Маркировка товаров

С чего начать работу по маркировке товаров

Если предприниматель решает работать с товарами, подлежащими маркировке, к этому нужно будет подготовится. В зависимости от того, что вы делаете с товаром — продаёте, импортируете или производите, — нужно предпринять те или иные действия. Однако есть и общие действия, которые должен выполнить каждый участник системы.
С чего начать работу по маркировке товаров

Если предприниматель решает работать с товарами, подлежащими маркировке, к этому нужно будет подготовится. В зависимости от того, что вы делаете с товаром — продаёте, импортируете или производите, — нужно предпринять те или иные действия. Однако есть и общие действия, которые должен выполнить каждый участник системы.

В этой статье мы разберёмся со следующими вопросами:

  1. как узнать, нужно ли маркировать тот или иной товар;
  2. как подготовиться к работе с товарами, подлежащими маркировке;
  3. какая техника и программное обеспечение понадобится.

Как узнать, нужно ли маркировать товар

Начиная предпринимательскую деятельность вы должны чётко знать, с каким товаром будете работать. При этом стоит помнить, что к 2024 году обязательная маркировка будет введена для всех отраслей промышленности. По этой причине, даже если ни один из ваших товаров не входит в группу, для которой на данный момент введена обязательная маркировка, готовиться к ней всё равно стоит.

Первым делом нужно ознакомиться и со списком групп товаров, оборот которых уже запрещён без кодов маркировки, и с теми, для которых введён или планируется этап эксперимента. На таком этапе маркировать товары или продавать товары исключительно со штрихкодами не обязательно, но рекомендуется. Во время эксперимента или, как его ещё называют, пилотного проекта, можно заранее подготовиться к внедрению обязательной маркировки для этой группы товаров.

Но вернёмся к вопросу. Чтобы узнать, нужно ли маркировать товар, первым делом изучите сайт «Честный ЗНАК». На странице «Маркировка и эксперименты» группы товаров разбиты на две категории: товары, для которых обязательная маркировка уже введена, и те, для которых начат пилотный проект. Вам нужно найти в списках группу товаров, с которой вы планируете работать.

Приведём пример. Вы планируете продавать воду. Заходите на сайт «Честный ЗНАК» и видите, что для упакованной воды действует эксперимент по введению маркировки. Вы переходите на соответствующую страницу и видите: «С 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года проводится эксперимент по маркировке упакованной воды». Значит, вы можете принять участие в пилотном проекте. Повторимся — участие в нём не обязательно, но мы рекомендуем не терять возможность подготовиться к обязательной маркировке, так как она всё равно будет введена.

Другой пример. Вы захотели производить сыры. Заходите на сайт «Честный ЗНАК» и видите, что для молочной продукции действует обязательная маркировка. Чтобы уточнить подробности, переходите на соответствующую страницу, листаете вниз и ищите вкладку «Товары подлежащие маркировке», затем открываете её. Первым в списке мы видим строчку:

«01.06 2021 0406 10.51.40.100 — сыры».

Мы получили ответ на свой вопрос.

Можно сказать, что первый этап подготовки к работе с маркированными товарами мы выполнили — узнали, что наш товар входит в соответствующую группу. Теперь разберёмся, как же начать работать с маркировкой.

Как начать работать с маркировкой

Подготовка

Для работы с маркированными товарами, не важно будете ли вы их продавать или производить, придётся приобретать дополнительную технику и устанавливать программное обеспечение. Но прежде всего для работы нам понадобится квалифицированная электронная подпись. Для работы с маркировкой подойдёт «Астрал-ЭТ».

Подпись пригодится и для регистрации в системе, которая выдаёт коды, и для регистрации онлайн-кассы, и для обмена юридически значимыми электронными документами. Вообще, на данный момент без квалифицированной электронной подписи бизнес не может функционировать, так как в некоторых случаях подавать отчётность можно только в электронном виде. Но сейчас не об этом.

Для того чтобы вы могли использовать электронную подпись, на компьютере обязательно должно быть установлено специальное программное обеспечение, в частности, криптопровайдер «КриптоПро CSP» и соответствующий плагин для браузера (о нём позже). Устанавливаем криптопровайдер по инструкции, приложенной к нему.

