Шпаргалка для бухгалтера: первичные документы по командировочным расходам

Как правильно оформить траты, которые сотрудник совершил в деловой поездке, что нужно учесть и как не совершить ошибок? Разбираем это в статье, которая будет полезна каждому бухгалтеру. 
Шпаргалка для бухгалтера: первичные документы по командировочным расходам
Иллюстрация: ОneТwoТrip для бизнеса

Что входит в командировочные расходы

Когда сотрудник едет в деловую поездку, компания должна компенсировать ему траты, которые связаны с выполнением его служебных обязанностей. Их называют командировочными расходами.

Вот что к ним относится согласно статье 168 ТК:

  • Оплата проезда.

Сюда входит стоимость билетов на транспорт общего пользования (самолеты, поезда, междугородние автобусы), оплата услуг по оформлению проездных документов, а также по предоставлению постельных принадлежностей в поездах.

  • Оплату аренды жилья.

  • Суточные.

Работодатель должен выплатить сотруднику суточные за каждый день пребывания в командировке, в том числе за выходные, праздники, а также все дни, проведённые в дороге.

Если сотрудник заболел в командировке, за дни нетрудоспособности также выплачиваются суточные.

  • Прочие расходы, которые сотрудник согласовал с работодателем и подтвердил документально (то есть предоставил чеки или квитанции). 

Каждая компания сама решает, какие расходы считаются прочими. К ним может относиться, например, получение загранпаспорта, оформление визы, услуги связи, оплата такси из аэропорта, каршеринга, провоза багажа, курортный сбор и так далее.

Обычно информацию о прочих расходах, которые будут компенсировать сотруднику, прописывают в тревел-политике или другом корпоративном акте.

Командировочные расходы можно включить в расчет налога на прибыль либо внести их в затраты, если в компании действует упрощённая система налогообложения.

Онлайн-сервис для организации командировок

Заполните форму и получите бесплатный доступ

Как компенсировать командировочные расходы

Все виды указанных выше командировочных трат можно включить в расходы (подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК) и принять к вычету «входной» НДС (п. 7 ст. 171 НК). При возмещении таких расходов также не нужно удерживать НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК) и платить страховые взносы (п. 2 ст. 422 НК). Однако это применимо, только если расходы подтверждены первичными документами. Рассмотрим их подробнее для каждого вида трат.

Оплата проезда

Подтверждающие документы различаются в зависимости от транспорта, которым пользовался сотрудник:

  • Самолет. Нужны два документа: билет, на котором указана стоимость перелёта, и посадочный талон, подтверждающий, что сотрудник улетел на заявленном рейсе.

Если авиабилет электронный, подтверждающим документом считается маршрут-квитанция, на которой содержатся тариф: итоговая стоимость перевозки и форма оплаты.

  • Поезд. Подойдет бумажный билет, который выдают в кассе вокзала, или распечатанный электронный билет. Отметим, что электронные билеты принимаются согласно п. 2 приказа Минтранса от 21 августа 2012 г. № 322 и письму Минфина от 8 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/719.

  • Автобус. Понадобится бумажный проездной билет, талон на проезд или кассовый чек. Билет в каждом случае не обязан быть какой-либо установленной формы, главное, чтобы на нём были реквизиты компании-перевозчика, подпись и печать, а ещё указаны пункты отправления и прибытия и цена.

  • Такси. Подтверждающими документами считаются заказ-наряд на предоставление транспортного средства (если сотрудник едет в командировку на такси), а также квитанция на оплату услуг такси. 

Если сотрудник потерял документ, его обычно можно получить заново у перевозчика. Например, обратиться в авиакомпанию и взять у них справку, что сотрудник действительно совершил этот перелёт (это мнение можно найти в письме Минфина от 21.09.11 № 03-03-07/33).

Кстати, подобной проблемы у компании не возникнет, если она пользуется услугами сервиса для оформления командировок, например, «OneTwoTrip для бизнеса» — там легко оформить билеты юридическим лицам, и все талоны будут доступны в личном кабинете для скачивания. Точно ничего не потеряется.

