Что ждет бизнес в связи с внедрением МЧД
Уже с 1 сентября 2023 года изменится схема работы бизнеса с электронными документами. Сертификаты КЭП, выданные ранее на юридическое лицо, прекратят свое действие.
К указанной дате всем организациям необходимо выпустить:
электронные подписи на физлиц (сотрудников, уполномоченных отправлять отчетность в ФНС, СФР и Росстат, взаимодействовать по ЭДО с контрагентами, участвовать в тендерах, проводить продукцию через ЕГАИС РАР и систему маркировки «Честный ЗНАК» и т. п.);
машиночитаемые доверенности на каждого такого работника.
В соответствии с законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ, любой пакет электронной документации будет подписываться личной КЭП физлица-сотрудника и сопровождаться файлом МЧД.
Таким образом, машиночитаемые доверенности станут обязательными. Начать подготовку к переходу стоит уже сейчас, чтобы успеть протестировать систему и обучить сотрудников новому порядку работы.
Можно ли заменить МЧД скан-копией обычной доверенности
Машиночитаемая доверенность (МЧД) представляет собой цифровой аналог обычной доверенности, который также дает право сотруднику подписывать документы от лица организации, но при этом имеет особый формат и строго установленное содержание.
Чтобы МЧД распознавалась информационной системой автоматически, она должна отвечать следующим требованиям:
формат файла – XML;
формат ЭП в подписи – XMLDSIG;
содержание МЧД:
название документа;
дата выдачи;
данные доверителя и представителя;
срок действия;
полномочия доверенного лица с идентификатором из классификатора полномочий;
сведения об информационной системе, которая предоставит сведения о прекращении действия доверенности;
номер документа;
отметка о возможности передоверия;
УКЭП руководителя компании или ИП.
Параметры машиночитаемой доверенности прописаны в двух приказах Минцифры: от 18.08.2021 № 857 и от 18.08.2021 № 858.
Технически МЧД – это файл в формате XML, который прикрепляется к пакету электронных документов, подписанных КЭП сотрудника, перед его отправкой контрагенту или государственной службе.
Скан-копия простой (или нотариальной) доверенности не является надлежащим подтверждением полномочий физлица в электронном документообороте и не может заменить МЧД.
Клиенты Калуга Астрал уже активно используют машиночитаемую доверенность для подачи документов в контролирующие органы через 1С-Отчетность. С января 2023 года эта функция также реализована в сервисах Астрал Отчет 4.5 и Астрал Отчет 5.0.
Какие права дает машиночитаемая доверенность
Машиночитаемая доверенность, в совокупности с КЭП физического лица, наделяет работника полномочиями для подписания и обмена электронными документами от имени организации.
Например, с помощью МЧД и КЭП сотрудник может:
сдавать отчетность в контролирующие службы (налоговую, Социальный фонд, Росстат);
работать в системе маркировки – «Честный ЗНАК»;
взаимодействовать с банками и нотариусами;
подписывать договоры;
обмениваться кадровыми документами с удаленными сотрудниками;
вести ЭДО с контрагентами ;
выполнять иные действия, как и с обычной бумажной доверенностью.
Как подготовиться к переходу на МЧД
Переход на работу с машиночитаемой доверенностью занимает несколько этапов, однако совершить их несложно. На всю процедуру оформления уйдет всего пара дней. Дальше останется только обучить сотрудников и наладить организационные процессы внутри компании.
Шаг № 1. Получение КЭП на генерального директора
Сертификаты КЭП, выданные ранее, могут использоваться до 31 августа 2023 года или до окончания срока их действия (в случае, если он наступает раньше указанной даты). С сентября они потеряют свою актуальность.
Чтобы сохранить возможность подписывать документы, необходимо оформить новую КЭП на руководителя. Теперь электронную подпись директор или ИП получают только в ФНС или доверенных УЦ.
Для ускоренного выпуска квалифицированной ЭП юрлица и ИП рекомендуем воспользоваться услугой «Получение КЭП в ФНС под ключ». Специалисты аккредитованного УЦ Калуга Астрал помогут сэкономить время на получение КЭП и настройку рабочего места.
