Налоговые проверки

Какую информацию нужно собрать о контрагенте, чтобы не было претензий от ФНС

Налоговые органы очень подозрительные. А в некоторых ситуациях их подозрительность прямо доходит до мании. Они сами хотят все знать о каждом налогоплательщике, так еще и самих налогоплательщиков озадачивают тем, чтобы они тоже все знали о своих контрагентах. Дескать, будьте осмотрительны при выборе тех, с кем собираетесь сотрудничать, чтобы потом не было больно за перечисленные деньги, за неоказанные услуги, невыполненные работы и непоставленный товар.
Какую информацию нужно собрать о контрагенте, чтобы не было претензий от ФНС

Налоговые органы очень подозрительные. А в некоторых ситуациях их подозрительность прямо доходит до мании. Они сами хотят все знать о каждом налогоплательщике, так еще и самих налогоплательщиков озадачивают тем, чтобы они тоже все знали о своих контрагентах. Дескать, будьте осмотрительны при выборе тех, с кем собираетесь сотрудничать, чтобы потом не было больно за перечисленные деньги, за неоказанные услуги, невыполненные работы и непоставленный товар.

Вроде бы чего им, налоговым органам, переживать за деньги налогоплательщика? Ан нет, не в деньгах, как говорится, дело. А дело в том, что если контрагент взял деньги, оказал услуги, работы, поставил товар, то налоговая служба и здесь сомневается — а действительно ли этот контрагент смог это сделать, были ли у него ресурсы для исполнения сделки? И если нет, то такой партнер признается недобросовестным, а налогоплательщик, заключивший с ним договор, получившим необоснованную налоговую выгоду.

Несомненно, осмотрительность нужно проявлять всегда: при выборе продукта на полке магазина — а не просрочен ли товар? При походе к парикмахеру, как правило, мы наводим справки через знакомых. Это нормально. Поэтому, когда вопрос встает о том, с кем заключать сделку по бизнесу, то тоже нужно навести справки о потенциальном партнере и побольше о нем узнать.

Налоговая выгода

Упоминание о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в случае заключения сделок с контрагентами, которые в реальности не могли осуществить взятые на себя обязательства, были озвучены еще в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Впоследствии налоговые органы выпустили довольно много разъяснений о том, что налогоплательщик при выборе контрагента обязан проявлять должную осмотрительность и осторожность, которая в общем случае подразумевает проверку

  • общей деловой репутации контрагента: возможность реального осуществления им операций во исполнение заключенного договора, с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • наличие у контрагента необходимых ресурсов для достижения результатов соответствующей деятельности, а именно — наличие управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств и прочее.

Позже в Налоговом Кодексе появилась статья 54.1, которая на законодательном уровне закрепила полномочия налоговых органов при рассмотрении ими вопросов о получении необоснованной налоговой выгоде налогоплательщиками. Рождению этой статьи предшествовала многолетняя судебная практика, особенно выводы указанного выше Пленума ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53.

Статья 54.1 НК РФ по сути ничего нового не привнесла. Но в этой статье нет термина «необоснованная налоговая выгода», а перечислены конкретные условия, при которых налогоплательщик вправе уменьшить свою налоговую базу или сумму налога, а именно:

  • налогоплательщик не исказил в бухгалтерском и налоговом учете информацию о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;
  • операция или сделка не преследовали целей неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата;
  • контрагент или лицо, которому передано обязательство по сделке или операции, исполнили его.

С проверкой первого условия понятно — налогоплательщик должен в учете отразить свершившуюся операцию на основании первичных документов.

Под проверкой соблюдения второго условия будет рассматриваться с кем именно заключена сделка, например, присутствует ли взаимозависимость лиц в сделке.

И соблюдение третьего условия означает, что должна присутствовать реальность сделки.

Но несмотря на то, что в НК РФ так и внесено понятие «необоснованной налоговой выгоды», при проверке налоговые органы ищут именно ее.

Так что это такое, эта необоснованная налоговая выгода?

Например, если налогоплательщик заявляет вычет по НДС или учитывает расходы по налогу на прибыль, то он получает налоговую выгоду. При проверке налоговики будут выяснять, насколько данная выгода является обоснованной.

Если, допустим, будет установлено, что сделка, по которой сумма НДС принята к вычету, а стоимость приобретенного товара (работы, услуги) по этой сделке учтена в расходах по налогу на прибыль, не была исполнена контрагентом лично по причине того, что у него не было ни трудовых ресурсов, ни запасов, ни оборудования, то это значит, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду и ему будут доначислены налоги.

Поэтому при заключении договоров и совершении сделок, как и прежде, налогоплательщик обязан проверять своего контрагента и отражать все операции в учете только на основании корректных первичных бухгалтерских документов. Совершаемые сделки не должны иметь цель только уменьшения налогов.

Но если вы — добропорядочный налогоплательщик, это не значит, что вам не грозит попасть на контрагентов с проблемами. Проверяйте их с помощью сервиса Астрал.СКРИН, он собирает информацию из всех доступных источников и подсветит сомнительного контрагента «Стоп—сигналом».

Как избежать претензий со стороны ФНС и доказать отсутствие необоснованной налоговой выгоды?

Перечень мер, которые налогоплательщик обязан был предпринять в целях подтверждения добросовестности его контрагента и свидетельствующие об осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента, были озвучены в Письмах Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, от 31.12.2008 N 03-02-07/2-231, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340.

