Управленческий учет

Финансовая дисциплина в компании: управленческие решения на основе цифр, а не шестого чувства

Финансовым службам традиционно адресуют два главных актуальных запроса: оптимизация затрат и аналитика данных.

Зачастую финансисты идут по пути интуитивного сокращения затрат и начинают оптимизацию с элементарной экономии на непроизводственных участках (закупка более дешевых расходных материалов, сокращение персонала и т.п.). При этом в компании может отсутствовать аналитика данных – а, соответственно, и понимание, какие продукты и направления генерируют убытки. Такой подход дает скудные результаты и не решает задачу повышения эффективности.

Лучшая практика, которую используют профессионалы – системное выстраивание  финансовой дисциплины — свода правил, учитывающего иерархию, взаимодействие и универсальную матрицу отчетности подразделений компании. Финансовую дисциплину оформляют в виде документа — финансовой структуры.

В нашей статье расскажем о том, как составить этот документ для своего бизнеса.

Для чего

Прежде чем собирать или игнорировать какие-либо показатели, необходимо определить, какие управленческие решения они помогут принять и как это укладывается в стратегию развития компании на ближайшие годы. Иногда нужно ввести новые метрики или, наоборот, сократить неактуальные.

Финансовая дисциплина — один из элементов управленческого учета. Системно выстроенная база позволяет оперативно и качественно закрывать 80% задач управленческого учета. Оставшиеся 20% успеха по закону Парето достигаются за счет профессионализма команды и знания особых правил управленческого учета.

Зачастую у финансистов остается действительно мало времени для принятия решений и для анализа полученных цифр. Поэтому можно и нужно пользоваться услугами качественного аутсорсинга рутинных функций: например, бухгалтерских или кадровых. Компания «Бетерра» предоставляет аудиторские, бухгалтерские, налоговые услуги более 30 лет на российском рынке и имеет обширный опыт в различных отраслях экономики: от торговли до строительства, IT и фармацевтики. 

Оставить заявку

Типичная ошибка управленческого учета

Основной целью всей системы учета часто ставятся вопросы мотивации и выплаты бонусов менеджменту компании. Не все усилия менеджмента непосредственно влияют на доход или расход, и как следствие — размер бонуса и база для его расчета могут отличаться от результатов, отраженных в управленческом учете подразделения. Это довольно чувствительный вопрос для многих компаний, поэтому они стремятся привести управленческий учет к сумме, которая будет равна размеру бонусов по мотивационным программам.

Этот подход негативно отражается на принятии управленческих решений, ведь торг за сумму бонуса не имеет отношения к стратегии развития бизнеса. При такой подмене понятий существует большой риск, что управленческий учет не будет отражать реальную картину, а значит, появляется угроза принятия неправильного решения.

Превращение управленческого учета исключительно в учет мотивации — распространенная проблема, с которой сталкиваются компании. Чтобы этого избежать, необходимо разработать систему мотивации таким образом, чтобы сумму бонусов было удобно «вытаскивать» из управленческого учета. Такую услугу можно заказать в компании «Бетерра».

Заказать

Что же такое финансовая дисциплина компании

Отметим, что финансовая дисциплина — это не просто система согласования документов, закупок или правил одобрения платежей, как многие ошибочно думают. Это, прежде всего, система центров финансовой ответственности (ЦФО) и мест возникновения затрат (МВЗ). Документ, описывающий Финансовую дисциплину компании, называют «Финансовая структура».

Финансовая дисциплина = ЦФО + МВЗ

Между ЦФО есть четкое распределение ответственности. Каждый ЦФО понимает свою роль в бизнесе, ожидаемые результаты от него, ожидаемые бюджет и расходы.

ЦФО и МВЗ: в чем разница

МВЗ (Место возникновения затрат)

Финансовые службы выполняют контрольную и учетную функции и контролируют затраты в том месте, где они возникают.

Место возникновения затрат — это та единица, по которой полезно ввести контроль в конкретной организации. МВЗ может быть крупным (большой департамент) или мелким (один конкретный станок).

Пример: в компании есть дорогостоящий станок, который требует гарантийного обслуживания или ремонта. Важно понимать, какого рода затраты на него приходятся. Таких станков может быть несколько, и все они могут находиться физически в одном подразделении и участвовать в производстве одного продукта.

