Ранее в наших статьях мы рассказывали о том, что такое электронная транспортная накладная, зачем она нужна и из чего состоит. С тех пор в составе ЭТрН произошли изменения: к списку опциональных титулов добавился файл обмена информации об указании о переадресовке груза и стал титулом 9.
Эти сценарии были разработаны Минтрансом и сначала использовались для тестирования взаимодействия между ГИС ЭПД, ведущими операторами электронного документооборота и участниками перевозок. В этом тестировании принимала участие «Калуга Астрал», прежде чем стать аккредитованным оператором ИС ЭПД.
В статье рассмотрим 11 самых частых сценариев.
Основные правила обмена ЭТрН
Обмен ЭТрН организован через аккредитованных операторов ГИС ЭПД. Оператор проверяет файлы обмена от каждого участника перевозки на соответствие нормам, закреплённым в постановлении Правительства от 21 мая 2022 года № 931.
Информацию из каждого файла оператор передаёт в ГИС ЭПД, а файл после проверки направляет следующему участнику грузоперевозки.
ГИС ЭПД также проверяет документ и сверяет данные с информацией, полученной от других участников этого документооборота. Если обнаружены расхождения, оператор ИС ЭПД сообщает о них отправителю документа.
В ГИС ЭПД фиксируется каждое подписание транспортной накладной ЭТрН с помощью КЭП со стороны участников перевозки.
Сценарий № 1. Простая перевозка груза
Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает её квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет участникам перевозки через оператора ИС ЭПД.
Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.
Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП (титул 3).
Перевозчик подписывает титул 4 своей КЭП и завершает документооборот.
При таком сценарии грузоперевозки заполняются только основные титулы транспортной накладной ЭТрН. При более сложных сценариях потребуется заполнить дополнительный титул.
Сценарий № 2. Перевозка сборного груза со склада временного хранения
Грузы от разных заказчиков принимаются на складе временного хранения или ином складе. Склад формирует сборный груз и заказывает его перевозку экспедитором до конечного грузополучателя. Грузоотправителем является экспедитор, а заказчик перевозки сборного груза – склад, но заказчик каждого груза в составе сборного груза – первичный грузовладелец. При этом склад может привлечь к грузоперевозке третью сторону – ещё одного экспедитора.
Грузоотправитель формирует титул 1 и указывает следующие данные:
в разделе 1: Экспедитор 2 с признаком «является экспедитором»;
в разделе 1а: Экспедитор (склад);
в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор (склад) об условиях договора перевозки.
Дальнейший документооборот аналогичен документообороту при базовом сценарии. Перевозчик заполняет титул 2 информацией о фактических условиях перевозки груза. Грузополучатель заполняет титул 3 информацией о приёмке груза, о принятом грузе и об обстоятельствах приёмки.
Перевозчик заполняет титул 4 информацией о выдаче груза покупателю, подписывает своей КЭП и завершает документооборот.
Сценарий № 3. Перевозка груза с перегрузкой груза без размещения в зоне длительного хранения
Груз перегружают из одного «магистрального» грузового автомобиля в несколько небольших автомобилей, которые затем доставляют груз конечным получателям, не размещая на складе для длительного хранения. Перевозка происходит с участием экспедитора.
При таком сценарии грузоперевозки оформляются две ЭТрН. Первая – на перевозку груза «магистральным» ТС.
Грузоотправителем и грузополучателем в ЭТрН1 будет экспедитор, который организует грузоперевозку. В титуле 1 должна быть указана следующая информация об участниках перевозки:
в разделе 1: Экспедитор с признаком «является экспедитором»;
в разделе 1а: Заказчик услуг Экспедитора;
в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор;
в разделе 2: Экспедитор;
в разделе 6: Перевозчик 1.
Перевозчик 1, который предоставляет «магистральное» ТС, заполняет титул 2 ЭТрН1, где указывает сведения о принятии груза к перевозке.
Грузополучатель, он же экспедитор, по факту прибытия груза на склад для кросс-докинга заполняет титул 3 информацией о приёме груза и обстоятельствах приёмки.
