Виды требований ФНС
Требование – документ, направляемый налогоплательщику (физическому или юридическому лицу, ИП) с целью получения от него пояснений и документов.
Все требования ИФНС можно разделить на несколько видов:
О предоставлении пояснений.
О предоставлении документов.
Об уплате обязательных платежей.
Рассмотрим подробнее данные виды требований.
Требование о предоставлении пояснений
Этот документ может быть направлен организации или ИП:
в рамках камеральной налоговой проверки (КНП);
при проведении выездной налоговой проверки (ВНП);
в ходе проведения налогового мониторинга;
по определенной сделке вне рамок налоговой проверки.
В рамках КНП инспекция может запросить пояснения, если:
Выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете).
Обнаружены расхождения между данными в представленных документах (например, между декларацией и бухгалтерской отчетностью).
Найдены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, с данными, имеющимися в ИФНС.
Представлена уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате по сравнению с первичной декларацией.
В декларации заявлен убыток.
В отчетности организацией или ИП заявлены налоговые льготы.
В рамках ВНП пояснения могут запрашиваться для определения позиции налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе проверки факта налогового правонарушения. Получение разъяснений в этом случае позволит избежать предъявления налоговиками необоснованных претензий.
Сервис 1С: Уполномоченный представитель – это веб-сервис на базе 1С, который обеспечит отправку отчетности во все контролирующие органы за свою и сторонние компании. Автоматическая проверка загруженных отчетов позволит избежать ошибок на этапе заполнения отчетности.
Требование о предоставлении документов
Такое требование может быть направлено налогоплательщику:
В рамках встречной проверки контрагента или третьего лица (ст. 93.1 НК).
Основания запроса документов те же, что и для получения пояснений.
ИФНС может запросить практически любые документы, если они относятся к проверяемому налогоплательщику, его контрагентам либо третьим лицам, о которых у организации или ИП могут иметься необходимые данные.
Сервис 1С-Отчетность позволяет отправлять отчеты напрямую из 1С. Только актуальные формы отчетов с учетом всех изменений в законодательстве и комфортная работа в привычном интерфейсе учетной программы компании. Предусмотрена возможность отправки неформализованных документов – получайте рассылки от контролирующих органов и отправляйте ответные письма с вложениями любого формата.
Требование об уплате обязательных платежей
Если у налогоплательщика есть задолженность по налогам, сборам, пени и штрафам, ИФНС может направить ему требование об оплате (п. 1 ст. 45 НК).
Срок направления требования об уплате обязательных платежей зависит от оснований возникновения задолженности:
3 месяца – если налог не уплачен по представленной декларации.
Для отчетности, которая предоставляется своевременно, срок начинает течь со дня, следующего за последним днем уплаты налога. Для декларации, направленной с нарушением срока – со дня, следующего за днем фактического представления отчетности.
3 месяца со дня оплаты задолженности, если недоимка погашена, а пени нет.
20 рабочих дней со дня вступления решения в силу, если доначисление налога (пени, штрафа) произошло по решению ИФНС.
Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте
Уведомление о вызове на допрос
Если инспекции недостаточно полученных документов (информации) и требуется получить устные объяснения от налогоплательщика, она может вызвать его на допрос. Для этого оформляется уведомление о вызове в налоговую службу.
Запрос устных пояснений может происходить без предварительного затребования у организации или ИП документов. Часто, при проведении проверки организации, ИФНС вызывает на допрос первых лиц компании: учредителя или директора. Особенно если данные лица являются «массовыми», то есть на них зарегистрировано несколько компаний.
Вызвать на допрос налоговики могут и обычных граждан для получения объяснений по факту уплаты налогов и сборов или в связи с проверкой их деклараций, а также по иным основаниям (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК).
Сервис Астрал Отчет 5.0 – обеспечит возможность отправки отчетов с любого ПК без привязки к рабочему месту. Предусмотрен автоприем требований ФНС. Сервис самостоятельно отправит квитанцию о приеме в последний день возможного срока. Вам не грозит блокировка расчетного счета, вы всегда примете требование в срок.
