ФНС сообщила о том, что ведет разработку форматов электронных договоров в рамках Концепции развития ЭДО в хозяйственной деятельности. Предполагаемый срок введения документа — декабрь 2021 г.
Под электронные договоры подведут основу
Несмотря на то, что законодательство в принципе допускает возможность заключения электронных договоров, нет ни нормативно-правовой, ни технологической основ для налаживания 100%-но цифрового обмена документами. Фрагментарно заключить договор без бумаги можно лишь в определенных областях (тендеры, сайты МФО, портал госуслуг и т. п.), а также в спецсистемах ЭДО (например, Астрал.ЭДО).
Повсеместной оцифровке, по мнению налоговиков, мешает отсутствие единого подхода к электронным документам, т. е. к их созданию, хранению, использованию. В большинстве случаев так называемый «цифровой» документооборот — не более чем дублирование электронных документов в бумажном виде. Чтобы подписать как бы электронный документ, все равно приходится тратить чернила (картриджи) и бумагу.
Внимание: договор в PDF, подписанный ЭП и переданный через систему ЭДО, и теперь имеет юридическую силу, он равнозначен бумажному варианту. Подключите Астрал.ЭДО, чтобы обмениваться электронными документами с контрагентами эффективнее и без лишних трат.
В ФНС надеются, что после утверждения формата электронных договоров (аналогично форматам счетов-фактур) ситуация изменится, и затраты на согласование этих самых нужных и распространенных документов в хоздеятельности существенно снизятся. И, конечно, существенно упростится порядок представления договоров и иных документов в налоговые органы. Разработка ведется ударными темпами, так что разработанные форматы электронных договоров можно ожидать к 1 декабря 2021 г.
Что изменится в декабре?
Если все пройдет по плану, то ускорятся ключевые процессы документооборота как между контрагентами, так и с ИФНС.
Ну а если взглянуть на ситуацию глобально, то открываются впечатляющие перспективы:
- существенная экономия времени за счет ускорения согласований редакций документов;
- расширение рынков сбыта, новые партнеры, даже из отдаленных регионов и стран;
- немалая экономия за счет накладных расходов (бумага, картриджи, почтовые услуги, курьеры и т. п.);
- экономия ценной площади офисов и шкафов благодаря отсутствию необходимости держать свой собственный маленький архив;
- снижается риск утраты документации (серверы оператора ЭДО имеют высокую степень защиты, применяется современные технологии шифрования, регулярно делаются бэкапы и т. п.).
Почему бизнес не спешит использовать ЭДО сейчас
В «Концепции развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности», утвержденной Правительственной комиссией 25.12.2020 перечислено несколько факторов, влияющих на решение бизнеса не торопиться с использованием ЭДО. Для выяснения причин был проведен опрос, который показал, что:
- бизнес не понимает экономической выгоды от внедрения электронного документооборота;
- нет сертифицированных решений, которые доступны, в т. ч. числе по цене для малого и среднего бизнеса;
- отсутствует возможность обмена данными между имеющимися решениями;
- внедрение ЭДО требует привлечения высококвалифицированных специалистов, чьи услуги обходятся дорого;
- есть сложности при интеграции, а контрагенты не спешат переходить на ЭДО;
- не налажено взаимодействие между операторами ЭДО;
- нет единых форматов для многих документов и правил работы с ними в электронном виде.
Все это мешает бизнесу, в первую очередь малому, использовать ЭДО в работе активнее. Например, большинство предпринимателей считает, что электронные документы ненадежны и лучше иметь в руках накладные с синими печатями и подписями от руки.
Калуга Астрал понимает, что новое всегда настораживает и тревожит. Поэтому предлагает попробовать сервис Астрал.ЭДО в течение 1 месяца бесплатно и без ограничения по количеству исходящих документов — убедитесь, что ЭДО это удобно и выгодно.
Будущее — уже сейчас
В некоторых сферах электронные договоры уже успешно внедряются. Например, разрешено заключать трудовой договор с удаленным сотрудником в электронном виде, для этого работнику необходимо согласиться на электронный обмен документами, для него выпускается простая электронная подпись или квалифицированная (ее также можно получить у оператора, например, при помощи сервиса Астрал-ЭТ).
На Госуслугах появилась возможность заключать электронные договоры с операторами связи, а также по некоторым сделкам купли-продажи имущества. Соответствующий проект начался с 20 июля 2021 года и продолжится до 31 июля 2022 года. Подписание документов происходит усиленной электронной подписью, которая доступна пользователям портала (постановление Правительства РФ от 15 июля 2021 г. № 1207).
У бизнеса в настоящее время тоже есть все возможности заключать электронные договоры — это ЭДО.
При наличии действительной ЭП (напомним, что если вы получали ее в одном из аккредитованных по новым правилам центрах в 2021 г., то она действительна и в 2022 г.), вы можете подключиться к сервису ЭДО аккредитованного оператора.