Оплата жилья

  • Отель. При заселении администратор оформляет договор об оказании гостиничных услуг, а при выезде на его основании составляется бланк строгой отчетности, также выписывается гостиничный счет, а после оплаты сотрудник получает кассовый чек. Три этих документа и являются подтверждением, необходимым для компенсации расходов на проживание.

  • Квартира или дом. Если арендодатель является юридическим лицом, нужно заключить договор аренды и взять кассовый чек. Если жилье арендуется у частного лица, можно попросить расписку.

Отметим, что можно предоставить электронные документы — это удобно, если вы пользуетесь «OneTwoTrip для бизнеса» или другим сервисом.

Суточные

Они положены сотруднику за каждый день, что он находится в командировке, в том числе за выходные, праздники, дни в пути и период нетрудоспособности (например, в случае болезни или травмы).

Работодатель может сам устанавливать размер суточных, однако в законодательстве указаны лимиты, в пределах которых сумма освобождается от уплаты НДФЛ: для деловых поездок по России это 700 рублей в день, за границу — 2 500 рублей.

Если в компании установлены большие суточные, то с превышения требуется заплатить НДФЛ (они отображаются как «иные доходы»).

Сотрудник при возвращении не обязан отчитываться перед бухгалтерией, на что именно потратил положенную ему сумму суточных.

Авансовый отчет

Командировочные расходы на каждую деловую поездку должны быть отражены в авансовом отчете.

Этот документ сотрудник составляет и передает работодателю в течение 3 дней с момента возврата из командировки. Именно к авансовому отчету нужно приложить все документы, подтверждающие расходы на проезд и оплату жилья.

В некоторых случаях срок сдачи авансового отчета можно продлить: например, если сотрудник сразу после возвращения из командировки ушел в очередной отпуск, вышел на больничный или уехал в новую деловую поездку. При этом сдать отчет можно спустя 3 дня после возвращения на работу.

Если пропустить срок сдачи авансового отчета, сотрудник считается должником компании, то есть получил дополнительный доход. Поэтому работодатель может из зарплаты вычесть сумму, по которой нет отчетного документа, а также должен начислить на нее страховые взносы и удержать НДФЛ.

Компания обязана хранить авансовые отчеты не менее 5 лет (приказ Росархива от 20.12.2019 г. № 236).

Проводки по авансовому отчету

Выдать подотчетные суммы можно двумя способами:

  • Наличными из кассы. В этом случае сумма оформляется по дебету счета 71 («Расчеты с подотчетными лицами») и кредиту счёта 50 («Касса»).

  • Безналичным расчетом. Используйте дебет счета 71 и кредит счета 51 («Расчетные счета»).

Если сотрудник не потратил все подотчетные деньги в поездке, ему нужно будет их вернуть. Проводка будет выглядеть так: дебет 50, кредит 71.

С помощью «OneTwoTrip для бизнеса» все документы для отчетности формируются в личном кабинете и автоматически загружаются в 1С:Бухгалтерию. В сервисе нет ежемесячной абонентской платы, а оплачивать заказы можно с помощью корпоративной карты, депозита и бонусов программы лояльности.

Онлайн-сервис для организации командировок

Заполните форму и получите бесплатный доступ

Реклама: ООО «ВАЙТ ТРЕВЕЛ», ИНН 7707770166, erid: LjN8K63Qt

Начать дискуссию

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе

Когда в компании собираются запустить онлайн-обучение, возникает вопрос, какую платформу для этого выбрать. По-другому они называются LMS (от англ. Learning Management System) — системы управления обучением.

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Возможно ли освобождение от НДС при оказании образовательных услуг, но в сетевом формате?

Минфин уточнил, вправе ли организация применять освобождение от НДС при оказании услуг в сфере образования в сетевом формате.

Рестораны подняли цену бизнес-ланчей на 7%

Из-за роста цен на продукты и доставку, рестораны вынуждены повышать стоимость бизнес-ланчей. Чтобы сохранить приемлемые для потребителей цены, общепит меняет рецептуру и закупает более дешевые продукты.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Единственных учредителей ООО не будут освобождать от взносов на ОПС

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

Кейс. Как руководители такси поняли, почему денег на счетах становится меньше

Руководители бизнеса часто сталкиваются с ситуацией, когда задач становится всё больше, а денег — только меньше. Рассказываем, как с этой ситуацией разобрались владельцы такси «Ангел».

