ЭДО

ЭТрН и сценарии грузоперевозки

То, какие титулы в ЭТрН заполняют и подписывают участники, зависит от сценария грузоперевозки. Расскажем подробнее.
ЭТрН и сценарии грузоперевозки
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Ранее в наших статьях мы рассказывали о том, что такое электронная транспортная накладная, зачем она нужна и из чего состоит. С тех пор в составе ЭТрН произошли изменения: к списку опциональных титулов добавился файл обмена информации об указании о переадресовке груза и стал титулом 9.

Эти сценарии были разработаны Минтрансом и сначала использовались для тестирования взаимодействия между ГИС ЭПД, ведущими операторами электронного документооборота и участниками перевозок. В этом тестировании принимала участие «Калуга Астрал», прежде чем стать аккредитованным оператором ИС ЭПД.

В статье рассмотрим 11 самых частых сценариев.

Основные правила обмена ЭТрН

Обмен ЭТрН организован через аккредитованных операторов ГИС ЭПД. Оператор проверяет файлы обмена от каждого участника перевозки на соответствие нормам, закреплённым в постановлении Правительства от 21 мая 2022 года № 931.

Информацию из каждого файла оператор передаёт в ГИС ЭПД, а файл после проверки направляет следующему участнику грузоперевозки.

ГИС ЭПД также проверяет документ и сверяет данные с информацией, полученной от других участников этого документооборота. Если обнаружены расхождения, оператор ИС ЭПД сообщает о них отправителю документа.

В ГИС ЭПД фиксируется каждое подписание транспортной накладной ЭТрН с помощью КЭП со стороны участников перевозки.

Сценарий № 1. Простая перевозка груза

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает её квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет участникам перевозки через оператора ИС ЭПД.

Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.

Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП (титул 3).

Перевозчик подписывает титул 4 своей КЭП и завершает документооборот.

При таком сценарии грузоперевозки заполняются только основные титулы транспортной накладной ЭТрН. При более сложных сценариях потребуется заполнить дополнительный титул.

Сценарий № 2. Перевозка сборного груза со склада временного хранения

Грузы от разных заказчиков принимаются на складе временного хранения или ином складе. Склад формирует сборный груз и заказывает его перевозку экспедитором до конечного грузополучателя. Грузоотправителем является экспедитор, а заказчик перевозки сборного груза – склад, но заказчик каждого груза в составе сборного груза – первичный грузовладелец. При этом склад может привлечь к грузоперевозке третью сторону – ещё одного экспедитора.

Грузоотправитель формирует титул 1 и указывает следующие данные:

  • в разделе 1: Экспедитор 2 с признаком «является экспедитором»;

  • в разделе 1а: Экспедитор (склад);

  • в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор (склад) об условиях договора перевозки.

Дальнейший документооборот аналогичен документообороту при базовом сценарии. Перевозчик заполняет титул 2 информацией о фактических условиях перевозки груза. Грузополучатель заполняет титул 3 информацией о приёмке груза, о принятом грузе и об обстоятельствах приёмки.

Перевозчик заполняет титул 4 информацией о выдаче груза покупателю, подписывает своей КЭП и завершает документооборот.

Сценарий № 3. Перевозка груза с перегрузкой груза без размещения в зоне длительного хранения

Груз перегружают из одного «магистрального» грузового автомобиля в несколько небольших автомобилей, которые затем доставляют груз конечным получателям, не размещая на складе для длительного хранения. Перевозка происходит с участием экспедитора.

При таком сценарии грузоперевозки оформляются две ЭТрН. Первая – на перевозку груза «магистральным» ТС.

Грузоотправителем и грузополучателем в ЭТрН1 будет экспедитор, который организует грузоперевозку. В титуле 1 должна быть указана следующая информация об участниках перевозки:

  • в разделе 1: Экспедитор с признаком «является экспедитором»;

  • в разделе 1а: Заказчик услуг Экспедитора;

  • в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор;

  • в разделе 2: Экспедитор;

  • в разделе 6: Перевозчик 1.

Перевозчик 1, который предоставляет «магистральное» ТС, заполняет титул 2 ЭТрН1, где указывает сведения о принятии груза к перевозке.