МВЗ — это инструмент контроля и планирования затрат, который позволяет проводить оценку эффективности использования ресурсов и распределять накладные издержки на единицу продукции.

Консалтинговые услуги

Поможем решить вопросы любой сложности — от сделок с капиталом до внутреннего аудита. Предложим комплексные и гибкие решения.

ЦФО (Центр финансовой ответственности)

В Центре финансовой ответственности конкретное подразделение обязуется эффективно использовать ресурсы. Руководители ЦФО имеют возможность влиять на свои результаты с точки зрения доходов и расходов.

ЦФО и МВЗ — это две параллельные системы, их разграничения субъективны и индивидуальны для каждой компании. 

Пример. Сравнение ЦФО и МВЗ:

Вариант 1: IT-департамент компании N заказывает и закупает офисную компьютерную технику на всю компанию. Это делает только данный департамент, потому что оптовая закупка дешевле, специалисты обладают компетенциями в выборе оргтехники, а другие сотрудники не отвлекаются на вопросы оснащения. Соответственно, именно IT-департамент может быть МВЗ с точки зрения учета, и в этом случае он отвечает абсолютно за весь бюджет оргтехники. В бизнес эти затраты попадают через аллокацию.

Вариант 2: IT-департамент технически выполняет функцию закупки оргтехники, но бюджет на оргтехнику закладывается в бюджет конкретного направления бизнеса. В таком случае бизнес будет считаться ЦФО, потому что  он будет распоряжаться закупленным оборудованием, и эти затраты будут в бизнесе.

Виды ЦФО

  • Центр доходов. Влияние есть только на выручку, расходами этот ЦФО не управляет.

  • Центр расходов. Доходов нет, но есть расходы.

  • Центры прибыли. Когда у подразделения есть рычаги влияния на выручку и на расходы.

  • Центр инвестиций. Отвечает за эффективность инвестиций, применимо не для каждого бизнеса.

ЦФО формируются на основе организационной структуры компании:

  • когда один ЦФО равен одному структурному подразделению;

  • когда несколько подразделений агрегируется в одном ЦФО;

  • когда одно подразделение делится на несколько ЦФО.

Атрибуты ЦФО

  • можно выделить одно конкретное ответственное лицо за ЦФО;

  • есть возможность организации автоматического учета по этому ЦФО.

Оптимальная структура ЦФО работает как матрица. Иерархия ЦФО индивидуальна для каждой компании.

Принципы формирования матрицы ЦФО:

  • по этапам холдинга (холдинг — филиал — департамент продаж — подразделение);

  • по принципу процессов либо этапов производства или оказания услуг;

  • по продуктовой структуре (если в компании несколько направлений бизнеса) или на основе каналов продаж;

  • по территориальной структуре — для компаний с сетью филиалов или международной деятельностью.

Но попытка выбрать один из видов ЦФО и этим ограничиться является ошибкой.

При матричной структуре ЦФО при необходимости можно пересобрать отчеты практически во всех разрезах, которые могут потребоваться менеджменту для принятия бизнес-решений.

Этапы разработки финансовой структуры

1 этап. Анализ ключевых бизнес-процессов. Необходимо сделать качественный анализ того, что происходит в бизнесе, и только после этого приступать к формированию финансовой структуры.

2 этап. Анализ ключевых функций подразделений.

3 этап. Определение стадий по созданию прибыли. Необходимо определить, на каком месте, на каких стадиях в компании создается прибыль.

4 этап. Выявление связей между процессами.

Пример: допустим, у бизнеса имеется продуктовая фабрика в виде отдельного юридического лица, а также холдинговая компания, которая выполняет этап в цепочке создания ценности. Важно учесть эту взаимосвязь, иначе в дальнейшем будет производиться анализ финансового результата дочерних обществ как самостоятельных юридических лиц, а по факту это не так.

5 этап. Анализ структуры управления (оргструктуры компании).

6 этап. Анализ системы принятия решений, полномочий и ответственности. Как мы уже говорили в этой статье, один из критериев выделения ЦФО — это возможность выделить конкретное ответственное лицо.

7 этап. Анализ существующих систем: бухгалтерской, системы закупок и т.п. Необходимо проанализировать их, прежде всего, на возможность в дальнейшем вести автоматизированный управленческий учет в разрезе такого ЦФО.

8 этап. Формирование финансовой структуры.

