ЭДО

Машиночитаемая доверенность: что нужно знать уполномоченному бухгалтеру

Машиночитаемая доверенность — это документ, где прописаны все полномочия сотрудника, которые он может выполнять от лица руководителя. Так, например, с помощью МЧД уполномоченный бухгалтер имеет право подписывать электронные документы или совершать другие действия за директора компании.
Машиночитаемая доверенность: что нужно знать уполномоченному бухгалтеру
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Доверенность обычно состоит из:

  • Личных данных руководителя (ФИО, должность, дата рождения).

  • Сведений о сотруднике, на которого оформляется документ.

  • Информации о номере и сроке действия.

  • Списка полномочий, которые делегируются работнику организации. 

Ранее машиночитаемая доверенность носила экспериментальный характер для дальнейшего перехода на МЧД: отрабатывалось взаимодействие, разрабатывались форматы и т.п.

Сотрудник мог подписывать документы КЭП работника юрлица или использовать МЧД с КЭП физического лица.

Однако с 1 сентября 2023 года машиночитаемая доверенность считается основным подтверждением полномочий.

В этой статье мы поговорим об изменениях, которые появились после обязательного внедрения МЧД, как и где её получить, а также что делать с действующими КЭП сотрудников сейчас.

Что изменилось для уполномоченного бухгалтера после введения обязательного МЧД

Прежде чем говорить о машиночитаемой доверенности, важно понять, кто такой уполномоченный бухгалтер.

Уполномоченный бухгалтер — это лицо, которому даётся ответственность за ведение бухгалтерии в организации. При этом он может работать как в штате, так и от лица сторонней компании, занимающейся подготовкой отчётности и сдачи её в налоговые органы.

Какие изменения произошли после введения обязательной МЧД:

1. Все данные о доверенности должны быть переданы в специальный Реестр МЧД ФНС, который позволит быстро проверять их статусы. Это ускоряет согласование отчётности.

2. Сформирована универсальная форма МЧД — версия 003. Подходит как для формирования отчётов в налоговую, так и для работы с другими государственными органами — это упрощает работу с документами.

КЭП сотрудников: что с ними делать

КЭП - это вариант подписи, который подтверждает личность владельца. С её помощью можно заверять электронные документы и дистанционно взаимодействовать с государственными органами.

Получить КЭП можно в любом аккредитованной удостоверяющем центре. УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень таких организаций и имеет все необходимые лицензии для выпуска электронных подписей для уполномоченных работников — «Астрал Подпись» и «1С-ЭТП». Данные продукты придают цифровым документам юридическую значимость и позволяют вести деятельность от имени компании.

Переходный период на МЧД: роль КЭП

Согласно закону № 536-ФЗ переходный период на МЧД закончился 31 августа 2023 года. 

С 1 сентября 2023 года ситуация поменялась. Теперь, чтобы работник мог подписывать документы за руководителя, ему необходимо обязательно иметь КЭП физического лица и оформленную при этом МЧД.

Это правило распространяется на тех, у кого нет действующей  квалифицированной подписи, оформленной на него, как на сотрудника по «бумажной» доверенности до 01.09.2023 г.

Как работать с МЧД сейчас

Без МЧД

Только с МЧД

КЭП руководителя

+

КЭП сотрудника юридического лица

+

КЭП физического лица

+

Также в законопроекте № 216859-8 прописаны правила использования квалифицированных электронных подписей сотрудников ЮЛ. Было одобрено решение об использовании КЭП сотрудника организации до 31 августа 2024 года включительно. Главное условие при этом — сертификат этой КЭП должен быть оформлен до 1 сентября 2023. 

Если вы как сотрудник не оформили КЭП до этого времени, тогда представлять интересы компании можно только с помощью квалифицированной ЭП физлица совместно с МЧД. 

При продлении же своих сертификатов подписи сотрудники имеют право работать без МЧД еще год. 

Обязательные условия для начала работы с МЧД

Чтобы сотрудники имели право ставить ЭП за директора компании, тот должен организовать выпуск КЭП для сотрудников. Сделать это можно в любом удостоверяющем центре, аккредитованным Минцифры.