Грузополучатель, он же экспедитор, по факту прибытия груза на склад для кросс-докинга заполняет титул 3 информацией о приёме груза и обстоятельствах приёмки.

Перевозчик 1 со своей стороны заполняет титул 4 сведениями о выдаче груза грузополучателю, подписывает его, и на этом оборот ЭТрН1 завершается.

Для того чтобы доставить груз конечному грузополучателю на других автомобилях, экспедитор нанимает другого перевозчика и оформляет новую ЭТрН2.

Документооборот ЭТрН2 происходит по схеме базовой грузоперевозки. Разница только в том, что в титуле 1 указывается большее количество участников грузоперевозки:

  • в разделе 1: Экспедитор с признаком «является экспедитором»;

  • в разделе 1а: Заказчик услуг Экспедитора;

  • в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор;

  • в разделе 2: Конечный грузополучатель;

  • в разделе 6: Перевозчик 2.

Документооборот завершает перевозчик 2 после выдачи всех частей груза конечному получателю.

Сценарий № 4. Перевозка с участием одного экспедитора

Организацией грузоперевозки занимается экспедитор, заключивший договор с перевозчиком.

Этот сценарий полностью повторяет сценарий № 1, но отличается от него сведениями об участниках перевозки, которые экспедитор вносит в титул 1:

  • в разделе 1: Экспедитор;

  • в атрибуте «ГОЭксп» значение «1»;

  • в разделе 1а: Грузоотправитель (Заказчик экспедитора);

  • в разделе 8 (ЛОП): Уполномоченное экспедитором лицо.

Остальные шаги совпадают с шагами из сценария 1.

Сценарий № 5. Перевозка груза с заменой водителя или транспортного средства

Требуется перевезти груз и оформить перевозку ЭТрН. До завершения перевозки осуществить замену водителя или транспортного средства.

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает её квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет участникам перевозки через оператора ИС ЭПД.

Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.

Информация об этом направляется через оператора в ГИС ЭПД, грузоотправителю и грузополучателю. Затем возникает необходимость заменить водителя или автомобиль. Перевозчик заполняет в части перевозчика данные о новом ТС или новом водителе, подписывает файл обмена перевозчика о заменах водителей или ТС и снова отправляет его в ГИС ЭПД, а затем грузоотправителю и грузополучателю.

Грузоотправитель заполняет в транспортной накладной титул 3, направляет на согласование перевозчику, а после этого – грузополучателю.

После выгрузки товара перевозчик заполняет титул 4 сведениями о выдаче груза и завершает документооборот.

Сценарий № 6. Перевозка скоропортящегося груза

Перевозка происходит без посредника-экспедитора, по договору, заключённому между грузоотправителем и перевозчиком.

Этот сценарий почти полностью совпадает с базовым сценарием перевозки. Отличие в том, как грузоотправитель заполняет титул 1.

В сведениях об участниках перевозки он указывает:

  • в разделе 1: Грузоотправитель;

  • в разделе 8 (ЛОП): Грузоотправитель.

А в сведениях о грузе и сопроводительных документах на него указывается температурный режим, данные, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством РФ.

Сценарий № 7. Возврат товара

Грузоперевозка организована с участием экспедитора, а заказчик перевозки – иностранное лицо. В процессе перевозки нескольких наименований груза, оформленных одной ЭТрН, поступает уведомление от грузополучателя о невозможности принять груз. В этом случае перевозчик должен вернуть груз грузоотправителю, оформив переадресовку.

Экспедитор создаёт титул 1 ЭТрН и указывает следующие сведения об участниках перевозки:

  • в разделе 1: Экспедитор, в атрибуте «ГОЭксп» значение «1»;

  • раздел 1а: Заказчик – иностранное лицо;

  • в разделе 8 (ЛОП): Уполномоченный экспедитора.

Перевозчик на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную своей КЭП.

Получатель заполняет титул 3, где сообщает об отказе принять груз и указывает причину отказа.

Перевозчик заполняет титул 4 и передаёт транспортную накладную ЭТрН оператору ИС ЭПД, который снова проверяет все данные и отправляет сведения в ГИС ЭПД.

