Всё движется по кругу... Когда-то давно, в 90-х мы этот вопрос рассматривали по одному клиенту. И тогда мы тоже пришли к выводу, что передачи «валютного векселя» — это не та операция, которая находится под запретом... И было это более 20 лет назад.
5 февраля 2020 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела ряд дел о правомерности привлечения организации к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ при передаче российскому контрагенту в залог валютных векселей. Дела направлены на новое рассмотрение в Арбитражный Суд I инстанции (дела № А40-230871/2018, № А40-230883/2018, № А40-230879/2018, № А40-230876/2018).
Фабула дела: общество по договору поставки приобрело у российского контрагента оборудование. Стороны заключили договор залога, по условиям которого покупатель в залог своего обязательства по оплате товара передал принадлежащий на праве собственности вексель Газпромбанка, номинал и вид валюты векселя — 80 000 долларов США, оплата только в долларах США.
Административный орган пришел к выводу, что общество, передав вышеуказанный вексель (внешнюю ценную бумагу — валютную ценность) в залог российской компании, совершило валютную операцию между резидентами, запрещенную ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Арбитражные суды пришли к выводу о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения и о законности оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в Арбитражный Суд I инстанции.
Экономколлегия указала, что как валютное, так и гражданское законодательство применяют термин «отчуждение» к ситуациям, в которых имеет место переход права собственности на вещь, что при передаче в залог ценной бумаги не имеет места.
Соответственно, сама по себе передача в залог векселя, номинированного в иностранной валюте, не является запрещенной валютной операцией, поскольку она прямо не упомянута в качестве таковой в Законе о валютном регулировании.
При новом рассмотрении суду надлежит дать оценку таким обстоятельствам как отсутствие доказательств возврата векселя в адрес покупателя (залогодателя), выплата по векселю в адрес третьего лица и другим обстоятельствам.
Начать дискуссию