Затем необходимо создать МЧД для уполномоченного сотрудника. Для этого нужно:

  • Выбрать формат МЧД — для налоговой отчётности используется формат 5.01.

  • Прописать в ней все полномочия.

  • Заверить доверенность КЭП руководителя или нотариусом.

  • Сохранить её в любой информационной системе, которая подключена к распределённому реестру ФНС (это может быть оператор ЭДО, УЦ налоговой или своя ИС).

Создавать МЧД удобно с сервисом «Астрал Доверенность». Решение позволяет оформить МЧД на сотрудника или доверенное лицо в короткий срок. Директору или предпринимателю достаточно выбрать тип машиночитаемой доверенности, заполнить данные и подписать документ своей КЭП.

Для всех читателей Klerk.ru доступна 30% скидка на наш сервис. Получить её вы можете двумя способами:

  • Позвонить по номеру +7 (800) 600-36-51. 

  • Написать нам на почту ops@astral.ru 

Порядок работы с МЧД

Возникает вопрос, нужно ли прикладывать каждый раз машиночитаемую доверенность при подписании документов от лица компании?

Поскольку это не очень удобно, вы можете загрузить свою МЧД в Единое блокчейн-хранилище. Оно позволяет хранить огромное количество доверенностей, а также проверять их статус в одном месте. Более того, если что-то изменилось в МЧД, вы можете оповестить своих контрагентов об этом.

Также на официальном сайте доступны другие опции, которые можно применить в работе с машиночитаемой доверенностью.

Основные выводы

  • МЧД — это документ, который даёт право уполномоченным сотрудникам подписывать электронные документы за руководителя.

  • С 1 сентября 2023 года МЧД является обязательным и считается полным аналогом бумажной доверенности.

  • Чтобы начать работать с МЧД, директору компании необходимо выпустить КЭП для всех уполномоченных сотрудников. Сделать это можно в любом АУЦ, аккредитованным Минцифры.

  • Затем подписать МЧД квалифицированной электронной подписью директора организации или ИП и загрузить доверенность в Единый реестр. 

Астрал Доверенность — Управляйте выданными доверенностями в одном окне

Создавайте машиночитаемые доверенности за пару минут

Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8Jw2uC

Комментарии

7
  • Ирина

    А есть какие-либо отличия в создании МЧД для физлица при работе с ЕГАИС? Четвёртый день пытаемся загрузить в хранилище... Нет, чтобы спохватиться пару недель назад...

  • Астрал-Софт

    @IriEro Да, форма МЧД, в которой представителем является физическое лицо будет отличаться.

    Подробнее про форматы МЧД мы рассказывали в нашей статье: https://astral.ru/info/elektronnyy-dokumentooborot/mchd-dlya-egais/

    Но сложности в заполнении такой формы возникнуть не должно. Например, в нашем сервисе Астрал Доверенность мы поддерживаем новый формат доверенности. Форма для его заполнения простая и не займет у вас много времени

    • Ирина

      МЧД на физлицо можно сделать и в 1С, но нас-то интересует не для ФНС или СФР, и именно для ЕГАИС. И сложности возникают на этапе загрузки МЧД в распределённый реестр.

      • Астрал-Софт

        @IriEro

        В данной статье мы подробно разбираем МЧД для ЕГАИС

         https://astral.ru/info/elektronnyy-dokumentooborot/mchd-dlya-egais/

         1. Заполнить Единую форму доверенности версии 003 на портале ФНС или у операторов ЭДО, подключённых к распределённому реестру налоговой

        2. В полномочиях указать «Подписывать документы, направляемые в Росалкогольрегулирование».Подписать доверенность КЭП руководителя

        3. Загрузить МЧД в реестр ФНС России

        4. Загрузить доверенность в Универсальный транспортный модуль

        • Ирина

          Пункт 1 - отлично

          Пункт 2 - отлично

          Пункт 3 - никак. Сбой загрузки.

  • Астрал-Софт

    @IriEro Да, выяснили что с регистрацией МЧД для ЕГАИС сейчас действительно сейчас есть проблемы на стороне регулятора. Можем посоветовать периодически повторять запрос на регистрацию на https://m4d.nalog.gov.ru/