Такую услугу предоставляет Калуга Астрал в офисах, в которых открыто подразделение ДЛ УЦ ФНС – «Аналитический центр». Заявка отправляется дистанционно, а специалисты УЦ сами проводят идентификацию, подбирают подходящий USB-носитель (токен) и выпускают новый сертификат, в соответствии с последними требованиями закона.
Шаг № 2. Получение КЭП физлиц на сотрудников
Для того чтобы поддерживать электронный документооборот в 2023 году, компании должны выпустить КЭП физлица всем сотрудникам, которые имеют право подписи (отправляют отчетность в госорганы, работают с ЕГАИС, ведут ЭДО с контрагентами). Такое требование содержится в последних поправках к закону от 27.12.2019 № 476-ФЗ.
Это также можно сделать в любом аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). Например, в УЦ Калуга Астрал. Оплатите электронную подпись на сотрудника по любому тарифному плану Астрал-ЭТ, а второй сертификат физического лица по тарифу «Базис» получите бесплатно.
Нужно оплатить электронную подпись на сотрудника по любому тарифному плану Астрал-ЭТ, а второй сертификат физического лица по тарифу «Базис» бесплатно.
Сертификат физлица хранит информацию только о конкретном человеке без указания его принадлежности к организации. Благодаря этому новую КЭП можно использовать в личных целях и не аннулировать ее после увольнения.
Шаг № 3. Выпуск МЧД на сотрудников
Машиночитаемая доверенность выпускается на каждого сотрудника, наделенного правом подписи от организации также, как и КЭП физлица.
Оформлением занимается генеральный директор. Он заполняет необходимые сведения в бланке МЧД, подписывает готовый документ своей УКЭП руководителя и сохраняет файл в информационной системе. Сделать это можно как в специальном сервисе на сайте ФНС или в любой другой системе по актуальному формату.
Калуга Астрал обеспечивает полную поддержку пользователей от получения КЭП на руководителя и физлиц (сотрудников), в соответствии с новыми требования закона, до выпуска и хранения машиночитаемых доверенностей.
Как создавать МЧД, подписывать документы и отправлять отчетность с ее помощью в ФНС, подробнее читайте – на странице сервиса 1С-Отчетность.
С января 2023 года работа с машиночитаемой доверенностью возможна и в других сервисах Калуга Астрал – Астрал Отчет 4.5 и Астрал Отчет 5.0.
Начинайте процедуру перехода на МЧД уже сейчас, чтобы заранее протестировать новые правила ведения электронного документооборота и избежать проблем во второй половине 2023 года.
Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте
Комментарии
16Я сотрудник в 2х организациях, в обеих сдаю различную отчетность. Вопрос: Если в одной из организаций мне выпустят КЭП физлица, данная КЭП будет работать во всех организациях (при наличии МЧД от каждой)?
Да.
Добрый день. Да. Для сдачи отчётности от имени разных организаций должна быть одна КЭП ФЛ + несколько МЧД (от каждой организации).
и вопрос № 2. Допустим сменяется руководитель организации, выпустивший/подписавший МЧД. МЧД продолжает действовать?
При смене директора отзывать МЧД не нужно, если полномочия не изменились. Отзыв МЧД необходимо делать обязателен, если меняется сотрудник, который ранее имел полномочия на отправку отчетности.
Подскажите пожалуйста, у меня есть подпись физлица, выпущенная как должностному лицу - главному бухгалтеру (в этой подписи кроме ФИО указано наименование предприятия и его ИНН). Не личная. Такую подпись можно использовать вместе с МЧД для подписания отчетности? Я против использования на работе личной подписи, т.к. с этой подписью можно и имущества лишиться... по неосторожности конечно:)
Добрый день! Если в составе сертификата указан ИНН организации — скорее всего это подпись, оформленная по «бумажной» доверенности. Такой сертификат будет действовать до 31.08.2023 согласно изменениям в 63-ФЗ. Далее придется перевыпускать на КЭП без указания ИНН организации (на себя, как на физ. лицо).
Да, доверенность оформляли. Эта подпись нужна была для подписании главным бухгалтером справки о доходах на ИТ-аккредитацию. Спасибо за разъяснения. Такого намудрили наши законотворцы с этими МЧД, без бутылки не разберешься :)