Идея электронного документооборота — избавление его участников от обмена данными на бумаге. Так быстрее, удобнее и леса целее будут. Система ЭДО входила в работу предпринимателей не быстро — трудно изменить устоявшийся годами менталитет. Ускорило прогресс государство. Во-первых, в электронном виде стали оказывать госуслуги, во-вторых, ФНС увидела перспективу — как усилить контроль за налогоплательщиками благодаря ЭДО. Налоговая теперь автоматически выявляет недобросовестных бизнесменов.
Как было
Давным-давно, когда деревья были большими, отчеты сдавали в инспекцию на бумаге. Все, вариантов не было. Тогда проверка деклараций занимала кучу времени.
Елена, главный бухгалтер:
«В 2008 году впервые столкнулась с возвратом НДС. Пришел запрос из налоговой и я почти неделю ксерокопировала документы, сшивала и заверяла подписями и печатями. Просила отсрочку, т.к. просто физически не справлялась. К инспектору везла их коробками.
Когда доставила „груз“, с удивлением поняла, что инспектор — мой бывший однокурсник. Разговорились. Я спросила, правда ли они все эти кучи бумаг (а в кабинете в буквальном смысле присесть было некуда) проверяют? На что он ответил — „Мы тогда тут ночевали бы. Считаем суммы по документам (прим. Елены — вручную), сравниваем с книгами, если хотя бы примерно сошлось — значит даем добро на возврат. До копейки проверять просто нереально“. Я конечно впечатлилась тогда. P.S. НДС мне вернули.»
Получается инспектора, перегруженные проверками, просто не справлялись со своей задачей контроля, не могли проверить достоверность всех данных. Поэтому процветала незаконная оптимизация.
Пример: компания «Альфа» из Твери выписывает накладную на поставку компании «Бета» из Москвы автозапчастей на сумму 100 000 рублей НДС 18% (тогда еще). Итого 118 000. Никакие запчасти, разумеется, никуда не едут. Но эти виртуальные коленвалы и подшипники «Бета» приходует и списывает. А потом ставит себе сумму НДС к вычету. При этом «Альфа» выписывает кучу таких фиктивных документов и либо банкротится, либо просто бросается на произвол судьбы, а ее руководитель (бомж Василий) даже не подозревает в каких махинациях участвовал. Оплата кстати обычно проводилась в таких случаях «наличными», при этом понятно, что реально деньги никто никому не передавал.
Такие организации, вы знаете, называют однодневками, потому что долго они существовать не могут.
Были и более сложные схемы, когда «Бета» продает запчасти «Гамме», «Гамма» реализует их «Дельте» и так далее. В конце концов каждый участник цепочки использует право на вычет. При этом могли даже проходить расчеты через банковские счета. Деньги с них снимали и возвращали наличными за минусом комиссионного вознаграждения за услугу. Это была еще и возможность «отмыть» приличные суммы.
Бюджет терял немыслимые средства, но найти утечки оперативно и наказать мошенников ФНС не могла. Зачастую выявлялись подобные махинации только в процессе выездных проверок.
В 2013 году стало обязательным включение в декларацию по НДС сведений, указанных в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. Теперь в руках инспекторов сразу оказывались основные данные, по которым можно было вычислить несостыковки, получить список контрагентов и выявить работу с уже известными налоговикам «схематозниками».
В этом же году запущен проект АСК НДС. ФНС применяет риск-ориентированный подход к проверкам и ищет «разрывы»:
- отсутствие налоговых деклараций у контрагентов в цепочке;
- «нулевые» декларации;
- отсутствие операций, указанных налогоплательщиком, в декларации его контрагента;
- значительные искажения и другие существенные разницы в данных.
С 1 квартала 2014 года обязательной стала передача декларации по НДС исключительно в электронном виде.
Астрал Отчет 5.0 — сервис для сдачи электронной отчетности. Заполняйте или загружайте готовый отчет, проверяйте декларации по контрольным соотношениям и устраняйте ошибки. Своевременное оповещение о новых требованиях, автоматический ответ, чтобы не пропустить срок подтверждения.
И все изменилось?
Не совсем. Изворотливые налогоплательщики стали искать другие варианты получения незаконной налоговой выгоды.
Теперь однодневки стали превращаться в многодневки. Создавали видимость реальной работы, сдавали отчеты, даже платили налоги (по минимуму), хотя по сути занимались тем же самым — незаконной оптимизацией.
Зато и у ФНС появилось преимущество. Теперь она обрабатывала данные в электронном виде, автоматизировано.
Организации и ИП, которые находились на общей системе налогообложения, поняли, что с ЭДО будет проще. Ведь книги продаж и покупок все равно нужно формировать электронно, декларацию сдавать тоже, нет смысла сначала получать бумажные документы, а потом вносить их в программу бухгалтерии. Проще сразу загружать электронные документы.
Но пока ЭДО развивался, существовали проблемы, препятствовавшие его активному внедрению:
- Неотлаженный роуминг. Это значит, что возникали сложности, если у вас был один оператор ЭДО, а у контрагента другой.
- Отказ мелкого бизнеса тратить лишние средства на автоматизацию. В первую очередь это ИП.
- Нежелание менять устоявшиеся внутренние процессы согласования и документооборота в организациях.
