Контролирующие органы всё чаще предпочитают обмениваться информацией с бизнесом через Интернет. Тех, кто может сдавать отчёты на бумаге, становится всё меньше, и скоро не будет совсем — ФНС разработала концепцию развития ЭДО, согласно которой к 2025 году весь документооборот в России станет электронным. А это значит, что все без исключения ИП и организации будут обязаны сдавать электронную отчётность. Поэтому лучше заранее выбрать сервис, который подойдёт вашему бизнесу.
Кто обязан сдавать электронную отчётность в 2021 году
По закону, в электронном виде обязательно сдавать:
- годовую бухгалтерскую отчётность;
- декларацию по НДС;
- расчёт по страховым взносам (РСВ), если среднесписочная численность за прошлый год больше 10 человек;
- отчётность в ПФР и ФСС, если количество сотрудников 25 или больше.
Также в электронном виде отчитываются крупнейшие налогоплательщики и те ИП и организации, у которых среднесписочная численность сотрудников более 100 человек.
Этот список постепенно пополняется. Рано или поздно электронная отчётность станет обязательной для всех.
Какими способами можно сдать электронную отчётность
Отчитываться в контролирующие органы можно через посредника или самостоятельно — на порталах контролирующих органов или через оператора ЭДО.
Отчётность через посредника
Существуют организации, которые специализируются на сдаче отчётности за других. Клиент заключает с ними договор, и всё делают за него. Плюсы такой схемы — простота и дешевизна. Но есть и значительные минусы:
- не факт, что организация добросовестная и качественно выполняет свою работу;
- нет обратной связи с КО — клиент не знает, получен отчёт или нет, приняли его или нашли ошибки;
- нет возможности получать требования ФНС и сообщения от других КО.
Отчётность через порталы КО
Также можно сдавать отчёты в личном кабинете на сайте того или иного контролирующего органа. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись. Плюсы такого способа:
- недорого — придётся потратиться только на КЭП и раз в год продлевать сертификат;
- есть обратная связь с КО — в личном кабинете можно посмотреть статус обработки отчёта.
К минусам можно отнести следующие:
- нужно регистрироваться и настраивать работу КЭП отдельно на каждом портале;
- у каждого сайта своя логика работы, не всегда понятная;
- сайты имеют свойство «падать» в случае высокой нагрузки;
- нет техподдержки и инструкций по работе.
Отчётность через оператора ЭДО
Суть способа: клиент заключает договор с оператором электронного документооборота, который, в свою очередь, предоставляет клиенту сервис для сдачи отчётности и КЭП на руководителя или другого уполномоченного сотрудника.
Сервисы имеют разный набор функций, но в основном они схожи — есть набор форм отчётности, которые периодически обновляются в соответствии с изменениями в законах, есть календарь отчётности, подсказки по заполнению и автозаполнение на основе уже имеющихся данных, напоминания и возможность отправлять сообщения и запросы в КО.
Плюсы отправки отчётности через оператора ЭДО:
- оператор полностью контролирует весь процесс обработки отчёта;
- оператор гарантирует хранение отчёта в течение установленного законом срока;
- датой сдачи отчёта считается дата отправки и регистрации документа на сервере оператора ЭДО, поэтому сдать отчёт вовремя проще;
- есть техподдержка и инструкции по работе в сервисе.
К минусам можно отнести:
- ежегодные платежи — лицензия на сервис и сертификат КЭП действуют 1 год, затем их необходимо продлевать;
- если организация сдаёт большой объём отчётности, может потребоваться отдельный сотрудник, который будет этим заниматься.
Отправка отчётности через оператора ЭДО имеет явно больше преимуществ. Но для начала нужно выбрать сервис для сдачи отчётности.
Какие бывают сервисы для сдачи электронной отчётности
Сервисы делятся на две большие категории: десктопные и облачные. Десктопные сервисы, или программы, необходимо устанавливать на компьютер. У них есть свои преимущества и недостатки.
Облачные сервисы работают онлайн, то есть, пользователю нужны только компьютер или ноутбук с установленным на него сертификатом КЭП и доступ в интернет.
Как выбрать сервис для сдачи отчётности
Нельзя однозначно сказать, какие сервисы лучше — десктопные или онлайн. При выборе нужно руководствоваться потребностями конкретного бизнеса.
На что нужно обратить внимание, выбирая сервис для сдачи отчётности:
- Где ведётся налоговый и бухгалтерский учёт. Если вы работаете в программе 1С, то лучше приобрести сервис, который можно интегрировать с этой программой. Например, сервис «1С-Отчётность»;
- Объёмы и направления сдачи отчётности. Не все сервисы взаимодействуют со всеми контролирующими органами. Определите, куда и какие отчёты вы сдаёте и сравните возможности разных сервисов;
- Перечень функций сервиса. Уточните состав отчётных форм, узнайте, есть ли техподдержка, инструкции по работе, возможность обучения сотрудников. Познакомьтесь с интерфейсом — многие операторы ЭДО предоставляют пробный период;
- Цены. Не всегда «очень дорого» = «очень хорошо», высокая цена может быть из-за большого количества лишних функций. А низкая цена может говорить о том, что придётся нужные функции докупать отдельно. Также обратите внимание на скидки, акции, спецпредложения.
Сдавайте электронную отчётность во все контролирующие органы с помощью веб-сервиса «Астрал Отчёт 5.0». Умный редактор отчётов поможет разобраться в заполнении новых форм, а список дел на главной странице напомнит о сроках сдачи.
Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
Экосистема клиентского сервиса под любые потребности от электронной подписи до проверки контрагентов
Гибкие тарифы и низкие цены
Комментарии
8Нужен сервис для удаленной сдачи отчётности, организация в одном регионе, работает в другом, бухгалтер в третьем. Бух может в сервисе оформлять отчёты и декларации, а руководитель подписывать ЭЦП на своем рабочем месте?
Так нельзя делать.
Почему? Может там обособка открыта
Мария, добрый день. АО «Калуга Астрал» предлагает вам web-сервис для сдачи отчетности
«Астрал Отчет 5.0» Он не привязан к рабочему месту пользователя. С ним можно работать с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет, без сохранения и переноса базы данных.
Подробную консультацию вы можете получить, оставив заявку на сайте
Я именно так и работаю с одним из клиентов и, ктстати, как раз в Калуге Астрал. Больше всего мне нравится, что заходишь в сервис по логину-паролю, ЭЦП не нужна - делаешь документы, пишешь в чат заказчику - все готово, а он уже сам подписывает и отправляет. Хотя нужен глаз да глаз. Делала отчеты за работников, все от и до. Справки 2-НДФЛ тоже. Сообщаю, что все готово. Где-то марта 12 переписываемся по каким-то вопросам и тут выясняется, что 2-НДФЛ не отправлены. "Их же отменили". Ну да, а я просто так их из любви к искусству сделала.
Добрый день! Спасибо за ваш комментарий. Если у вас возникли вопросы по качеству сервиса, пожалуйста напишите нам на электронную почту market@astral.ru