В 2019 году Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ в России в порядке эксперимента был введён налог на профессиональный доход (НПД) или налог для самозанятых. По состоянию на 2021 год в эксперименте принимают участие 85 регионов РФ.
Кто может стать самозанятым
Экспериментальный спецрежим позволяет платить только один налог с доходов от профессиональной деятельности по льготной ставке 4 или 6%. Таким образом, граждане могут заниматься подработкой на легальной основе, без какого-либо риска.
Кроме того, самозанятые граждане могут не платить страховые взносы, и им не нужно сдавать налоговые декларации.
Возможность перейти на НПД предусмотрена для физических лиц и ИП, ведущих деятельность на территории РФ. Кроме того, зарегистрироваться в качестве самозанятых в России могут граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии.
Закон о самозанятых не содержит перечня конкретных видов деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональную деятельность, поэтому бизнес может быть любым. Главное, чтобы он не противоречил критериями, указанным в ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ.
Существует несколько ограничений, действующих для применения спецрежима.
Так, у самозанятых граждан, занимающихся реализацией продукции собственного производства, не должно быть работодателя и наёмных сотрудников.
Перейти на НПД невозможно, если годовой доход превышает 2,4 млн рублей. Кроме того, в п.2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ приведён перечень лиц, которые не могут применять спецрежим для самозанятых.
Организация деятельности и отчётность
Основным инструментом ведения бизнеса для налогоплательщиков, применяющих НПД, является официальное приложение Федеральной налоговой службы РФ «Мой налог». С его помощью можно встать в налоговой на учёт в качестве самозанятого, а также взаимодействовать с ФНС.
Регистрация
Предусмотрены следующие способы регистрации:
- Через Личный кабинет на сайте ФНС. Для регистрации потребуются ИНН и пароль от ЛК налогоплательщика.
- В мобильной версии приложения «Мой налог» по паспорту. При выборе этого варианта регистрации нужно отсканировать паспорт в специальной форме и сфотографироваться.
- Через портал «Госуслуги».
Для регистрации потребуются идентификатор (номер телефона, адрес электронной почты или СНИЛС) и пароль, которые используются для авторизации на портале.
Функции приложения
Формирование чеков. Для налогоплательщиков на НПД приложение «Мой налог» фактически заменяет онлайн-кассу, поскольку с его помощью самозанятые формируют и отправляют клиентам чеки.
Для этого пользователь указывает контактные данные и статус покупателя (физическое или юридическое лицо) и наименование товара или услуги. Налог автоматически начисляется на сумму в чеке, поэтому ни расчёта налога, ни сдачи отчётности не требуется.
Контроль доходов, начислений и задолженностей. Пользователь может посмотреть все чеки, которые он сформировал и отправил, за любой период.
При начислении налога приложение уведомляет пользователя о сроке уплаты.
Если образуется задолженность по выплате налога, об этом также появляется соответствующее уведомление.
Платёж с помощью банковской карты. Для уплаты налога в приложении можно привязать банковскую карту. После привязки пользователь может включить автоплатёж, чтобы сумма налога автоматически списывалась с привязанной карты. Также предусмотрена возможность оплаты по квитанции.
Формирование справок. В приложении можно сформировать две справки: о регистрации в качестве самозанятого и о доходах за выбранный период.
Сформированную справку можно отправить на электронную почту организации, запросившей документ, прямо в приложении.
Если вы больше не хотите применять спецрежим для самозанятых, сняться с учёта можно тоже в приложении. При этом можно будет в любой момент зарегистрироваться повторно.
Нужны ли самозанятым ККТ, подключение к ОФД и электронная подпись
Поскольку чеки самозанятые формируют и выдают через приложение «Мой налог», онлайн-касса им не нужна. Отчётность налогоплательщики на НПД не сдают, страховые взносы не платят — подключение к системе оператора фискальных данных для передачи сведений в контролирующие ведомства им тоже не требуется.
А что насчёт электронной подписи?
С 2020 года самозанятые приравниваются к субъектам МСП и имеют право на участие в госзакупках по 223-ФЗ на льготных условиях. Для них предусмотрены ускоренная выплата по договору в течение 15 дней, а также сниженный процент заявки (2%) и сниженное обеспечение контракта (5%). Льготы действуют и на самозанятых граждан, участвующих в привилегированных закупках для малого и среднего бизнеса. Остальные закупки доступны самозанятым как физлицам, то есть на общих основаниях, без льгот.
Для участия в электронных торгах потребуется квалифицированная электронная подпись. Пригодится она и для подтверждения личности на государственных порталах (Госуслуги, сайт ФНС, портал Росстата и другие), что сильно облегчает и ускоряет процесс регистрации.
Граждане в статусе самозанятых могут выполнять заказы организаций или ИП. При этом должен быть заключён договор возмездного оказания услуг. Как правило, это происходит в письменной форме (если это не сделка, исполняемая в момент её совершения — тогда договор можно заключить устно) на бумаге, либо в электронном виде. Если документ составляется в электронном виде, он должен быть подписан электронной подписью.
Чтобы подписывать электронные документы, самозанятым нужна квалифицированная ЭП. С её помощью можно подписывать договоры возмездного оказания услуг и акты выполненных работ. Без КЭП эти документы не могут обладать юридической силой.
C электронной подписью от ГК «Астрал» вы сможете подписывать электронные документы, принимать участие в торгах на электронных площадках, а также работать с государственными порталами. Специальная тарифная сетка позволит подобрать подходящий тариф. Для оформления подписи вам понадобятся только паспорт и СНИЛС.
Нужна электронная подпись?
Различные тарифы для бизнеса. Выпуск ЭП за 1 день.
Закажите ЭП прям прямо сейчас
Комментарии
5В новом законе про ЭЦП, налоговая будет с июля выдавать КЭЦП юр лицам, а физ лицам удостоверяющие центры, самозанятый как физик будет платно получать?
Добрый день, с 01.07.2021 года ФНС начнет выдавать ЭП только для ИП и ЮЛ. Самозанятые граждане − это физические лица, поэтому ЭП они будут получать в коммерческих УЦ на платной основе.
Вопрос может быть не по теме, но всё же. Я сейчас самозанятый, оформлю ЭЦП а потом в течение года регистрирую ИП, что с подписью делать?
Добрый день, в этом ситуации нужно будет оформить новую ЭЦП, подпись ИП должна содержать ОГРНИП.
заголовок был многообещающий... сервис "Мой налог" на телефоне и десктопе...