Первичные документы

Как не получить штраф при работе с первичкой

Бухгалтерские первичные документы оформляют для регистрации фактов хозяйственной жизни в компании. Бланки составляют в свободной форме и хранят в бумажном виде или в учётной системе электронного документооборота (ЭДО). Порядок работы с первичкой регулирует ст. 9 402-ФЗ РФ.
Как не получить штраф при работе с первичкой

Бухгалтерские первичные документы оформляют для регистрации фактов хозяйственной жизни в компании. Бланки составляют в свободной форме и хранят в бумажном виде или в учётной системе электронного документооборота (ЭДО). Порядок работы с первичкой регулирует ст. 9 402-ФЗ РФ.

В статье рассмотрим случаи, которые не следует допускать при работе с первичными документами, чтобы избежать штрафных санкций.

За что штрафует ФНС при работе с первичными документами

Рассмотрим пять самых распространённых нарушений, за которые ФНС может оштрафовать организацию.

Отсутствие первичных документов

Компании-партнёры осуществляют обмен сканами подписанных документов. В дальнейшем копии меняют на подписанные оригиналы, которые отправляют по почте. Порядок подписания и сроки отправки закрепляются в договоре между контрагентами.

Налоговая оштрафует компанию, если при проверке ФНС хозяйственная операция отражена в учёте организации, но первичный бухгалтерский документ отсутствует.

Поэтому важно отслеживать партнёров в области своевременной отправки оригиналов первички.

Отсутствие первичного бухгалтерского документа регулирует ст. 120 НК РФ. За нарушение с организации взыщут:

  • 10 тыс. рублей за разовое нарушение;
  • 30 тыс. рублей за повторное нарушение в течение одного налогового периода;
  • 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. рублей в случае если нарушение повлекло за собой занижение налоговой базы.

В соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ, должностное лицо получит штраф:

  • от 5 до 10 тыс. рублей при однократном нарушении;
  • от 10 до 20 тыс. рублей или дисквалификацию должности на срок от одного до двух лет — при повторном нарушении.

Также ФНС вправе убрать из налогооблагаемой базы те расходы, которые документально не подтверждены. В таком случае организации придётся доплачивать налог на прибыль.

Первичный бухгалтерский документ, утерянный при стихийном бедствии или при форс-мажорных обстоятельствах, необходимо восстановить. В данном случае операция считается неподтверждённой и не освобождает организацию от ответственности.

Отсутствие обязательных реквизитов

В соответствии с 402-ФЗ от 06.12.2011 первичный учётный бухгалтерский документ должен содержать обязательные реквизиты:

  1. наименование документа;
  2. дату составления;
  3. наименование организации, составившей документ;
  4. содержание факта хозяйственной жизни;
  5. величину натурального или денежного измерения;
  6. должности лиц, совершивших сделку;
  7. ответственных за оформление сделки;
  8. подписи лиц участников.

Особое внимание ФНС акцентирует на подписи сторон, отсутствие которых свидетельствует о несостоявшейся сделке. В таком случае инспекция доначислит налоги.

Повреждения в документах

Первичный бухгалтерский документ возможно испортить при сшивании или прокалывании для занесения его в архив. При осуществлении таких действий повреждению могут быть подвержены реквизиты счетов или актов.

Первичка будет принята в ФНС, даже если документ испорчен, если на основе оставшихся данных можно идентифицировать:

  • продавца;
  • покупателя;
  • наименование товаров, работ или услуг;
  • имущественные права;
  • стоимость.

В иных случаях требуется сделать запрос на дубликат документа у партнёра.

Нечитаемый документ

Причины нечитаемости первичного документа могут быть различными. Данные невозможно просмотреть по ряду причин: выцветание краски на документе или неисправность печатного оборудования. Для того чтобы оформить расходы по таким документам, с них снимают копии, заверяют подписью ответственного лица, ставят печать и хранят вместе с оригиналами.

Внесение исправлений

Исправления в бумажные документы вносят в соответствии с законодательством.

В первичке допустимы правки путём вычёркивания позиции с прописанными вручную датой исправления и подписями сторон. Порядок оформления исправлений регулирует п. 4 положения о документах и документообороте в бухгалтерском учёте.

Исправления не допускаются в тексте и цифровых данных первичных документов и учётных регистров.

В каких случаях разрешены, а в каких запрещены сканы первичных документов

Ст. 9 402-ФЗ содержит в себе информацию о том, что оформление бухгалтерских первичных документов происходит только на бумаге или в электронном виде.

Цифровые документы подписывают квалифицированной электронной цифровой подписью (УКЭП). Именно такой вид подписи придаёт цифровым документам юридическую силу и подтверждает их авторство. Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП от УЦ «Калуга Астрал» подходит для подписания цифровой документации, обмена документами между контрагентами и сдачи отчётности в госорганы.

Федеральный закон не имеет в составе текст, который разрешает использовать сканы первички. Работа со сканированными копиями и их оформление в качестве первичных документов — запрещено законодательством.

Однако существуют исключительные случаи, для которых использование сканов разрешено, на это указывает письмо Минфина от 22.04.2020 № 03-01-10/32570. Документ разрешает учитывать и оформлять расходы по сканированным образам документов, пока у организации нет возможности получить их оригинальные копии. Связано это с обострившейся эпидемиологической обстановкой в стране. Многие сотрудники бухгалтерии перешли на удалённый режим работы, в то время как работодатели не успели подключиться к электронному документообороту. Для такого случая налоговая служба приняла вышеуказанные меры.

Чтобы организацию не оштрафовали за использование сканов во время пандемии, необходимо внести правки в учётную политику компании. В ней следует указать, что на основе правительственных нормативных актов работа с первичными документами осуществляется с использованием сканированных образов. После улучшения эпидемиологической обстановки в стране и выхода сотрудников бухгалтерии предприятия с удалённого режима работы компания обязуется вести обмен оригиналами документов.

Возможны ли штрафы за скан-копии первички

Штрафные санкции можно получить, если в учётной политике компании не прописано использование сканированных образов первичных бухгалтерских документов. Также организации используют сканы, предполагая, что получат оригиналы. Если после пандемии фирма так и не получит оригинальные копии документов, тогда ФНС оштрафует компанию за отсутствие первички и доначислит налоги.

Во избежание штрафных санкций необходимо подключиться к оператору электронного документооборота. Оформление первичных документов в электронном виде даёт следующие преимущества:

  • использование законных электронных копий, которые подписаны УКЭП;
  • мгновенная передача данных между контрагентами;
  • экономия времени участников электронного документооборота.

ГК «Астрал» предлагает современные продукты для отправки контрагентам бухгалтерских первичных электронных документов: «Астрал.ЭДО» и «1С-ЭДО». Данные сервисы позволяют вести взаимодействие с партнёрами и контролирующими органами, соблюдая налоговое законодательство. Круглосуточная служба поддержки поможет клиентам запустить систему ЭДО, подключить контрагентов для обмена файлов или отправить отчёты в госорганы.

Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса

Экосистема клиентского сервиса под любые потребности: от ЭЦП до проверки контрагентов

Гибкие тарифы и низкие цены

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

Интересные материалы

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.