В ходе проверки налоговая может запросить у организации дополнительные документы. В электронном виде их направить гораздо удобнее, чем копировать, подписывать и везти бумажную версию в ИФНС нарочным.
Расскажем о требованиях к оформлению и порядку представления электронных документов в налоговую.
Какие есть варианты у налогоплательщика в 2022 году?
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 93 НК налогоплательщик вправе представить документы в ФНС одним из следующих способов:
- бумажные заверенные ксерокопии — отправить почтой ценным письмом с описью или лично подать в канцелярию инспекции;
- в электронной форме (через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или по ТКС — телекоммуникационным каналам связи). Если вы уже пользуетесь ЭДО для отправки отчетности — это самый быстрый и удобный способ.
При этом ИП или организация сама выбирает вид обращения (см. письмо ФНС от 25.11.2014 № ЕД-4-2/24315).
Порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи установлен приказом ФНС № ЕД-7-2/448@ от 16.07.2020 (ред. от 07.09.2021).
К слову, с 2022 года все требования от налоговой считаются полученными на дату, указанную в квитанции о приеме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью налогоплательщика, но не позднее 6 дней с даты отправления из ИФНС.
Датой получения требования считается дата, указанная в квитанции о приёме, но не позднее 6 дней с даты отправления.
Направление документов через личный кабинет налогоплательщика регламентируется приказом ФНС от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617.
В каком формате отправлять документы в ФНС?
1. Документы с расширением XML, формат которых был разработан налоговой службой. Структура таких данных неизменна для электронного документооборота, поэтому обработка ФНС происходит автоматически. В формате .xml допустимо отправлять только те документы, которые включены в КНД — Классификатор налоговой документации.
В частности, ФНС принимает в электронном виде:
- счета-фактуры;
- книги покупок и продаж;
- журналы выставленных и полученных счетов-фактур;
- товарные накладные ТОРГ-12;
- акты приемки-сдачи работ (услуг);
- УПД.
2. Скан-копии в формате tif, jpg, pdf или png — в таком виде можно отправлять любые документы, даже те, которым не присвоен код КНД.
Но к сканам налоговики тоже предъявляют определенные требования:
- черно-белое изображение;
- разрешение не менее 150 и не более 300 точек на дюйм;
- 256 градаций серого цвета или режим 8-bit Grayscale (см. подробней приказ ФНС от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16);
- цветные изображения допустимо отсканировать в режиме RGB;
- если файл многостраничный, рекомендовано использовать разрешение tiff; при отправке скана на одном листе допускается режим jpeg.
К настройкам яркости и контраста нет особых требований, но документы в любом случае должны быть читабельными, текст четким, без помарок.
Убедитесь, что скан-копия открывается на стандартных платформах ОС — Windows 2000 и далее, особенно это актуально для налогоплательщиков, которые используют в работе iOS (операционку от Apple). А также, что на документе нет запрета на использование и распечатку.
Итак, мы выяснили, что документы в электронном виде можно отправить налоговикам либо в формате xml-файлов, либо в виде скан-копий. Согласно требованиям ФНС, к пакету документов необходимо составить также электронную опись. Ее формат утвержден приказом от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@.
Делис Архив снимет нагрузку с бухгалтеров по поиску и подготовке документов по запросам ИФНС. Просто выберите нужные сканы из электронного архива и прикрепите их к ответу на требование.
Как подписать документы перед отправкой?
Чтобы подтвердить достоверность документов, их электронная версия должна быть заверена усиленной квалифицированной электронной подписью организации или ее представителя (п. 2 ст. 93 НК). Заверенные электронной подписью документы ИФНС должна принять, даже если в тексте скопированного документа нет физической подписи. Об этом говорится в письме ФНС от 24.05.2019 № ЕД-4-2/9885.
Как электронный архив поможет в ходе налоговой проверки?
Для подготовки и отправки дополнительных документов в рамках налоговой проверки, компания строго ограничена во времени. По запросу ИФНС налогоплательщик должен предоставить данные и пояснения в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования.
Сократить время обработки и облегчить задачу бухгалтеру в данном случае может электронный архив — это своего рода библиотека сканированных копий первичной документации, журналов, книг покупок и продаж. При поступлении запроса от налоговой службы налогоплательщику не нужно искать, подбирать, а затем сканировать и заверять документы. К информации всегда сохраняется удаленный оперативный доступ, и при необходимости ее можно легко выгрузить и переслать налоговикам. А в случае изъятия подлинников, у компании останется доступ к электронным копиям, что позволит поддерживать бизнес-процессы в рабочем состоянии.
Услуги электронной архивации бухгалтерских документов оказывает Делис Архив. Сервис аккумулирует бумажные акты от контрагентов, самостоятельно оценивает полноту и качество их оформления, проверяет реквизиты, сканирует и загружает четкие копии в электронный архив. В случае необходимости к ним можно оперативно обратиться. Поиск по реквизитам занимает не больше 1 минуты, а запрос налоговой инспекции можно исполнить всего в несколько кликов.
Современный архив бухгалтерии
Безопасный документооборот, хранение, архивная обработка, уничтожение документов
Оставьте заявку, чтобы получить консультацию
Начать дискуссию