополнительных ограничений в связи со спецификой функционала контрагента в рамках сделки).
  • Прогнозирование рисков предъявления претензий со стороны налоговых органов.
  • Формирование единого синхронизированного подхода при выборе метода ценообразования (при различиях в подходе, используемом сторонами).
  • Избежание неопределенности в ситуациях, когда невозможно сформировать достоверный финансовый результат по сделке для тестируемой стороны.

Для достижения этих целей полученная информация должна быть в достаточной степени детализированной, прозрачной и полной.

Какие данные и документы запросить?

Ниже приведен приблизительный перечень данных для формирования запроса информации. Перечень может дополняться и изменяться в зависимости от обстоятельств взаимодействия сторон — более того, в зависимости от типа операции различаться может и степень критичности получения тех или иных данных (в одних случаях неполучение информации от контрагента в целом делает невозможным проведение должного анализа, в других — лишь создает отдельные уязвимости в позиции налогоплательщика).

На этапе заключения сделки:

  • актуальная политика трансфертного ценообразования (запрос в материнскую компанию или головной офис Группы);
  • порядок формирования цены по сделке и учитываемые при этом показатели (в том числе заложенная в цену рентабельность, сумма расходов, и т. д. — если условия сделки «спущены» в российскую компанию из головного офиса, и менеджмент российского общества не принимал участия в расчете договорной цены).

В случае, если внутригрупповые сделки являются существенными для компании, ее менеджменту важно понимать стратегию Группы в отношении российского сегмента: если стратегия влечет налоговые риски для компаний в РФ, мы рекомендуем поставить в известность об этом головной офис Группы, разграничить ответственность за негативные последствия (в рамках корпоративных процедур), а также оценить риски должностных лиц в части личной ответственности, которая не может быть перераспределена.

При этом, помимо оценки специфических рисков, связанных с внутригрупповыми операциями, мы рекомендуем не снижать применяемые компанией обычные стандарты оценки налоговых рисков по сделке (оценка возможности обоснования деловой цели операции, ожидаемых результатов и выгод для российской компании и т. д.).

По итогам анализируемого периода:

  • финансовая и налоговая отчетность контрагента;
  • налоговая документация по ТЦО, подготовленная / представленная контрагентом для целей местного законодательства (в юрисдикции контрагента), — так называемый local file, если в юрисдикции контрагента предусмотрена его подготовка;
  • сведения о наличии / отсутствии сопоставимых сделок с независимыми контрагентами (при наличии — информация о контрагентах, реквизитах и предмете договоров, объеме выполненных работ / оказанных услуг, применённых ценах и ставках, подходах к ценообразованию);
  • сведения о контрактах с конечными покупателями / информация по иным звеньям анализируемой цепочки поставок и перепродаж (необходимо для формирования полной цепочки реализации);
  • финансовый результат контрагента по анализируемой сделке по итогам анализируемого периода — расчет фактического P&L по сделке в разрезе следующих показателей: выручка, себестоимость, операционные расходы, прибыль.

Дополнительно для членов международных групп компаний, соответствующих требованиям пп. 3 п. 6 ст. 105.16-3 НК РФ:

  • страновой отчет (Country-by-country Report) — особенно актуально для участников МГК, чьи материнские компании зарегистрированы в юрисдикциях, не участвующих в международном автоматическом обмене информацией;
  • глобальная документация (Master file) должна быть представлена в ФНС в течение 3 месяцев с даты запроса, в связи с чем рекомендуется получить документацию от контрагента заблаговременно (заложив время на перевод, проверку на соответствие формальным требованиям НК РФ и т. д.).

Ограничения

На практике зачастую затруднительно получить информацию от контрагента, тем более если он — резидент иностранного государства. Российские компании сталкиваются, например, со следующими ограничениями:

  • коммуникация может занимать много времени (от 3 до 6 месяцев) — необходимо быть готовыми к тому, что при запросе информации от иностранных учредителей, партнеров, контрагентов сведения могут не быть предоставлены в срок, предусмотренный НК РФ для предоставления готовой налоговой документации по сделке;
  • возможны проблемы с получением фактической первичной информации (требования иностранных налоговых органов к оформлению первичных документов отличаются, и во многих случаях менеджмент иностранной компании не понимает, что от него требуется);
  • возможны ограничения в связи с применимым режимом конфиденциальности корпоративной информации.

Рекомендации

Следует запрашивать документы на стадии заключения сделки насколько это возможно, а также обеспечить получение первичной документации в согласованный сторонами период.

Необходимо обеспечивать наличие «аудиторского следа»: любые сведения о фактическом финансовом результате, о порядке его расчета должны быть подтверждены документально — подробнее об «аудиторском следе» см. нашу рекомендацию.

Отказ в предоставлении определенных сведений со стороны иностранного контрагента должен быть аргументированным.

Обращаем Ваше внимание, что при совершении контролируемых сделок с независимыми лицами зачастую необходим больший объем информации со стороны контрагента, однако получить данные сложнее в силу различных причин, среди которых — применение особого режима конфиденциальности в отношении внешних пользователей информации и скептическое отношение к российским требованиям по ТЦО.

Об особенностях формирования запроса информации для независимых контрагентов по контролируемым сделкам мы расскажем в одном из следующих кейсов — следите за нашими обновлениями!

Закажите услугу по ТЦО

и получите 50 % скидку

Налоговые изменения 2025

Как мы написали налоговый калькулятор для бухгалтеров: «УСН & НДС & 2025»

Писали, писали и до релиза дошли ;))

Как мы написали налоговый калькулятор для бухгалтеров: «УСН & НДС & 2025»

Начать дискуссию