Затем электронную транспортную накладную получает экспедитор, который становится грузополучателем, так как груз возвращается к нему. Он заполняет титул 9 информацией об указании о переадресации и отправляет накладную перевозчику на согласование.

Перевозчик возвращает товар экспедитору и заполняет в накладной ЭТрН титул 7 о переадресовке, подписывает ЭТрН электронной подписью и отправляет в ГИС ЭПД.

Экспедитор подтверждает приём груза от перевозчика и заполняет титул 3 данными об обстоятельствах приёмки. Перевозчик заполняет титул 4 информацией о выдаче груза. На этом электронный документооборот завершается.

Сценарий № 8. Частичная приёмка и переадресация на нового грузополучателя

В процессе перевозки груза, оформленной ЭТрН, в адрес грузоотправителя поступает уведомление о частичной приёмке груза грузополучателем с указанием причин. На основании такого уведомления грузоотправитель оформляет перевозку оставшейся части груза новому грузополучателю, то есть переадресовку.

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает её квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет участникам перевозки через оператора ИС ЭПД.

Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.

Грузополучатель заполняет титул 3, указывая частичную приёмку и её причины. Этот документ направляется перевозчику и грузоотправителю. Перевозчик заполняет титул 4 информацией о частичной доставке груза и передаёт ЭТрН грузоотправителю, который становится грузополучателем.

Новый грузополучатель заполняет титул 9 в ЭТрН информацией об указании о переадресации и передаёт его перевозчику на согласование, после чего сведения поступают в ГИС ЭПД. Перевозчик заполняет титул 7 ЭТрН информацией о переадресовке остатков груза новому грузополучателю.

Грузополучатель заполняет титул 3 информацией о приёмке груза, а перевозчик – титул 4 информацией о выгрузке. Сведения передаются в ГИС ЭПД, и документооборот завершается.

Сценарий № 9. Самовывоз

Перевозка груза от продавца к покупателю осуществляется перевозчиком по договору перевозки, заключённому между покупателем и перевозчиком. Так как грузоотправителем является тот, кто заключил договор перевозки, покупатель будет выступать и в качестве грузоотправителя, и в качестве грузополучателя.

Формирует ЭТрН и заполняет титул 1 в этом случае тот, кто занимается погрузкой товаров в автомобиль – продавец. Информация об участниках перевозки будет содержать следующие сведения:

  • в разделе 1: Покупатель;

  • в разделе 8 (ЛОП): Продавец.

Перевозчик заполняет титул 2 информацией о погрузке.

Титул 3 заполняет покупатель. Он указывает информацию о приёмке груза.

Затем перевозчик заполняет титул 4 данными о выдаче груза грузополучателю, и документооборот завершается.

Сценарий № 10. Перевозка груза, подлежащего учёту в иных информационных системах

Перевозка груза от грузоотправителя к грузополучателю происходит без посредника экспедитора. Помимо ГИС ЭПД, информация о грузе должна быть передана в другую ИС – например, в систему маркировки.

Документооборот ЭТрН в этом случае ничем не отличается от базового сценария перевозки. Разница только в том, что грузоотправитель в титуле 1, помимо прочей информации о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, самом грузе и сопроводительных документах на него, указывает атрибут «УчГосСист» = «1» и заполняет атрибуты «НаимГосСист», «ИдНомУчетЕд», «УчетЕд» (при необходимости), «ИнаяИнф» (при необходимости) данными о системе, в которую следует передать информацию.

Сценарий № 11. Внутренние перевозки между складами с привлечением стороннего перевозчика

В этом случае ЭТрН необходима, поскольку возникают договорные отношения с перевозчиком. Если груз между складами перевозят своими силами, без привлечения стороннего перевозчика, то ЭТрН не нужна. Нюанс такой перевозки в том, что грузоотправитель и грузополучатель – это одно и то же юрлицо.

Грузоотправитель заполняет титул 1 ЭТрН, подписывает его квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет оператору ИС ЭПД.

Перевозчик получает и подписывает электронную транспортную накладную ЭТрН с помощью КЭП, заполняя при этом титул 2.

Грузоотправитель, получив груз на другом складе, заполняет титул 3 сведениями о приёмке груза. Перевозчик заполняет титул 4 о выдаче груза грузополучателю и завершает документооборот.