Срок ответа на требование ФНС
Отразим сроки ответов по всем видам требований в таблице.
Основание направления требования | Срок предоставления информации или документов (с даты получения требования) |
Проверка полноты исчисления и уплаты налогов при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами. Встречная проверка | 5 дней (п. 5 ст. 93.1 и п. 7 ст. 105.17 НК) |
Проведение налоговой проверки, кроме консолидированной группы налогоплательщиков. Проведение налогового мониторинга | 10 дней (п. 3 ст. 93 и п. 5 ст. 105.29 НК) |
Проведение налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков. Проверка налоговой декларации по НДС, в которой заявлена ставка 0% и (или) налоговые вычеты | 20 дней (п. 3 ст. 93 и п. 3.10 ст. 165 НК). |
Проверка сведений, внесенных в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК и предоставленные для подтверждения нулевой ставки по НДС и налоговых вычетов. При налоговой проверке иностранных организаций, подлежащих постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК. При проверке сделки, заключенной между взаимозависимыми лицами | 30 дней |
Уплата обязательных платежей по соответствующему требованию происходит в 8-дневный срок. Если в требовании указан более длительный срок, то налог (сбор, штраф) следует оплатить в указанный период.
Дата получения требования зависит от того, как оно было вручено (направлено) налогоплательщику:
Вручено лично – дата получения требования на руки.
Направлено по почте – наиболее ранняя из дат: день фактического получения требования или 6 рабочий день, со дня, следующего за днем отправки письма (определяется по почтовому штемпелю).
Размещено в личном кабинете на сайте ФНС – день, следующий за днем, когда письмо появилось в личном кабинете.
Отправлено по ТКС (телекоммуникационным каналам связи) – дата получения инспекцией квитанции о приеме документа от налогоплательщика.
Квитанцию о приеме налогоплательщик должен направить в налоговую не позднее 6 дней с даты получения от налоговой требования (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК). Если этого не сделать, то ИФНС может приостановить операции по счетам организации или ИП (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК). Подробности в этой статье.
Что должно быть указано в требовании
Требование о предоставлении пояснений или документов должно содержать:
нормы НК, на основании которых выставлено требование;
основание для направления требования;
перечень информации или документов, которые нужно представить в ИФНС;
срок предоставления документов и информации;
наименование налогового органа, направившего требование.
Сервис Астрал Отчет 4.5 обеспечит сдачу отчетности в контролирующие органы и ЭДО с контрагентами. Данные хранятся на ПК, а не в облаке.Доступ к единой базе для нескольких пользователей с разных рабочих мест.
Как направить пояснение в ФНС
Формат предоставления ответа на требование, как правило, зависит от того, как отчитывается налогоплательщик: на бумаге или по ТКС.
В большинстве случае ответ дается в произвольной форме, кроме предоставления пояснений при проведении проверки налоговой декларации по НДС. В этом случае пояснения направляются в инспекцию только в электронной форме по утвержденному формату. Если данные подать не по формату, то налоговый орган посчитает их вовсе не представленными (п. 3 ст. 88 НК).
Вместе с пояснениями организация или ИП может направить в инспекцию документы, подтверждающие его позицию.
Санкции за непредставление информации или документов по требованию ФНС
Вид нарушения | Ответственность |
Непредоставление документов, запрошенных при проведении КНП или ВНП в отношении организации или ИП | 200 руб. за каждый непредставленный документ |
Непредоставление документов при проведении встречной проверки контрагента или третьего лица организации или ИП или по конкретной сделке (вне рамок налоговой проверки) | 10 тыс. руб. |
Непредоставление информации по запросу налоговой службы | 5 тыс. руб. 20 тыс. руб. – если правонарушение совершено повторно в течение года |
Кроме налоговой ответственности, должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).
Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте
Начать дискуссию