После подключения вся документация будет передаваться в защищенном (зашифрованном) виде, и доступна будет лишь уполномоченным лицам. Применение ЭП гарантирует подлинность персоны подписанта. Электронные договоры хранятся в надежно защищенном «облаке» оператора ЭДО.
Вы можете перевести в электронный вид часть документов, а другую оставить в бумажном — комбинировать закон не запрещает.
Уже сейчас, не дожидаясь окончания процесса законотворчества, можно оценить все преимущества электронных договоров: заключайте сделки, мгновенно обменивайтесь документами, проводите согласование через «Астрал.ЭДО», или, если привычнее работать в 1С, то через сервис «1С-ЭДО».
Отправляйте документы в 1 клик!
Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте.
Получите выгодное предложение!
Комментарии
11Почему бизнес не спешит использовать ЭДО сейчас - потому, что это новая и достаточно сложная технология документооборота. Бумажная технология документооборота проще и менее затратная.
действительно бумаги, картриджей и авторучек для обеспечения бумажного документооборота у субъектов МСП уходит немного. Хотя внедрение ЭДО по сдаче отчетности ликвидировало глобальную проблему очередей в гос. органах, что стало действительно удобно бизнесу.
эту проблему должен взять на себя заказчик банкета, т.е государство.
также должен решить заказчик банкета или диктат одного разработанного решения, или пусть всех участников (разработчиков) заставит договориться между собой.
Бизнесу не мешает бумажный документооборот, он им доволен. Бизнес был недоволен очередями в гос. органах. Если каждому сотруднику раздать по электронной подписи и обязать применять её в документообороте компании, то действительно потребуются спецы для ответов на вопросы сотрудников. Ещё дополнительно обучаться, выучить наизусть регламент(ы) и правила ЭДО придется в первую очередь бухгалтерам и отвечать на все вопросы сотрудников. Далеко не все директора и руководители осилят "много букв".
Всё верно. Лучшее враг хорошего. Зачем спрашивается форсировать двигатель малолитражки принудительно, если на ней не участвовать в гонках.
Заказчик банкета должен всех убедить договориться со всеми.
Заказчик банкета должен потрудиться и изобрести форматы для многих документов и правил работы с ними в электронном виде. Когда для всех документов будут изобретены форматы и утверждены правила работы с ними в электронном виде произвести за счёт заказчика обучение ответственных специалистов в субъектах бизнеса.
В общем я как бы против революции в документообороте. Заказчик банкета вряд-ли выкатит на стол все форматы и правила одновременно, и бесплатно покажет кино.
прекрасно отправляются и подписываются договора в пдф...зачем огород городить? ради унифицированной формы договора, чтобы внедрить в него налоговую оговорку что ли?) единственное к слову сказать, не могу сдержаться, раз уж в статье рекламируется Астрал - среди прочих операторов ЭДО для меня этот оператор давно попал в стоп-лист. Вот недавно возникла проблема по ЭДО, полчаса , час висеть на телефоне в ожидании - это как пить дать и то бесполезно....заказ обратного звонка - все мимо. Плюнула...благо, что параллельно пользуемся другим оператором. Особый их цинизм в том, что при заказе обратного звонка на их сайте они через минуту звонят и после моего "алло" сразу сбрасывают - мол, у них в системе отметилось, что они "перезвонили".
Здравствуйте! Спасибо за комментарий. Подскажите, каким продуктом вы пользуетесь? Отправьте, пожалуйста, ваши контакты и ИНН на почту market@astralnalog.ru
калуга астрал. я на вас в обиде. очень сильно подставили. при здачи отчётности за 1 полугодие. Отправила с обязательствами. а налоговая приняла пустую. стрелки уже 1.5 месяца друг на друга переставляют..
Здравствуйте, Нона! Мы сожалеем о сложившейся ситуации. Отправьте, пожалуйста, ваши контакты и ИНН на почту market@astralnalog.ru - разберемся подробнее.
отправила
и что? написала, опять ноль ответа -стабильность его кредо)))
Здравствуйте! Мы провели служебное расследование и не смогли найти сделки по такому ИНН. Пожалуйста, проверьте правильность номера еще раз.
))) ндаа уж. почти ожидаемый ответ. мы отправлем непосредственно через 1с документы и получаем. это не к вам разве?) подключались чрез франчайзи или как они называются.. они проблему не решили, ответили, что эта проблема - к Астралу. ну вы хотя бы можете наладить сервис ответа на звонки?!
К сожалению, по ИНН, который вы предоставили не числятся зарегистрированные сервисы "Калуга Астрал". Пожалуйста, посмотрите в договоре обслуживающую организацию и обратитесь с вопросом напрямую.
странно. почему сканы документов не имеют силу. а эл подпись имеет.