ЭДО

ЭДО в судебной практике

Электронный документооборот был актуален еще до пандемии. Возможность подписать договор с ноутбука, находясь в любой точке планеты, лишь бы связь была и действующая электронная подпись. Однако в судах споры по таким договорам могут натолкнуться на ряд препятствий.
ЭДО в судебной практике

Электронный документооборот был актуален еще до пандемии. Возможность подписать договор с ноутбука, находясь в любой точке планеты, лишь бы связь была и действующая электронная подпись. Однако в судах споры по таким договорам могут натолкнуться на ряд препятствий.

Какие правовые трудности существуют с ЭДО

Помимо целесообразности применения электронной подписи и электронного документооборота, есть следующие трудности:

  • Проблема идентификации лица, использующего электронную подпись.

Да, по-хорошему ключ и сертификат должны быть у того, кому их выдали. А если это не так? Если некто ими завладел и использует в корыстных целях?

  • Вопрос территориальной подсудности.

В какой суд обращаться, если в договоре подсудность не указана, а договор был заключен, к примеру, в Охотском море на катере? А если в нейтральных водах? Или в самолете?

  • Как предоставить электронный документ в качестве доказательства.

Проблема идентификации лица

Несмотря на то, что многие удостоверяющие центры выдают ЭЦП только лицу, на которое она заказана, и только по паспорту (а при удаленной передаче требуют «селфи» с паспортом), бывают случаи ее неправомерного использования. Мы не будем говорить о фирмах-однодневках с руководителем-номиналом, который сам передает полученную ЭЦП своим «кураторам», тут все и так понятно. Имеются в виду случаи хищения, утери, превышения полномочий.

Для этих случаев необходимо внутреннее Положение об электронном документообороте. В нем можно (и нужно!) указать запрет на передачу подписи иному лицу и правила пользования, обеспечивающие безопасное хранение. Также можно указать в уставе организации, кто имеет право владеть и пользоваться ЭЦП. И продублировать это внутренним приказом.

Это же прописано в статье 10 Закона № 63-ФЗ и в приказе Минфина № 174н от 10.11.2015. Но продублировать во внутренних документах не помешает.

Понятно, что от хищения это не спасет, но как доказательство в суде, что правом пользоваться ЭЦП на предприятии имеет только, к примеру, директор. И другим лицам это запрещено, а значит, сделка, заключенная в отсутствии директора — не является таковой от лица предприятия.

Правда, тут еще и придется доказывать, что директор в этот момент действительно отсутствовал. Либо замыкать подписание договоров только на рабочее место директора. Кстати, очень помогают облачные решения с различным уровнем доступа для разных сотрудников.

Территориальная подсудность

Если нет понимания, где был заключен договор, то есть способ отправить провайдеру заявление о передаче сведений об используемых IP‐адресах отправителя (физического лица, ИП, организации). В большинстве случае при правильном составлении запроса, доступ к информации дадут. Но могут и отказать.

Получить эти данные также можно в подразделении Управления «К» МВД России. В обоих случаях следует ссылаться на право получения этой информации согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Закона № 3-ФЗ «О полиции» от 07.02.2011, а также статьей 15 Закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995.

Если и там отказали, есть вариант обратиться в суд на основании статей 57 ГПК или 66 АПК.

После получения данных уже можно определить территориальную подсудность спора.

Но, чтобы избежать этих проблем, проще предусмотреть подсудность, если, конечно, это возможно при заключении договора.

Проблема представления электронного документа в качестве доказательства

Процедура предоставления документов в суд прописана в статье 41, пункте 3 статьи 75, а также в пункте 2 статьи 126 АПК. В соответствии со статьями 64 и 75 АПК РФ все представляемые доказательства необходимо приобщать к делу в бумажной форме. Соответственно, электронный формат документов необходимо перевести в бумажный.

Сделать это можно через нотариуса, есть такая нотариальная услуга. Нотариус может как с бумаги перевести в электронный формат, и подтвердить подлинность содержания, так и из электронного в бумажный.

Дополнительно, если есть сомнения в достоверности электронной подписи, можно запросить ее экспертизу.

Важно: экспертизу может провести только тот удостоверяющий центр, который ее выдал.

