В этой статье мы расскажем, как определить список затрат, связанных с приготовлением и перевозкой товаров, а также разберёмся в особенностях учёта и распределения ТЗР.
Что относится к транспортно-заготовительным расходам
На сегодняшний день нет чётко определённых стандартов или правил для определения расходов ТЗР. Поэтому компании могут самостоятельно решить, какие затраты будут включены в эту категорию, главное — зафиксировать выбранный список в своей учётной политике. В качестве юридической основы рекомендуется использовать ФСБУ 5/2019 «Запасы» и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
В целом, все расходы, связанные с приобретением, перевозкой и хранением материалов, можно отнести к ТЗР. Например:
затраты на погрузку, разгрузку и перевозку материалов;
расходы на транспортировку за счёт посредников (экспедиторы, перевозчики);
дополнительные суммы, связанные с процессами перевозки и временного хранения материалов (страхование перевозимого груза, таможенные пошлины и т.д.).
Согласно ФСБУ 5/2019, ТЗР должны включаться в себестоимость запасов. Однако некоторые расходы, которые ранее расценивались как ТЗР, по новому ФСБУ теперь не могут быть включены в себестоимость. К ним относятся:
затраты на складирование, кроме тех случаев, когда это часть производственного процесса или связано с условиями приобретения;
проценты по займам и кредитам, за исключением тех, которые относятся к инвестиционным активам;
естественная убыль (уменьшение объёма материально-производственных запасов в связи с естественными изменениями их биологических и физико-химических свойств)
Как принимать к учёту ТЗР
Есть три способа учёта транспортно-заготовительных расходов:
вычислить разницу между фактической и плановой стоимостью МПЗ с применением отдельных бухгалтерских счетов 15 и 16;
создать отдельный субсчёт 10.1 на счёте 10 «Материалы»;
включить стоимость ТЗР в фактическую стоимость приобретённых МПЗ.
Выбранный способ учёта необходимо отразить во внутренней учётной политике компании, наряду с перечнем расходов, относящихся к ТЗР.
Ниже представлены бухгалтерские счета, которые могут быть использованы в проводках:
10 – Материалы;
10.1 – Сырьё и материалы (ТЗР);
15 – Заготовление и приобретение материалов;
16 – Отклонение в стоимости материальных ценностей;
19 – НДС (налог на добавленную стоимость) по приобретённым МПЗ;
20 – Основное производство;
23 – Вспомогательные производства;
25 – Общепроизводственные расходы;
26 – Общехозяйственные расходы;
60 – Расчёты с поставщиками и подрядчиками;
68 – Расчёты по налогам и сборам;
68.2 – НДС;
Теперь рассмотрим способы учёта на конкретных примерах.
Способ 1. Произвести учёт ТЗР с помощью счетов 15 и 16
ООО «Дубрава» занимается производством изделий из керамики. Бухгалтерский учёт материалов ведётся по их плановой стоимости, а расчёт ТЗР — через определение разницы между фактической и плановой стоимостью МПЗ. В ноябре компания «Дубрава» оформила большую закупку: 50 тонн красной глины по 1 080 рублей за тонну. Итоговая стоимость — 54 000 рублей (включая НДС 20% – 9 000 руб.). Доставка материалов обошлась в 6 000 рублей (включая НДС 20% – 1 000 руб.). Плановая стоимость (учётная цена) тонны красной глины – 800 рублей.
Описание проводки | Дт | Кт | Сумма в рублях |
Зафиксирована покупная стоимость глины (без НДС) | 15 | 60 | 45 000 |
НДС по купленной глине | 19 | 60 | 9 000 |
Зафиксированы расходы на доставку глины (без НДС) | 15 | 60 | 5 000 |
НДС по доставке | 19 | 60 | 1 000 |
Глина оприходована по учётной цене (плановой стоимости) | 10 | 15 | 40 000 (800 * 50) |
Вычисление разницы между фактической и плановой стоимостью глины на конец месяца (ТЗР без НДС) | 16 | 15 | 10 000 (45 000 + 5 000 - 40 000) |
Способ 2. Создать для ТЗР отдельный субсчёт 10.1 на счёте 10 «Материалы»
ООО «Калинов» занимается производством мебели. Бухгалтерский учёт МПЗ ведётся по фактическим ценам, а для ТЗР предусмотрен отдельный субсчёт 10.1. Компания «Калинов» закупила 10 тонн пиломатериалов по 36 000 рублей за тонну. Итоговая стоимость — 360 000 рублей (НДС 20% — 60 000 руб.). В соответствии с нуждами предприятия объём закупаемых пиломатериалов оказался больше обычного, а доставку требовалось осуществить в экстренном порядке. Поэтому один из сотрудников отправился в командировку, чтобы договориться с поставщиком о дополнительных объёмах и ускоренных сроках. Командировочные расходы составили 15 700 рублей. Доставка груза обошлась в 24 000 рублей (НДС 20% — 4 000 руб.).
