Право

Международные договоры морских перевозок

Международные соглашения, касающиеся морских перевозок, выполняют ключевую роль в реализации глобальной торговли и обеспечении безопасности грузов и пассажиров. Они устанавливают нормы и критерии для проведения транспортировки, определяют обязанности участников и задают процедуры для разрешения конфликтных ситуаций.
Международные договоры морских перевозок
Иллюстрация: Астрал

Данная статья посвящена основным элементам международных морских перевозок.

История развития договоров международной морской перевозки груза

Первые упоминания о морских перевозках грузов прослеживаются в исторических источниках древних греков и римлян. В эпоху Средневековья мир стал свидетелем роста международного морского обмена, тесно связанного с развитием торговых связей между европейскими нациями.

С наступлением промышленной революции в XIX веке процесс развития международных морских связей ускорился. Благодаря появлению новых типов кораблей, способных перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния, возникла потребность в формировании четких правил в данной сфере.

Международная конвенция по унификации некоторых правил, связанных с коносаментом, или Гаагские правила, принята в 1924 году. В соответствии с ней были сформированы единые стандарты для коносамента, а также были определены положения ответственности перевозчика за утрату или повреждение товара.

В 1968 году было принято Гаагско-Висбаденское дополнение, расширившее Гаагские правила на другие виды грузов и установившее положения ответственности перевозчика за потерю или повреждение груза.

В 1978 году была принята Конвенция ООН о морских грузовых перевозках, или Гамбургские правила. Они заменили Гаагские правила и Гаагско-Висбаденское дополнение, введя более строгие правила ответственности перевозчика.

В 2008 году были приняты Роттердамские правила, которые представляют собой современную версию Гамбургских правил, но с учетом технологического прогресса в сфере морского транспорта и международной торговли.

Понятие международных морских перевозок

Международные морские перевозки обозначают процесс переноса товаров или людей с использованием морских судов между различными нациями. Этот тип транспорта управляется международным морским правом, включающим в себя нормы, требования к оформлению документов, условия и правила транспортировки. В нем также предусмотрены обязанности по компенсации ущерба или повреждений, возникших в ходе перевозки товаров или пассажиров.

В дополнение к общим международным принципам, каждое государство принимает свои внутренние законы, которые регулируют международные транспортные услуги. Например, с 1999 года в России применяется «Кодекс торгового мореплавания РФ». Этот законодательный акт управляет морскими коммерческими операциями, а также перевозками товаров и пассажиров.

Понятие международных морских перевозок грузов

Международные морские грузоперевозки оказываются процессом, включающим транспортировку товаров между разными странами при помощи судов. Этот элемент глобальной торговли облегчает перемещение продуктов и сырья на длинные расстояния, поддерживая регулирование международными стандартами и внутренними законами стран-участников.

С учетом свойств груза, международные морские грузоперевозки имеют несколько форм:

  • Навалочные грузоперевозки — это способ, при котором товары, такие как уголь, руда, зерно или нефть, перевозятся в непакетированном виде посредством специализированных судов — балкеров.

  • Контейнерные доставки являются наиболее общей формой в глобальной торговле. В этом случае, товары перевозятся в контейнерах, что существенно облегчает загрузку и разгрузку, повышая при этом эффективность и безопасность. Тип груза, который обычно перевозят данным способом, включает товары домашнего потребления, промышленное оборудование, а также сельскохозяйственной продукции.

  • Неконтейнерные перевозки используются, когда груз по его размерам не могут уместить в контейнеры. Это может быть крупногабаритный груз, различное оборудование или автомобили. Для перевозки таких грузов используются открытые палубы судов или специализированные суда типа ролкеры или ро-ро-паромы.