Кейс. Как руководители такси поняли, почему денег на счетах становится меньше
5
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налоговая реформа будет, Минфин сохранит стимулирующие принципы налоговой политики

Министерство финансов России намерено сохранить стимулирующие принципы налоговой политики, так как видит их эффективность.

СПБ Биржа приостановила торги из-за технического сбоя

Торги приостановили с 12:05, о возобновлении работы СПБ Биржа сообщит позднее. Сейчас специалисты выявляют причины технического сбоя.

У России будет новая модель экономического роста: какое ключевое направление

Кандидат на пост министра экономического развития России Максим Решетников заявил о предстоящей этому ведомству задаче сформировать новую модель экономического роста.

Банки

Центробанк решил правовую коллизию между банками и приставами

Приставы штрафуют банки за то, что они отказываются списывать деньги должников по исполнительным документам. Это можно делать только после исключения компании из ЕГРЮЛ.

Субсидиарная ответственность директора

Если руководитель виновен в банкротстве организации, при этом активов должника недостаточно, чтобы погасить все долги, то недостающая часть будет взыскана с него. В этом суть субсидиарной ответственности. Рассказываем, как не попасть в такую ситуацию и обезопасить себя и своих близких, поскольку эти долги переходят по наследству.

Субсидиарная ответственность директора
НДФЛ

Небольшие доходы могут освободить от НДФЛ

Профсоюзы будут добиваться освобождения от НДФЛ прожиточного минимума и МРОТ.

11
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Селлеры маркетплейсов не допускают повторных нарушений с маркировкой товаров

ЦРПТ подтвердил 92% жалоб на нарушения требований маркировки. В 40% случаев маркетплейсы выписали селлерам штрафы, а также провели работу с поставщиками, чтобы не допустить повторных нарушений.

Учет НДС, исчисленного иностранным исполнителем при оказании слуг за пределами РФ

Организация приобретает услуги у иностранного исполнителя, оказанные за пределами РФ. В стоимости услуг иностранным исполнителем предъявлен НДС, исчисленный в соответствии с законодательством иностранного государства. Как такой НДС отражать в бухгалтерском и налоговом учете?

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр

«Клерк» запустил telegram-канал с обсуждением трендов и тенденций в найме. Пригодится начинающим и опытным рекрутерам, а также всем, кто хочет работать в этой сфере. Подписывайтесь!

У «Клерка» новый телеграм-канал для HR-специалистов. О карьере без купюр
22

Как сделать пользователей «Клерка» вашими покупателями за 2 месяца: продвижение компании с нуля. Акция только до конца мая!

«Клерк» — это профессиональное комьюнити бухгалтеров, финансистов и предпринимателей, которому уже 22 года! У нас большой опыт по продвижению компаний сегментов b2b и b2c, мы поможем рассказать о вашем бизнесе, услугах, сервисах и мероприятиях при помощи одного из самых эффективных инструментов — блога компании.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Бюджет получил 800 млрд рублей от маркировки товаров

Блокировка нелегальных товаров на кассах в магазинах повлияла на обеление рынка. Поставщики стали работать в правовом поле и не поставлять в торговые сети просрочку и фальсификат.

У ФНС нет права вмешиваться в хозяйственную деятельность участников экономических отношений

По результатам камеральной проверки декларации по НДС за 1й кв. 2022 года ИФНС составила акт и вынесла решение о привлечении общества к ответственности за умышленную неуплату НДС (штраф 18 тыс. руб.). Тем же решением было предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 49.5 тыс. рублей, пени по нему 3 тыс. руб.

Бесплатно с Налоговый учет

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Разбираем, что означает КПП в реквизитах компании, как расшифровывается и что значит каждая цифра кода. Также рассмотрим, кому присваивают КПП и в каких документах его указывают.

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Интересные материалы

Налог на профдоход самозанятые могут платить двумя способами. В том числе как ЕНП

Плательщики налога на профессиональный доход могут выбрать способ уплаты: через ЕНП или приложение «Мой налог» (на КБК НПД).

2