Описание проводки | Дт | Кт | Сумма в рублях |
Зафиксирована фактическая стоимость пиломатериалов (без НДС) | 10.1 | 60 | 300 000 |
НДС оп пиломатериалам | 19 | 60 | 60 000 |
Зафиксирована стоимость доставки на отдельном субсчёте счёта 10 «ТЗР по сырью и материалам» (без НДС) | 10.1.1 | 60 | 20 000 |
НДС по доставке | 19 | 60 | 4000 |
Зафиксированы командировочные расходы в составе ТЗР на том же субсчёте | 10.1.1 | 60 | 15 700 |
Способ 3. Включить стоимость ТЗР в фактическую себестоимость МПЗ
Этот способ учёта актуален для тех предприятий, которые ведут узконаправленную деятельность и не нуждаются в большом количестве позиций МПЗ.
ООО «Робуста» занимается фасовкой одного вида кофе для последующей розничной продажи. В октябре компания закупила 2 тонны кофейных зёрен на сумму 200 000 рублей (без НДС). Доставка обошлась в 45 000 руб. Закупка и перевозка груза осуществлялась перевозчиком, зарплата которого составила 31 174 рублей за октябрь. Сумма социальных взносов на его зарплату — 9 123 руб. Компания «Робуста» отражает ТЗР на том же счёте, что и материалы, включая в их в фактическую стоимость МПЗ.
Описание проводки | Дт | Кт | Сумма в рублях |
Отражена покупная стоимость кофейных зёрен (без НДС) | 10.1 | 60 | 200 000 |
Зафиксированы расходы на транспортировку (без НДС) | 10.1 | 60 | 45 000 |
Отражена заработная плата перевозчика | 10.1 | 70 | 31 174 |
Социальные взносы на зарплату перевозчика | 10.1 | 69 | 9 123 |
Пример расчётов при списании ТЗР
Каждый раз, когда МПЗ списываются для использования или продажи, вместе с ними полагается списывать и ТЗР, которые им сопутствуют. Если эти расходы уже включены в себестоимость запасов, то в их списании и распределении нет нужды. Если же цена ТЗР учитывалась отдельно от себестоимости МПЗ (первый и второй варианты учёта), то списание невозможно без предварительных вычислений.
В двух первых случаях, которые мы разбирали выше, рекомендуется списывать ТЗР в пропорции к учётной стоимости материалов. Для этого нужно произвести расчёты по двум формулам. Первая нужна для определения коэффициента транспортно-заготовительных расходов, которые списываются. По второй формуле непосредственно рассчитывается размер списываемых ТЗР.
Х = ((ТЗРнм + ТЗРм) / (МПЗнм + МПЗм)) * 100%
ТЗРо = Х * МПЗо
Здесь:
Х — процент транспортно-заготовительных расходов, который списывается;
ТЗРнм — остаток ТЗР на начало месяца;
ТЗРм — сумма ТЗР за месяц;
МПЗнм — остаток материалов на начало месяца;
МПЗм — сумма поступивших материалов за месяц;
ТЗР — сумма списываемых ТЗР;
МПЗ — сумма материалов, списываемых на расходы.
Вернёмся к компании «Дубрава», закупающей красную глину для производства керамических изделий (Вариант 1), и на её примере рассмотрим процесс списания ТЗР. Предположим, что на начало ноября остаток материалов (глины) у компании составляет 11 000 рублей, а остаток ТЗР — 4 000 рублей. После ноябрьской закупки компания списала в производство 30 тонн глины. В бухучёте это будут следующие расчёты и проводки:
Х = ((4 000 + 10 000) / (11 000 + 45 000)) * 100% = 25%
ТЗР = 25% (800 30) = 6 000
Описание | Дт | Кт | Сумма в рублях |
Списание глины в производство по учётной (плановой) цене | 20 | 10 | 24 000 |
Списание ТЗР по 30 тоннам глины, переданной в производство | 20 | 16 | 6 000 |
Итоги
Каждая организация сама решает, какие расходы отнести к транспортно-заготовительным, основываясь на действующих законодательных актах. Также можно выбрать способ учёта ТЗР и трёх доступных вариантов. Выбор определяется массой факторов: специфика производства, доля расходов в стоимости материальных активов, остатки МПЗ и т.д. Необходимо рассмотреть все доступные варианты учёта, так как ТЗР могут иметь большое влияние на финансовые результаты компании.
Покупка и транспортировка материалов всегда сопровождаются оформлением сопроводительных бумаг, а сопутствующие бухгалтерские расчёты становятся основой для оформления финансовой отчётности. Благодаря специальным сервисам электронного документооборота, все документы, связанные с транспортно-заготовительными расходами, могут быть оформлены в электронном виде и иметь при этом полную юридическую силу.
«Калуга Астрал» предлагает удобный сервис для перехода на электронный документооборот в логистике — «1С-ЭПД». Он совместим с большинством конфигураций популярной учётной системы 1С и поддерживает работу со всеми форматами электронных перевозочных документов.
А для сдачи электронной отчётности в контролирующие органы рекомендуем сервис «1С-Отчётность», позволяющий работать с электронными форматами документов через привычный интерфейс 1С.
Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KWahr
Начать дискуссию