Особенности договора морской перевозки грузов

Международное соглашение о морской перевозке грузов представляет собой контракт, который заключается между отправителем и перевозчиком. Согласно этому договору, перевозчик обещает доставить груз из порта одного государства в другое и получать за это плату. Свою часть, заказчик обязуется компенсировать стоимость подобной услуги. Расценки устанавливаются в зависимости от нескольких факторов. Это могут быть объем и тип груза, сложности маршрута и другие условия, определенные перевозчиком.

Такой договор должен быть заключен в письменной форме. Контракт может предусматривать предоставление полного контроля над кораблем, или его определенными отсеками или помещениями. В случае таких условий договор подписывается между перевозчиком и фрахтователем, договор называется чартерным. Если же контракт обходится без этих деталей, то он подписывается между отправителем и перевозчиком, и место под груз выделяет сам перевозчик.

Контракт обычно содержит условия о времени и маршруте перевозки. Если груз нуждается в определенных условиях обращения, это указывается в договоре. Документ также включает в себя стоимость услуги, также озаглавливает права и обязательства сторон, ответственность перевозчика и обстоятельства, при которых доставка груза может быть прекращена.

В случае, если обнаружено, что перевезенный груз представляет опасность и был помечен иначе, перевозчик вправе либо уничтожить его, либо обеспечить его безопасность, либо вывести из эксплуатации. Заказчику в таком случае придется возместить ущерб.

Типы договоров международных морских перевозок

Имеется два основных типа соглашений: договор фрахтования и контракт на перевозку с использованием коносамента. Фрахтование включает в себя аренду всего транспортного средства (в данном случае, судна) или его определенных помещений для грузоперевозок. Такого рода условия зачастую применяются в трамповом судоходстве, когда нет конкретного расписания движения судна.

Если в контракте не предусмотрена аренда судна или его части, тогда активизируется договор на перевозку с применением коносамента. В соответствии с этим договором отправитель не вправе делать требования относительно определенного места размещения своего груза. Перевозчик сам решает, где размещать груз — он может быть отделен от других или смешан с ними. Отправителю выдается коносамент, который является документом, подтверждающим право получателя на получение груза после доставки. Этот тип договора зачастую используется для периодических линейных перевозок или для однократной доставки.

Организация международных морских перевозок

Организация международных морских грузоперевозок включает в себя несколько шагов:

1. Выбор перевозчика. На этом этапе необходимо определиться с компанией, способной обеспечить перевозку груза учитывая такие аспекты, как тип груза, маршрут доставки, сроки и цены.

2. Заключение договора. В договоре на перевозку груза устанавливаются условия, которые удовлетворяют обе стороны.

3. Оформление документов. К этому этапу относится подготовка необходимых документов, таких как биллинг, таможенная декларация, инвойс и другие, в зависимости от страны-получателя и характера товара.

4. Подготовка груза. Груз готовится к загрузке, упаковывается подходящим образом и доставляется в порт. Все эти действия предшествуют уведомлению от перевозчика.

5. Перевозка груза. В этот период груз перевозится в порт назначения согласно условиям договора.

6. Выгрузка груза. На последнем этапе груз разгружают и передают грузополучателю.

Сейчас переход к электронным документам является неизбежностью в данной отрасли, несмотря на то что все еще большинство документов оформляется в бумажной форме. Процесс цифровизации продолжает развиваться и уже широко применяется в железнодорожной и автомобильной отраслях.

Если требуется либо железнодорожная, или автомобильная доставка груза до порта, электронный документооборот может быть незаменимым инструментом. В таком случае стоит воспользоваться услугами аккредитованных операторов по обработке транспортных документов.

Рекомендуем использовать онлайн-сервис 1С-ЭПД. Он позволяет взаимодействовать с ИС ЭПД. «Калуга Астрал» — является оператором по обработке перевозочных документов на железнодорожном (Ж/Д) транспорте. Аккредитован не только Минтрансом, но и Минцифры, что позволяет выпускать электронные подписи 1С-ЭТП. В каталоге представлены тарифы для физических лиц. Индивидуальные предприниматели и руководители юрлица могут воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ.

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8JzdVq

Начать дискуссию