Электронный документооборот — это «хождение» документов по цифровым каналам связи, минуя руки пользователя в прямом смысле. Как и бумажный, ЭДО может быть внутренним, внешним и юридически значимым. Как и бумажный, электронный документ может быть заверен или нет подписью ответственного лица. Рассмотрим виды электронных подписей и их применение в ЭДО.
Какая бывает электронная подпись
Любое взаимодействие, которое осуществляется с помощью электронной подписи, регулируется Федеральным законом № 63 «Об электронной подписи». 63-ФЗ предусмотрены два вида подписей: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную.
Простая электронная подпись
- это подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Например, комбинация из логина и пароля при отправке электронного сообщения является простой электронной подписью, подтверждающей, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом.
Простая электронная подпись содержится в самом электронном документе. Ключ простой ЭП применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с помощью которой формируется электронный документ, и в созданном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого он был создан.
Таким образом, простую электронную подпись имеют, например все пользователи Сбербанк Онлайн и Почта России, где для идентификации требуется ввести логин и пароль.
Простая электронная подпись не может быть использована при подписании электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП)
- это усиленная электронная подпись, которая получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует отправителя и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся.
Применяется неквалифицированная электронная подпись для документов, которые не требуют заверения печатью. Как правило, такую подпись используют во внутренних системах электронного документооборота компаний.
НЭП приравнивает документ к собственноручно подписанному с печатью организации только в случае, если это установлено регламентом информационной системы, в котором используется данный вид подписи, либо соглашением сторон, участвующих в электронном документообороте.
Этот вид ЭП выпускается с использованием специального программного комплекса.
Сообщение с простой или неквалифицированной электронной подписью может (по предварительной договоренности сторон и в специально предусмотренных законом случаях) быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП)
- это усиленная электронная подпись, которая соответствует всем признакам НЭП и дополнительно содержит ключ проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате.
Для создания и проверки такой подписи используются средства криптографической защиты, которые сертифицированы ФСБ РФ. Усиленная квалифицированная электронная подпись подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра.
За счет регламентированных правил выпуска и описания структуры электронной подписи в Федеральном законе № 63-ФЗ «Об электронной подписи» ее можно использовать в информационных системах без необходимости описания применения в регламенте или соглашении сторон.
Квалифицированная электронная подпись значительно расширяет круг возможностей пользователя. Имея такую ЭП, можно осуществлять гражданско-правовые сделки, оказывать и получать государственные и муниципальные услуги, участвовать в электронных торгах и совершать другие юридически значимые действия через интернет.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП, ЭЦП) является абсолютным аналогом Вашей подписи, поставленной письменно. Согласно законодательству КЭП придает юридическую значимость подписанному электронному документу.
Возможности электронной подписи
Итак, закон «Об электронной подписи» определяет три вида ЭП. Исходя из того, какую подпись использует пользователь, формируется объем его возможностей.
Так, простая подпись дает возможность получать почтовые отправления на Почте России, минуя бумажные извещения; электронная регистратура позволяет записаться на прием к врачу, не посещая больницы. Это простые, но важные действия, облегчающие жизнь обывателя.
Неквалифицированная электронная подпись дает возможность вести электронный документооборот. Она может применяться:
- для подписания внутренних документов предприятия, договоров, приказов, платежных поручений, др.;
- для подписания договоров и других документов между двумя контрагентами;
- для работы в других сервисах, например в кабинете налогоплательщика ФНС (только для физических лиц);
- при сотрудничестве с физическими лицами;
- в арбитражном суде;
- для участия в электронных торгах.
Однако, сфера применения неквалифицированной электронной подписи не распространяется, например, на подачу отчетности в налоговую службу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Для этой цели пользователь должен иметь квалифицированную электронную подпись, выданную аккредитованным удостоверяющим центром.
Квалифицированная электронная подпись дает возможность:
- работать на государственных порталах и в информационных системах, таких как:
- Госуслуги;
- ГИС ЖКХ;
- ФНС;
- ФТС;
- ЕГАИС;
- Росимущество;
- Рособрнадзор;
- СМЭВ;
- Маркировка, и др.
Работать с системами раскрытия информации:
- Интерфакс;
- СКРИН;
- АЗИПИ;
- AK&M;
- ПРАЙМ;
- участвовать в государственных и коммерческих торгах на электронных торговых площадках;
- осуществлять юридически значимый защищенный электронный документооборот и т.д.
В настоящее время электронная подпись доступна и физическому лицу, и бизнесу. В зависимости от потребностей, Вы можете пользоваться любой из перечисленных ЭП.
Электронная подпись на все случаи жизни!
Подойдет для любых целей и пользователей, для работы на более 309 ЭТП и порталах
Начать дискуссию