«Калуга Астрал» – аккредитованный Минтрансом оператор ИС ЭПД. Мы предлагаем удобные решения, которые позволяют не только передавать транспортные накладные по ЭДО, но и вести сопутствующий документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.

Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.

«Платформа ЭПД» – интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами.

Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса

Существенная экономия времени. Знаем все об электронном документообороте, отчетности и не только

Оставьте заявку

И мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KQC68

Комментарии

3
  • id1952180

    Пытаюсь осмыслить "Сценарий № 2. Перевозка сборного груза со склада временного хранения".

    Тут похоже описан случай - что делать крупной ТЭК типа ПЭК, ДЛ, и т.п.
    у которой есть:
    - машины собирающие грузы по городу;
    - терминал (большой склад), на который машины привозят собранные грузы, а так же туда люди сами могут привести свои грузы;
    - фуры по направлениям, в которые на терминале погрузят поступившие на терминал грузы;
    - Направления (города, в которых есть такие же терминалы, куда и поедут разгружаться фуры, где далее грузы погрузят в машины, доставляющие их по городу).

    По сценарию, заполнение ЭТРН начинается именно этим Терминалом, и он их заполняет для каждого адреса доставки.

    Не понятен тут такой момент: 
    ЮрЛица, которые подписали договор транспортной экспедиции с ПЭК, ДЛ, и т.п. (на терминал которых попадут их грузы в городе отправления), они же, являясь Отправителем, передают грузы для доставки Экспедитору по  сценарию "Сценарий № 4. Перевозка с участием одного экспедитора", т.е. составляют ЭТРН, указывая Экспедитором ПЭК, ДЛ, и т.п., а свою организацию в раздел 1А. (Заказчик экспедитора).

    Как тогда получается, их груз поедет одновременно по двум ТРЭН ?
    Первую составит отправитель груза, а вторую составит Терминал ПЭКа, ДЛа, и т.п. В обоих ТРЭН будет указан конечный получатель груза (пусть это будет Покупатель). Этот получатель (Покупатель) что, должен будет дважды расписаться о получении одного и того же груза в двух разных ТРЭН?

    Если да, то получается, что расписался о получении 4х ящиков, а потом еще о получении 4-х ящиков, в итоге по документам получил 8 ящиков, а по факту на складе только 4.

  • id1952180

    Еще вопрос возник.
    Получателем груза может быть любое лицо. Не обязательно юридическое.
    Вы решили построить дом, купили кирпич, у производителя, и вот к вам едет большой грузовик...
    Пусть это будет уже то самое будущее, когда установили обязательное оформление ЭТРН для перевозки любых грузов.

    Вы стоите в поле, у вас участок, огороженный заборчиком. И пока это все.
    Приезжает грузовик, и водитель вам говорит: Хозяюшка, примите и распишитесь. Ручкой - не пойдет. Зайдите в интернет, выберите себе оператора, заключите с ним договор, подпишите своей КЭП, и оплатите за это им 7 руб.  Нет КЭП ???   Зайдите в интернет, выберите себе оператора, заполните формы, оплатите КЭП....

    А иначе, я вам кирпичи не отдам, у вас же документов нет...

    Жуть

  • Астрал-Софт

    @id1952180 Добрый день!

    Если говорим о том, что Грузовладелец по договору ТЭО организовывает доставку Покупателю в составе сборного груза, то формируется 1 ЭТРН по сценарию 4. Перевозка с участием одного экспедитора. Грузоотправитель = Экспедитор ( на основании договора ТЭО Поручения и Экспедиторской расписки) В этой ЭТРН.

    Если груз доставляется сначала на РЦ и затем по распоряжению Грузовладельца должен быть направлен покупателю, то формируется 2 ЭТРН последовательно:

    1. Грузоотравитель=Экспедитор = Грузополучатель.

    2. Грузоотправитель = Экспедитор, покупатель =Грузополучатель

    ЭТрН, ЭПЛ и другие перевозочные документы вы можете оформить в сервисе 1С -ЭПД

    Если у вас остались вопросы по сценарию, пожалуйста, оставьте заявку на нашем сайте https://astral.ru/products/1c-epd/