- Недоверие к надежности электронной подписи.Этот пункт имеет под собой основания. Почему — ответим ниже.
С роумингом разобрались — теперь можно не волноваться, что ваши контрагенты пользуются другими операторами, всего пару щелчков мышкой и вы уже настроили обмен. ИП продолжают упорствовать в своей, иногда абсурдной, экономии, но благодаря гибким тарифам и они постепенно теряют пыл борьбы.
Астрал.ЭДО это не только быстрый обмен документами и возможность вести все компании в одном личном кабинете, но и легкая настройка роуминга — отправьте запрос напрямую из кабинета и передача документов настроится автоматически.
С бюрократией бороться, пожалуй, сложнее, но на рынок приходят новые компании, стартапы, возглавляемые молодежью, создающие конкуренцию и «старикам» приходится признать — нужно смириться и подстроить бизнес под современные реалии.
С последним пунктом сложнее. Кажется все, кто в теме, уже слышали о скандале с ИФНС № 20 по г. Москва, да и вообще о скандалах, связанных с обнулением деклараций, когда для этого использовали ЭЦП третьих лиц, вместо директоров, а декларации прислали сомнительные уполномоченные конторы.
Кто это делает и зачем? Вариантов немного:
- Конкуренты. Хотят таким образом внести смуту в работу организации, натравить на нее налоговую, а также контрагентов. При обнулении появляются разрывы по НДС, о которых мы писали выше, и контрагентов тоже начинают «трясти».
- Мошенники. Решили получить вычет по НДС за ваш счет. Они, благодаря ЭЦП, составляют от вашего имени документы на N-ую сумму, пересылают себе любимым через ЭДО. И у них на руках документы от поставщика с НДС, который они принимают к вычету. От вашего же имени в налоговую уходит корректировка декларации, с указанием нужных данных (так, кстати используют и нулевки, фирмы, которые приостановили деятельность и не следят пристально за происходящими событиями в личном кабинете). И вот звезды сошлись — мошенники получают НДС, а директор обманутой компании с удивлением через какое-то время узнает, что должен бюджету огромные суммы налога. Шанс отбиться от долга есть, но это займет немало времени, к тому же организации заблокируют счета, а то и придут с выездной проверкой, что надолго парализует нормальную деятельность.
- Рейдеры. Собираются захватить бизнес, действуют жесткими и порой незаконными методами. Таким образом стараются скомпрометировать руководство, довести компанию практически до банкротства, чтобы затем заполучить по бросовой цене ее активы.
Что происходит — от имени директора компании оператору направляется заявка на изготовление электронной цифровой подписи. Для подачи заявки онлайн достаточно скана паспорта, СНИЛС, реквизитов организации.
Получив подпись, мошенники в электронном виде подписывают с оператором соглашение о передаче отчетности в электронном виде и сдают декларации с нулями или с другими нужными им цифрами, такое тоже может быть.
ЭЦП можно использовать и в других целях — внести изменения в сведения о компании в ЕГРЮЛ, подать заявку на участие в аукционе, выиграть и отказаться от исполнения — компания попадет в черный список — Реестр недобросовестных поставщиков.
Астрал-ЭТ — надежная и безопасная электронная подпись. Подписывайте отчетность и документы от контрагентов, участвуйте в торгах и работайте с госпорталами.
Проверить наличие выпущенных на вас электронных подписей можно в кабинете Госуслуг. А еще мы писали о том как злоумышленники получают доступ к вашим подписям и что советуют делать налоговики. Читайте и принимайте меры предосторожности.
Планы ФНС
По утверждению заместителя руководителя ФНС А.В. Егоричева сегодня налоговые разрывы по НДС существенно снизились и составляют порядка 0,4-0,5% от общего оборота налога. Это значит, что работает система АСК НДС-2 — более совершенная по сравнению с предшественницей.
Тем не менее ФНС продолжает бороться с фиктивным бумажным документооборотом. Пока в рамках статьи 54.1 НК «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» и статьи 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов...». В планах — новая статья «Налоговое мошенничество».
В следующем 2022 году ФНС будет сама выдавать электронные подписи руководителям юридических лиц. Мы уже рассказывали об этом.
Для повышения доверия к ЭДО и его внедрения как на уровне государственных служб, так и бизнеса, налоговая служба разработала целую Концепцию:
«Комплекс предусмотренных Концепцией мероприятий позволит повысить качество и эффективность документооборота на основе высокотехнологичных решений, создаст комфортные условия для электронного взаимодействия между хозяйствующими субъектами или государственными органами власти, а также повысит доверие к цифровым технологиям хозяйствующих субъектов.»
Онлайн-сервис для организации ЭДО
1 месяц БЕСПЛАТНО
Никаких ограничений по исходящим документам и функциям
Комментарии
12Я за спасение леса, нужно всех переводить на ЭДО с первого дня открытия вместе с ОГРН налоговая должна выдавать КЭПЦ и в путь
Вы пишите про отлаженный роуминг между операторами ЭДО, но он наверняка ведь платный, малому бизнесу опять не выгодно
Добрый день, Маша! Обмен документами в роуминге на данный момент происходит в рамках обычной тарификации, без взимания дополнительной платы.
Если налоговикам проще проводить камеральные через ЭДО, то пусть вычет предоставят на его внедрение. А пока переходим по возможности и необходимости