Перевозчик 1 со своей стороны заполняет титул 4 сведениями о выдаче груза грузополучателю, подписывает его, и на этом оборот ЭТрН1 завершается.
Для того чтобы доставить груз конечному грузополучателю на других автомобилях, экспедитор нанимает другого перевозчика и оформляет новую ЭТрН2.
Документооборот ЭТрН2 происходит по схеме базовой грузоперевозки. Разница только в том, что в титуле 1 указывается большее количество участников грузоперевозки:
в разделе 1: Экспедитор с признаком «является экспедитором»;
в разделе 1а: Заказчик услуг Экспедитора;
в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор;
в разделе 2: Конечный грузополучатель;
в разделе 6: Перевозчик 2.
Документооборот завершает перевозчик 2 после выдачи всех частей груза конечному получателю.
Сценарий № 4. Перевозка с участием одного экспедитора
Организацией грузоперевозки занимается экспедитор, заключивший договор с перевозчиком.
Этот сценарий полностью повторяет сценарий № 1, но отличается от него сведениями об участниках перевозки, которые экспедитор вносит в титул 1:
в разделе 1: Экспедитор;
в атрибуте «ГОЭксп» значение «1»;
в разделе 1а: Грузоотправитель (Заказчик экспедитора);
в разделе 8 (ЛОП): Уполномоченное экспедитором лицо.
Остальные шаги совпадают с шагами из сценария 1.
Сценарий № 5. Перевозка груза с заменой водителя или транспортного средства
Требуется перевезти груз и оформить перевозку ЭТрН. До завершения перевозки осуществить замену водителя или транспортного средства.
Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает её квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет участникам перевозки через оператора ИС ЭПД.
Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.
Информация об этом направляется через оператора в ГИС ЭПД, грузоотправителю и грузополучателю. Затем возникает необходимость заменить водителя или автомобиль. Перевозчик заполняет в части перевозчика данные о новом ТС или новом водителе, подписывает файл обмена перевозчика о заменах водителей или ТС и снова отправляет его в ГИС ЭПД, а затем грузоотправителю и грузополучателю.
Грузоотправитель заполняет в транспортной накладной титул 3, направляет на согласование перевозчику, а после этого – грузополучателю.
После выгрузки товара перевозчик заполняет титул 4 сведениями о выдаче груза и завершает документооборот.
Сценарий № 6. Перевозка скоропортящегося груза
Перевозка происходит без посредника-экспедитора, по договору, заключённому между грузоотправителем и перевозчиком.
Этот сценарий почти полностью совпадает с базовым сценарием перевозки. Отличие в том, как грузоотправитель заполняет титул 1.
В сведениях об участниках перевозки он указывает:
в разделе 1: Грузоотправитель;
в разделе 8 (ЛОП): Грузоотправитель.
А в сведениях о грузе и сопроводительных документах на него указывается температурный режим, данные, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством РФ.
Сценарий № 7. Возврат товара
Грузоперевозка организована с участием экспедитора, а заказчик перевозки – иностранное лицо. В процессе перевозки нескольких наименований груза, оформленных одной ЭТрН, поступает уведомление от грузополучателя о невозможности принять груз. В этом случае перевозчик должен вернуть груз грузоотправителю, оформив переадресовку.
Экспедитор создаёт титул 1 ЭТрН и указывает следующие сведения об участниках перевозки:
в разделе 1: Экспедитор, в атрибуте «ГОЭксп» значение «1»;
раздел 1а: Заказчик – иностранное лицо;
в разделе 8 (ЛОП): Уполномоченный экспедитора.
Перевозчик на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную своей КЭП.
Получатель заполняет титул 3, где сообщает об отказе принять груз и указывает причину отказа.
Перевозчик заполняет титул 4 и передаёт транспортную накладную ЭТрН оператору ИС ЭПД, который снова проверяет все данные и отправляет сведения в ГИС ЭПД.
Затем электронную транспортную накладную получает экспедитор, который становится грузополучателем, так как груз возвращается к нему. Он заполняет титул 9 информацией об указании о переадресации и отправляет накладную перевозчику на согласование.