Письма выпущены давно, но, несмотря на это, в настоящее время считается правилом хорошего тона при заключении договоров запросить у контрагента документы, которые, по мнению налоговиков, будут подтверждать добросовестность потенциального партнера по бизнесу.

Итак, при заключении договора рекомендуется запросить у контрагента следующие копии документов:

  • устав;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на дату, близкую к дате сделки;
  • отчет о прибылях и убытках (для индивидуального предпринимателя — последнюю налоговую отчетность в соответствии с применяемой им системой налогообложения);
  • выписку по операциям на счетах, копию лицензии или иной разрешительной документации (если вид деятельности контрагента предполагает обязательное получение таких документов);
  • налоговые декларации по НДС и по налогу на прибыль за последний отчетный (налоговый) период.

Это примерный перечень документов. Каждый налогоплательщик вправе разработать свой. И все же рекомендуется перечисленные выше документы обязательно запрашивать, а в свой перечень добавить иные, дополнительные.

На практике налогоплательщики переусердствуют и запрашивают копии паспортов учредителей, директоров организации и индивидуальных предпринимателей. Предоставлять их контрагенты не обязаны, но зачастую идут навстречу запросу.

Чтобы обмен документами не превращал жизнь бухгалтерии в ад — используйте Астрал.ЭДО. В электронном виде вам достаточно один раз отсканировать документ и сохранить его на компьютере или в облачном хранилище, а затем отправлять каждому контрагенту по запросу. Не нужно тратить время на ксерокопии, их заверение у руководителя и отправку.

Но это еще не все

Считается, что если налогоплательщик соберет о контрагенте указанную выше информацию, то это оградит его от налоговых рисков и от претензий со стороны налоговых органов. Как бы не так! Это всего лишь документы, некоторые из которых находятся в свободном доступе.

Например, выписку из ЕГРЮЛ можно скачать на сайте налоговой службы в любой момент. Наличие у налогоплательщика перечисленных выше документов вообще не гарантирует, что совершенная с этим контрагентом сделка будет являться безопасной с точки зрения налогового законодательства.

В подтверждение этому имеется Определение Верховного суда РФ от 05.08.2019 № 309-ЭС19-11950 по делу № А76-29510/2016. А уж если дело дошло до суда, то можно сделать вывод, что компания собрала нужный пакет документов, так сказать, проявила должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента и рассчитывала только этим доказать, что она права.

А в итоге получилось, что эта компания применяла налоговые вычеты по НДС, ссылаясь на то, что ее контрагенты реально уплачивали налоги в бюджет. Но суд не стал рассматривать ситуацию чисто формально, а указал, что компания не смогла представить документы, подтверждающие реальность конкретных сделок, по которым претендует на вычеты, а именно, не были предоставлены документы на отгрузку товара и документы по их дальнейшему использованию в деятельности компании.

Тот факт, что контрагенты перечисляли НДС в бюджет, по мнению суда, означает, что ими создавалась видимость ведения деятельности. Вот так получается, не платишь — виноват, а если платишь — тоже виноват, просто вид делаешь честный.

Поведем итог

Осмотрительность при выборе контрагента нужно проявлять. И документы о деятельности контрагента также нужно запрашивать. Но одно только это не спасет от претензий ФНС. Необходимо подтвердить, что заключенная в дальнейшем сделка была реально совершена и контрагент имел ресурсы для выполнения взятых на себя обязательств. Поэтому, помимо рекомендуемого Минфином перечня документов, которые необходимо запрашивать при заключении договоров, каждую сделку в обязательном порядке нужно оформлять первичными учетными документами и, в зависимости от вида деятельности контрагента и предмета договора, дополнительно запрашивать у него данные о наличии, например:

  • штата сотрудников,
  • транспортных средств или заключенных договоров с перевозчиками,
  • собственных или арендуемых складов,
  • основных средств или оборудования,
  • договоров с поставщиками товаров..

Кстати, так поступают часто при проведении электронных аукционов. Для участия необходимо не только предоставить стандартные сведения и документы, но и подтверждение фактического наличия транспорта, рабочей силы, технического оснащения. Для этого составляются письма, предоставляются копии договоров, документов на собственность, ПТС и т.д.

И вот тогда налоговые органы точно не смогут сказать о том, что ваша организация не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и правомерно уменьшила свою налоговую базу и суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Будьте правильно осмотрительными и осторожными. И не забудьте, что кроме обязательной подачи декларации по НДС, в 2021 году и бухгалтерская отчетность сдается только в электронном виде.

Используйте для передачи отчетности Астрал Отчет 5.0. Онлайн-сервис упрощает работу бухгалтера и руководителя:

— быстрый выпуск электронной подписи (без нее отчеты отправить нельзя);

— широкая линейка тарифов, есть специальный тариф для нулевок;

— везде, где есть интернет, сервис вам доступен;

— ничего лишнего, простой и удобный интерфейс;

— всегда актуальные формы отчетности.

Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса

Экосистема клиентского сервиса под любые потребности от электронной подписи до проверки контрагентов

Гибкие тарифы и низкие цены

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

 

Комментарии

9
  • Лидия С

    Такой большой список документов, а стопроцентной защиты от налоговой не существует

  • Астрал-Софт

    Добрый день! Список документов закреплен в Письмах Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, от 31.12.2008 N 03-02-07/2-231, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340. Но обращаем ваше внимание, что он может измениться исходя из вашей ситуации.

  • Маша М

    Когда нам документы собирать и поставщика проверять. Главное чтобы привез быстро и недорого