Система электронного документооборота также понадобится для работы, во время регистрации в личном кабинете нужно будет указать ID участника системы ЭДО. Можно использовать удобный онлайн-сервис «Астрал.ЭДО». Важно помнить и том, что без ЭДО работать с товаром сейчас нельзя, потому что весь приём и передача товаров происходят только в электронном виде.

Регистрация в системе

Приобретя электронную подпись и подключившись к системе электронного документооборота, можно переходить к следующему этапу — подаче заявки на регистрацию в системе маркировки. Тут важно понимать, что для каждой группы товаров инструкция, прилагаемая на сайте, может различаться. По этой причине важно следовать именно тому, что предлагает нам «Честный ЗНАК».

Итак, переходим на страницу товарной группы, которая нас интересует и ищем раздел «Как зарегистрироваться в системе» или просто «Зарегистрироваться в системе». Далее нам нужно следовать приложенной инструкции. Так как мы уже получили и настроили электронную подпись, нам остаётся зарегистрироваться в системе, пройти обучение и получить всё необходимое оборудование.

Зарегистрироваться в системе можно на главной странице, нажав соответствующую кнопку и выбрав группу товаров. Сайт проведёт проверку необходимых элементов: операционной системы, браузера, криптографического плагина и криптографического ПО. На этом этапе нужно будет установить плагин, ссылка на него будет предоставлена во время регистрации. Браузер после установки нужно будет перезапустить. Следом нужно вновь провести проверку необходимых элементов и, если она прошла успешно, переходить к следующему шагу.

Вход в систему производится по сертификату электронной подписи, поэтому в соответствующем окне нужно будет указать данные о сертификате, а затем ввести контактные данные — адрес электронной почты и номер телефона. После чего посредством нажатия соответствующей кнопки нам нужно отправить заявку. Ответ об успешной регистрации в системе вы получите на электронную почту. Перед непосредственной работой с товарами нужно заполнить дополнительные данные в личном кабинете.

Вообще, личный кабинет имеет простой и понятный интерфейс, поэтому вы без труда заполните всю информацию, которую запросит система.

Работа с маркированными товарами

Оптовые и розничные продавцы, импортёры, экспортёры, производители — все работают с товарами по-разному, но никто из них не должен допускать работу с товарами, подлежащими маркировке, если на них нет соответствующего кода DataMatrix.

Код маркировки наносит производитель, и для производителя «Честный ЗНАК» предлагает воспользоваться специальной инструкцией. При этом инструкция для разных товарных групп будет соответственно различаться. По этой причине важно чётко следовать тому, что прописано в соответствующих документах. Но DataMatrix в некоторых случаях наносить придётся не только производителям — маркировать остатки должны продавцы.

Разберёмся, что нужно для нанесения кода. Производителям и импортёрам нужно дополнительно зарегистрироваться в GS1. Магазинам же для маркировки остатков делать это не обязательно.

Чтобы получить код товара, необходимо описать его по 12-ти атрибутам. Для получения кодов для остатков заполнять можно по упрощённой схеме, указывая гораздо меньшее количество атрибутов. Остатки по полной схеме при этом описываются в личном кабинете GS1, а по упрощённой схеме — в личном кабинете «Честный ЗНАК».

Оплачивать коды можно в личном кабинете «Честный ЗНАК» в соответствующем разделе, для этого нужно сформировать и оплатить счёт. Для каждой единицы товара заказывается код и, соответственно, чтобы их получить, нужно внести аванс.

Нанести код можно после его печати на специальном принтере для этикеток. Далее останется только наклеить его на упаковку товара (не закрывая важную информацию) и ввести в оборот. Ввод в оборот выполняется в личном кабинете в соответствующем разделе.

На этом этапе маркировку товара можно считать законченной. Подробные инструкции для каждой товарной группы предоставляет «Честный ЗНАК» на своём портале.

Чтобы облегчить процесс подготовки к маркировке товаров, можно воспользоваться комплексом решений «Астрал.Маркировка». Специалисты помогут пройти все этапы начиная с получения электронной подписи и заканчивая обучением персонала.

Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса

Экосистема клиентского сервиса под любые потребности от электронной подписи до проверки контрагентов

Гибкие тарифы и низкие цены

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

 

Начать дискуссию