Какие документы при ЭДО послужат доказательствами в суде

Доказательствами, подтверждающими правомерный документооборот, являются:

  • договор;
  • скриншоты документов, заверенные нотариально;
  • служебные транзакции по документообороту, которые подтверждают передачу документов;
  • IP-адреса, используемые ответчиком, полученные от провайдера.

Можно привлечь провайдера в качестве третьего лица, но он не всегда в состоянии помочь. Если сервис ЭДО, например, интегрирован в бухгалтерскую учетную систему, то подтвердить адрес отправки он не сможет. В отличие от ситуации, когда пользователь работает с решениями по ЭДО от самого провайдера.

Вообще, доказательства суд может принимать любые и в любом виде. Поскольку нет четкого перечня, можно добавить и электронную переписку, товарные накладные, финансовые документы, отчеты провайдеров обо всех использованных IP с датой и временем их использования.

А перед заключением договора необходимо заключать предварительной соглашение, позволяющее сторонам взаимно признавать электронный документооборот и подписание документов электронной подписью.

Примеры успешной судебной практики по ЭДО

Дело №А40-98803/19-34-802. Суть — компания-истец заказала и оплатила услуги по сертификации. Однако впоследствии решила, что услуга ей не нужна и стала требовать деньги обратно. Обратилась в суд, с требованием вернуть деньги, полученные в результате неосновательного обогащения.

Заказанный сертификат был передан через оператора ЭДО, с возможностью его скачать в личном кабинете. Оператор показал суду, что оплата была, и услуга в виде этого сертификата оказана.

Суд не увидел признаков неосновательного обогащения, поскольку была доказана оказанная при помощи ЭДО услуга.

Важно: Необходимо обязательно ходатайствовать о привлечении оператора ЭДО в качестве третьего лица.

Второе дело — №А40-38069/2019. Компании заключили агентский договор по продаже пассажирских перевозок через систему онлайн-бронирования. Подтверждением количества реализованных и возвращенных авиабилетов и забронированных дополнительных услуг, объема продаж, вознаграждения субагента являлся акт выполненных работ. Все осуществлялось через электронный документооборот.

Истец свои обязательства по договору выполнил, каждый месяц оформлялись акты выполненных работ, подписанные квалифицированной электронной цифровой подписью. Ответчик же обязательства по оплате не исполнил. А в суде указал, что документы руководством не подписывались, и вообще они подделаны.

Суд признаков подделки не обнаружил, а ответчик не предоставил подтверждение отсутствия задолженности.

Оператор ЭДО предоставил суду надлежащим образом подписанные электронные документы, а также информационные квитанции, подтверждающие факт того, что документы обладают юридической значимостью и являются подтверждением деловых отношений сторон в суде. Требования истца были удовлетворены в полном объеме.

Использование ЭДО в организации сейчас это не просто дань прогрессу, а острая необходимость, но организовать его нужно правильно, прописав регламенты работы с электронными документами не только в договорах с контрагентами, но и во внутренних положениях.

Безопасно обмениваться документами и подписывать их в электронном виде позволяет сервис Астрал Онлайн. У вас есть выбор — работать только с полученными документами в бесплатном демо-режиме или выбрать подходящий тариф для полноценного обмена документами от 1200 рублей.

Если ваши деловые партнеры подключены к другим операторам, вы можете совершать с ними электронный документооборот благодаря роумингу.

Отправляйте документы в 1 клик!

Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте

Гибкие тарифы и низкие цены

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

2
  • Анна

    Спасибо вам, Калуга Астрал.

    Напишите пжл что-нибудь по использованию ЭП по доверенностям (т.е. представителями).

    • Астрал-Софт

      Добрый день! Все нормы описаны в 63-ФЗ "Об электронной подписи" от 06.04.2011.

Мошенники не могут украсть недвижимость на Госуслугах

Решения по сделкам с недвижимостью принимает Росреестр. Даже если к мошенникам попадет смартфон жертвы, они не смогут перерегистрировать право собственности.

Профсоюзы рекомендуют в жару уходить с работы домой

При плохом самочувствии из-за жары нужно сообщить об этом работодателю, остановить работу и покинуть рабочее место.

Миграционный учет

Как белорусу получить ВНЖ и гражданство РФ в 2024 году

Получение вида на жительство (ВНЖ) и гражданства Российской Федерации — важный вопрос для белорусов. В 2024 году процесс стал проще благодаря межгосударственным соглашениям, предоставляющим льготные условия.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Проверки

Минфин утвердил 8 индикаторов риска для контроля за рынком табака

С 20 июля 2024 года индикаторы риска закреплены приказом Министерства финансов от 11.06.2024 № 87н.