На выходе финансовая структура представляет собой документ, который может быть официальным внутренним нормативным документом или нет, в зависимости от того, как в компании принимаются подобные решения. 

Фактически это большая таблица в виде матрицы, которая включает:

  • перечисление всех ЦФО (центров финансовой ответственности) и желательно всех МВЗ (мест возникновения затрат) компании;

  • описание иерархии ЦФО и МВЗ: от самого важного центра и ниже.

Автоматизация базы настроена таким образом, что отчеты формируются в стратегически важных разрезах, есть централизованный план счетов и, при необходимости, присвоены коды.

Финансовая структура — самая важная и правильная база управленческого учета, потому что именно из нее можно собрать фактически любой отчет в любом разрезе.

Пример: руководитель компании N запросил отчетность по каналам продаж. Аналитика не была выстроена, и в моменте было сложно подготовить такой отчет. Благодаря серьезным усилиям, команда справилась и подготовила управленческий отчет, однако следом возник вопрос: «А какой был план по каждому каналу?» Планов в таком разрезе год назад не было. Как следствие, очередное управленческое решение было принято без достаточной аналитики.

Важно сразу правильно и системно подходить к учету и выстраивать финансовую дисциплину с учетом стратегических целей компании. Специалисты «Бетерры» помогут в постановке или настройке управленческого учета, повышении операционной эффективности бизнеса, управлении затратами и оптимизации поддерживающих бизнес-процессов.

Консалтинговые услуги

Поможем решить вопросы любой сложности — от сделок с капиталом до внутреннего аудита. Предложим комплексные и гибкие решения.

Реклама: АО «Бетерра», ИНН 7704154440, erid: LjN8KE4w2

🔍 Узнайте то, чего нет в интернете!

💼 Главбух на УСН
Экспертные лайфхаки и методы, проверенные практикой.
💰 Цена: 4 500 ₽ 15 950 ₽
Подробнее

📊 ОСНО: налоговая отчетность
Тонкости отчетности от ведущих специалистов.
💰 Цена: 4 200 ₽ 15 990 ₽
Подробнее

🎓 Профессия бухгалтер с нуля
Секреты профессионалов для старта карьеры.
💰 Цена: 4 900 ₽ 19 900 ₽
Подробнее

🚀 Знания, которые вы не "нагуглите"! Начните обучение сейчас!

Каталог курсов

Начать дискуссию


Похожие материалы

Сбер первым в России подтвердил безопасность своей биометрической системы во ФСТЭК

Полученный аттестат подтверждает безопасность хранения и обработки данных в биометрической системе банка, которая в том числе позволяет оплачивать покупки улыбкой.

Роспатент: в России стали уделять больше внимания внешнему виду продукции

За 12 месяцев 2024 года российские граждане и организации подали в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) 6 479 заявок на патентование промышленных образцов. Это на 18% больше, чем в 2023 году и на 53% превышает показатель 2022 года.

Инвестиции

Мосбиржа начала торги первым биржевым фондом на платину и палладий

26 февраля 2025 на фондовом рынке Московской биржи стартовали торги биржевым паевым инвестиционным фондом (БПИФ) «Альфа-Капитал Платина – Палладий» под управлением УК «Альфа-Капитал». Это первый на бирже фонд инвестиций в платину и палладий, он получил торговый код AKPP.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

Сбер запустил ипотеку на покупку дома и участка по договору долевого участия

На Домклик появилась возможность купить свой дом у застройщика по договору долевого участия (ДДУ) в ипотеку Сбербанка.

УСН

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2025 году

Индивидуальные предприниматели, работающие на УСН, могут уменьшить сумму налога за счет страховых взносов. Порядок учета этих вычетов зависит от выбранного объекта налогообложения и наличия наемных работников. Разберем, как правильно учитывать страховые взносы при расчете налога.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2025 году

МВД объяснило, как отличить настоящего юриста от мошенника

Лжеюристы часто фигурируют в схемах телефонных мошенников, а схемы постоянно адаптируют и видоизменяют. Один из приемов – подключение к обману «юриста или адвоката по назначению», который обещает помочь гражданину в критической ситуации.

Анна

Покупка ОС у физического лица организацией

Добрый день!

ООО на ОСНО хочет купить гараж стоимостью 1 млн рублей у физического лица.