Перевозчик возвращает товар экспедитору и заполняет в накладной ЭТрН титул 7 о переадресовке, подписывает ЭТрН электронной подписью и отправляет в ГИС ЭПД.
Экспедитор подтверждает приём груза от перевозчика и заполняет титул 3 данными об обстоятельствах приёмки. Перевозчик заполняет титул 4 информацией о выдаче груза. На этом электронный документооборот завершается.
Сценарий № 8. Частичная приёмка и переадресация на нового грузополучателя
В процессе перевозки груза, оформленной ЭТрН, в адрес грузоотправителя поступает уведомление о частичной приёмке груза грузополучателем с указанием причин. На основании такого уведомления грузоотправитель оформляет перевозку оставшейся части груза новому грузополучателю, то есть переадресовку.
Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или веб-сервисе, подписывает её квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет участникам перевозки через оператора ИС ЭПД.
Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.
Грузополучатель заполняет титул 3, указывая частичную приёмку и её причины. Этот документ направляется перевозчику и грузоотправителю. Перевозчик заполняет титул 4 информацией о частичной доставке груза и передаёт ЭТрН грузоотправителю, который становится грузополучателем.
Новый грузополучатель заполняет титул 9 в ЭТрН информацией об указании о переадресации и передаёт его перевозчику на согласование, после чего сведения поступают в ГИС ЭПД. Перевозчик заполняет титул 7 ЭТрН информацией о переадресовке остатков груза новому грузополучателю.
Грузополучатель заполняет титул 3 информацией о приёмке груза, а перевозчик – титул 4 информацией о выгрузке. Сведения передаются в ГИС ЭПД, и документооборот завершается.
Сценарий № 9. Самовывоз
Перевозка груза от продавца к покупателю осуществляется перевозчиком по договору перевозки, заключённому между покупателем и перевозчиком. Так как грузоотправителем является тот, кто заключил договор перевозки, покупатель будет выступать и в качестве грузоотправителя, и в качестве грузополучателя.
Формирует ЭТрН и заполняет титул 1 в этом случае тот, кто занимается погрузкой товаров в автомобиль – продавец. Информация об участниках перевозки будет содержать следующие сведения:
в разделе 1: Покупатель;
в разделе 8 (ЛОП): Продавец.
Перевозчик заполняет титул 2 информацией о погрузке.
Титул 3 заполняет покупатель. Он указывает информацию о приёмке груза.
Затем перевозчик заполняет титул 4 данными о выдаче груза грузополучателю, и документооборот завершается.
Сценарий № 10. Перевозка груза, подлежащего учёту в иных информационных системах
Перевозка груза от грузоотправителя к грузополучателю происходит без посредника экспедитора. Помимо ГИС ЭПД, информация о грузе должна быть передана в другую ИС – например, в систему маркировки.
Документооборот ЭТрН в этом случае ничем не отличается от базового сценария перевозки. Разница только в том, что грузоотправитель в титуле 1, помимо прочей информации о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, самом грузе и сопроводительных документах на него, указывает атрибут «УчГосСист» = «1» и заполняет атрибуты «НаимГосСист», «ИдНомУчетЕд», «УчетЕд» (при необходимости), «ИнаяИнф» (при необходимости) данными о системе, в которую следует передать информацию.
Сценарий № 11. Внутренние перевозки между складами с привлечением стороннего перевозчика
В этом случае ЭТрН необходима, поскольку возникают договорные отношения с перевозчиком. Если груз между складами перевозят своими силами, без привлечения стороннего перевозчика, то ЭТрН не нужна. Нюанс такой перевозки в том, что грузоотправитель и грузополучатель – это одно и то же юрлицо.
Грузоотправитель заполняет титул 1 ЭТрН, подписывает его квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет оператору ИС ЭПД.
Перевозчик получает и подписывает электронную транспортную накладную ЭТрН с помощью КЭП, заполняя при этом титул 2.
Грузоотправитель, получив груз на другом складе, заполняет титул 3 сведениями о приёмке груза. Перевозчик заполняет титул 4 о выдаче груза грузополучателю и завершает документооборот.