Автоматизация учета

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Мы подсчитали, что ручной ввод данных из типовых форм занимает у сотрудников 6–7 часов в день. Автономная система Smart Document Engine на смартфоне справляется с подобной задачей буквально за минуты. В этой статье мы расскажем о самых эффективных бизнес-кейсах применения нашей мобильной OCR.

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Росфинмониторинг начнет контролировать крупные операции с драгметаллами

Участникам нелегального оборота драгоценных камней и металлов установят запрет на списание денежных средств с банковских счетов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В ГПК может появиться глава о Службе финансового уполномоченного

Служба финансового уполномоченного (омбудсмена) подготовила концепцию внесения изменений в Закон о финуполномоченном и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

Аутстаффинг

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 

В условиях потребности в квалифицированных кадрах и оперативном решении задач возрастает популярность аутстаффинга. Однако вокруг этой услуги витает много мифов, которые порождают недоверие и страх. Развеем распространенные заблуждения об аутстаффинге иностранных работников, разберемся в правовой стороне вопроса и осветим реальные преимущества.

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 
Самозанятые

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

«Не работайте с самозанятыми!» — об этом кричат из каждого «утюга». Компании начали бояться платить самозанятым, даже в случаях, когда заключение договора с самозанятым обосновано. Хотя на самом деле, главное — не злоупотреблять.

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника
Отчетность в СФР

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

До 25 июля 2024 года компании и ИП с сотрудниками должны отчитаться по взносам на «травматизм». Разбираемся, как заполнить отчётную форму.

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Применяя УСН «доходы минус расходы», можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств, приобретенных или созданных своими силами, включая затраты по реконструкции и модернизации (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Разберемся, какие действия помогут бухгалтеру правильно учесть основные средства для расчета налога.

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Число легальных производителей БАД увеличилось на 86%

Число регистраций в системе «Честный ЗНАК» в несколько раз превысило количество выданных свидетельств о государственной регистрации производителей и импортеров биологически активных добавок.

Как получить субсидии при найме сотрудников

За трудоустройство некоторых категорий работников компания может получить до 75 000 рублей за каждого сотрудника. Разбираемся, что для этого нужно сделать, и какие ограничения для работодателей и сотрудников нужно учитывать. 

Как получить субсидии при найме сотрудников

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году

Бизнес-процессы — это повторяющиеся действия внутри компании, например: обработка заявки от клиента, прием на работу нового сотрудника или согласование договора с юристом. Эффективность работы организации напрямую зависит от того, насколько правильно разработаны и описаны алгоритмы операций и исполняются ли они. Научиться внедрять системный подход и управлять бизнес-процессами можно на специальных курсах.

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году
Банки

Банки начали отказываться от рекламы кредитов

Чтобы не указывать полную стоимость кредитов в рекламе, банки сократили число рекламных кампаний для займов. Они сконцентрировались на рекламе платежных сервисов, вкладов и накопительных счетов.

Маркетинг

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу

Рассказать аудитории о продукте или услугах можно по-разному: настроить таргет, разместить наружную рекламу, поработать с блогерами. Но если для компании важен не краткосрочный эффект, а построение бренда, которому доверяют, стоит задуматься о долгосрочной стратегии ― контент-маркетинге. 

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу
ПСН

ИП на ПСН с пожертвования платит НДФЛ

Если ИП применяет ПСН, он освобожден от НДФЛ в части бизнес-доходов, по которым применяется ПСН.

Охрана труда

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

Многие работодатели сетуют на большие траты денежных средств на охрану труда. Это и медосмотры, и спецоценка, и покупка СИЗ и пр. Государство, понимая насколько внимательно нужно относиться к сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, готово поощрять работодателей посредством компенсации части потраченных ими средств.

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Как эффективно управлять сотрудниками на удаленке? Возможно ли такое в принципе и какие инструменты для этого нужны? Разбираемся на примере бухгалтерской фирмы.

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Интересные материалы

62% самозанятых хотят увеличить лимит доходов для применения НПД

Сейчас самозанятые могут платить налог на профессиональный доход (НПД), если их заработок за год не превышает 2,4 млн рублей. Не все укладываются в этот лимит.