Доверенность обычно состоит из:
Личных данных руководителя (ФИО, должность, дата рождения).
Сведений о сотруднике, на которого оформляется документ.
Информации о номере и сроке действия.
Списка полномочий, которые делегируются работнику организации.
Ранее машиночитаемая доверенность носила экспериментальный характер для дальнейшего перехода на МЧД: отрабатывалось взаимодействие, разрабатывались форматы и т.п.
Сотрудник мог подписывать документы КЭП работника юрлица или использовать МЧД с КЭП физического лица.
Однако с 1 сентября 2023 года машиночитаемая доверенность считается основным подтверждением полномочий.
В этой статье мы поговорим об изменениях, которые появились после обязательного внедрения МЧД, как и где её получить, а также что делать с действующими КЭП сотрудников сейчас.
Что изменилось для уполномоченного бухгалтера после введения обязательного МЧД
Прежде чем говорить о машиночитаемой доверенности, важно понять, кто такой уполномоченный бухгалтер.
Уполномоченный бухгалтер — это лицо, которому даётся ответственность за ведение бухгалтерии в организации. При этом он может работать как в штате, так и от лица сторонней компании, занимающейся подготовкой отчётности и сдачи её в налоговые органы.
Какие изменения произошли после введения обязательной МЧД:
1. Все данные о доверенности должны быть переданы в специальный Реестр МЧД ФНС, который позволит быстро проверять их статусы. Это ускоряет согласование отчётности.
2. Сформирована универсальная форма МЧД — версия 003. Подходит как для формирования отчётов в налоговую, так и для работы с другими государственными органами — это упрощает работу с документами.
КЭП сотрудников: что с ними делать
КЭП - это вариант подписи, который подтверждает личность владельца. С её помощью можно заверять электронные документы и дистанционно взаимодействовать с государственными органами.
Получить КЭП можно в любом аккредитованной удостоверяющем центре. УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень таких организаций и имеет все необходимые лицензии для выпуска электронных подписей для уполномоченных работников — «Астрал Подпись» и «1С-ЭТП». Данные продукты придают цифровым документам юридическую значимость и позволяют вести деятельность от имени компании.
Переходный период на МЧД: роль КЭП
Согласно закону № 536-ФЗ переходный период на МЧД закончился 31 августа 2023 года.
С 1 сентября 2023 года ситуация поменялась. Теперь, чтобы работник мог подписывать документы за руководителя, ему необходимо обязательно иметь КЭП физического лица и оформленную при этом МЧД.
Это правило распространяется на тех, у кого нет действующей квалифицированной подписи, оформленной на него, как на сотрудника по «бумажной» доверенности до 01.09.2023 г.
Как работать с МЧД сейчас
Без МЧД | Только с МЧД | |
КЭП руководителя | + | |
КЭП сотрудника юридического лица | + | |
КЭП физического лица | + |
Также в законопроекте № 216859-8 прописаны правила использования квалифицированных электронных подписей сотрудников ЮЛ. Было одобрено решение об использовании КЭП сотрудника организации до 31 августа 2024 года включительно. Главное условие при этом — сертификат этой КЭП должен быть оформлен до 1 сентября 2023.
Если вы как сотрудник не оформили КЭП до этого времени, тогда представлять интересы компании можно только с помощью квалифицированной ЭП физлица совместно с МЧД.
При продлении же своих сертификатов подписи сотрудники имеют право работать без МЧД еще год.
Обязательные условия для начала работы с МЧД
Чтобы сотрудники имели право ставить ЭП за директора компании, тот должен организовать выпуск КЭП для сотрудников. Сделать это можно в любом удостоверяющем центре, аккредитованным Минцифры.
Затем необходимо создать МЧД для уполномоченного сотрудника. Для этого нужно:
Выбрать формат МЧД — для налоговой отчётности используется формат 5.01.
Прописать в ней все полномочия.
Заверить доверенность КЭП руководителя или нотариусом.
Сохранить её в любой информационной системе, которая подключена к распределённому реестру ФНС (это может быть оператор ЭДО, УЦ налоговой или своя ИС).
Создавать МЧД удобно с сервисом «Астрал Доверенность». Решение позволяет оформить МЧД на сотрудника или доверенное лицо в короткий срок. Директору или предпринимателю достаточно выбрать тип машиночитаемой доверенности, заполнить данные и подписать документ своей КЭП.
Для всех читателей Klerk.ru доступна 30% скидка на наш сервис. Получить её вы можете двумя способами:
Позвонить по номеру +7 (800) 600-36-51.
Написать нам на почту ops@astral.ru
Порядок работы с МЧД
Возникает вопрос, нужно ли прикладывать каждый раз машиночитаемую доверенность при подписании документов от лица компании?
Поскольку это не очень удобно, вы можете загрузить свою МЧД в Единое блокчейн-хранилище. Оно позволяет хранить огромное количество доверенностей, а также проверять их статус в одном месте. Более того, если что-то изменилось в МЧД, вы можете оповестить своих контрагентов об этом.
Также на официальном сайте доступны другие опции, которые можно применить в работе с машиночитаемой доверенностью.
Основные выводы
МЧД — это документ, который даёт право уполномоченным сотрудникам подписывать электронные документы за руководителя.
С 1 сентября 2023 года МЧД является обязательным и считается полным аналогом бумажной доверенности.
Чтобы начать работать с МЧД, директору компании необходимо выпустить КЭП для всех уполномоченных сотрудников. Сделать это можно в любом АУЦ, аккредитованным Минцифры.
Затем подписать МЧД квалифицированной электронной подписью директора организации или ИП и загрузить доверенность в Единый реестр.
Астрал Доверенность — Управляйте выданными доверенностями в одном окне
Создавайте машиночитаемые доверенности за пару минут
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами
Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8Jw2uC
Комментарии
7А есть какие-либо отличия в создании МЧД для физлица при работе с ЕГАИС? Четвёртый день пытаемся загрузить в хранилище... Нет, чтобы спохватиться пару недель назад...
@IriEro Да, форма МЧД, в которой представителем является физическое лицо будет отличаться.
Подробнее про форматы МЧД мы рассказывали в нашей статье: https://astral.ru/info/elektronnyy-dokumentooborot/mchd-dlya-egais/
Но сложности в заполнении такой формы возникнуть не должно. Например, в нашем сервисе Астрал Доверенность мы поддерживаем новый формат доверенности. Форма для его заполнения простая и не займет у вас много времени
МЧД на физлицо можно сделать и в 1С, но нас-то интересует не для ФНС или СФР, и именно для ЕГАИС. И сложности возникают на этапе загрузки МЧД в распределённый реестр.
@IriEro
В данной статье мы подробно разбираем МЧД для ЕГАИС
https://astral.ru/info/elektronnyy-dokumentooborot/mchd-dlya-egais/
1. Заполнить Единую форму доверенности версии 003 на портале ФНС или у операторов ЭДО, подключённых к распределённому реестру налоговой
2. В полномочиях указать «Подписывать документы, направляемые в Росалкогольрегулирование».Подписать доверенность КЭП руководителя
3. Загрузить МЧД в реестр ФНС России
4. Загрузить доверенность в Универсальный транспортный модуль
Пункт 1 - отлично
Пункт 2 - отлично
Пункт 3 - никак. Сбой загрузки.
@IriEro Да, выяснили что с регистрацией МЧД для ЕГАИС сейчас действительно сейчас есть проблемы на стороне регулятора. Можем посоветовать периодически повторять запрос на регистрацию на https://m4d.nalog.gov.ru/