«Калуга Астрал» – аккредитованный Минтрансом оператор ИС ЭПД. Мы предлагаем удобные решения, которые позволяют не только передавать транспортные накладные по ЭДО, но и вести сопутствующий документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.
Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.
«Платформа ЭПД» – интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами.
Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
Существенная экономия времени. Знаем все об электронном документообороте, отчетности и не только
Оставьте заявку
Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KQC68
Комментарии
3Пытаюсь осмыслить "Сценарий № 2. Перевозка сборного груза со склада временного хранения".
Тут похоже описан случай - что делать крупной ТЭК типа ПЭК, ДЛ, и т.п.
у которой есть:
- машины собирающие грузы по городу;
- терминал (большой склад), на который машины привозят собранные грузы, а так же туда люди сами могут привести свои грузы;
- фуры по направлениям, в которые на терминале погрузят поступившие на терминал грузы;
- Направления (города, в которых есть такие же терминалы, куда и поедут разгружаться фуры, где далее грузы погрузят в машины, доставляющие их по городу).
По сценарию, заполнение ЭТРН начинается именно этим Терминалом, и он их заполняет для каждого адреса доставки.
Не понятен тут такой момент:
ЮрЛица, которые подписали договор транспортной экспедиции с ПЭК, ДЛ, и т.п. (на терминал которых попадут их грузы в городе отправления), они же, являясь Отправителем, передают грузы для доставки Экспедитору по сценарию "Сценарий № 4. Перевозка с участием одного экспедитора", т.е. составляют ЭТРН, указывая Экспедитором ПЭК, ДЛ, и т.п., а свою организацию в раздел 1А. (Заказчик экспедитора).
Как тогда получается, их груз поедет одновременно по двум ТРЭН ?
Первую составит отправитель груза, а вторую составит Терминал ПЭКа, ДЛа, и т.п. В обоих ТРЭН будет указан конечный получатель груза (пусть это будет Покупатель). Этот получатель (Покупатель) что, должен будет дважды расписаться о получении одного и того же груза в двух разных ТРЭН?
Если да, то получается, что расписался о получении 4х ящиков, а потом еще о получении 4-х ящиков, в итоге по документам получил 8 ящиков, а по факту на складе только 4.
Еще вопрос возник.
Получателем груза может быть любое лицо. Не обязательно юридическое.
Вы решили построить дом, купили кирпич, у производителя, и вот к вам едет большой грузовик...
Пусть это будет уже то самое будущее, когда установили обязательное оформление ЭТРН для перевозки любых грузов.
Вы стоите в поле, у вас участок, огороженный заборчиком. И пока это все.
Приезжает грузовик, и водитель вам говорит: Хозяюшка, примите и распишитесь. Ручкой - не пойдет. Зайдите в интернет, выберите себе оператора, заключите с ним договор, подпишите своей КЭП, и оплатите за это им 7 руб. Нет КЭП ??? Зайдите в интернет, выберите себе оператора, заполните формы, оплатите КЭП....
А иначе, я вам кирпичи не отдам, у вас же документов нет...
Жуть
@id1952180 Добрый день!
Если говорим о том, что Грузовладелец по договору ТЭО организовывает доставку Покупателю в составе сборного груза, то формируется 1 ЭТРН по сценарию 4. Перевозка с участием одного экспедитора. Грузоотправитель = Экспедитор ( на основании договора ТЭО Поручения и Экспедиторской расписки) В этой ЭТРН.
Если груз доставляется сначала на РЦ и затем по распоряжению Грузовладельца должен быть направлен покупателю, то формируется 2 ЭТРН последовательно:
1. Грузоотравитель=Экспедитор = Грузополучатель.
2. Грузоотправитель = Экспедитор, покупатель =Грузополучатель
ЭТрН, ЭПЛ и другие перевозочные документы вы можете оформить в сервисе 1С -ЭПД
Если у вас остались вопросы по сценарию, пожалуйста, оставьте заявку на нашем сайте https://astral.ru/products/1c-epd/