Гараж нужен для хранение и использования в рамках деятельности ООО, не для...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Чек пробивать не нужно. Ничего тут не поменялось, в том числе и позиция чиновников.

Чеки пробивают в деятельности, связанной со скупкой...

Читать полностью

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»

Нам начали приходить организационные вопросы от пользователей по VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025», которая пройдет 13 марта в Москве. Собрали все важное в одной статье: кто, что, как, куда, когда, во сколько, каким образом — все здесь! Забирайте в закладки, чтобы не потерять!

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»
6

За неиспользованный отпуск можно получить компенсацию и без увольнения. Но есть ограничения

По заявлению сотрудника работодатель может заменить денежной компенсацией часть ежегодного отпуска, которая превышает 28 дней.

Инвестиции

Взлеты и падения недели

Торговая сессия выходного дня вносит определенные коррективы не только в размеренную инвестиционную «трудовую» пятидневку, но и в динамику бумаг.

Обзоры новостей

Рубль набрался сил и снова слабеет. Обратный туземун крипты. Недвижимость, акции, бонды, инфляция и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Порадовались и хватит. Рубль перешёл от укрепления к ослаблению. Надеюсь, все остались довольны этим перформансом, впрочем, он может ещё повториться, причём в самую любую сторону. Слабеют также и акции, и крипта.

Рубль набрался сил и снова слабеет. Обратный туземун крипты. Недвижимость, акции, бонды, инфляция и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Налоговики проиграли: как «номинальный» контрагент стал законным основанием для вычетов

Суд Уральского округа поддержал налогоплательщика в споре о необоснованной налоговой выгоде: почему формальность контрагента не всегда лишает права на вычеты.

3
Инвестиции

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Тут могла бы быть очередная несмешная шутка про кокс. Смотрим новый флоатер от коксохимического завода Кокс. И заодно смотрим новый фикс от него же. Да, всё верно, коксовый дубль из двух выпусков. Фикс для всех, а флоатер только для квалов.

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Как оформить налоговый вычет по ПДС: Сбер поделился инструкцией для возврата денег

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) позволяет не только формировать накопления на будущее, но и получать налоговый вычет со взносов. Это хороший способ снизить налоговую нагрузку и вернуть часть внесенных средств.

Кадры

80% компаний следят за работой сотрудников

Почти половина работодателей требует от сотрудников регулярных отчетов, а еще 43% ведут видеонаблюдение в офисе.

IT-компании

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году

Налоговая реформа не обошла вниманием IT-компании. Некоторые изменения уже вступили в силу, например, применение 5% ставки налога на прибыль. Другие изменения заработают совсем скоро — например, с 3 марта 2025 года отменяется мораторий на выездные проверки в IT-компании. Рассказываем, что ждет айтишников и как адаптироваться к новым реалиям.

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году
Ведение бизнеса

Чем бизнес в Саудовской Аравии привлекателен для российских предпринимателей

Все больше российских компаний открывают для себя рынок Саудовской Аравии. Основными сферами вложения средств являются агропромышленный комплекс, строительство и инфраструктура, энергетика. Отечественных предпринимателей привлекает устойчивая бизнес-среда, стабильная политическая обстановка и, что особенно важно, система налоговых льгот.

Новости ФНС

Уведомления об изменениях в личном кабинете можно получать на свою электронку

Для получения сообщений из ФНС об обновлении данных в личном кабинете в разделе «Профиль» необходимо подтвердить свой электронный адрес.

Инвестиции

Большинство россиян планируют инвестиции на срок не более пяти лет

Горизонт инвестирования опрошенных женщин и мужчин часто не превышает пяти лет.

Счета-фактуры

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Счет-фактура — основание для принятия продавцом сумм НДС к вычету. Правила применения вычетов установлены статьей 172 НК. Но в процессе хозяйственной деятельности налогоплательщики допускают в счетах-фактурах ошибки. Они могут быть как существенными и приводить в дальнейшем к отказу в вычете НДС, так и несущественными. 

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Интересные материалы

На отдельные помещения в элитном здании повышенная ставка налога не действует. Но это могут изменить

Бизнес-недвижимость облагается налогом по ставке 2%, но если кадастровая стоимость выше 300 млн рублей, будет повышенная ставка 2,5%. Если кадастровая стоимость помещения ниже 300 млн, повышенной ставки не будет, даже если это помещение находится в здании, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн рублей.