УСН

Хитрые расходы на УСН: уменьшаем облагаемую базу вместе с Бертой Сергеевной

Каждый бухгалтер сталкивался с тем, что нужно объяснить нюансы учета директору. Почему налог такой большой, деньги есть, а дивиденды выплатить нельзя, есть расходы, документы, а принять в затраты не получается. Берта Сергеевна, которая вернулась к нам вместе с ее новой работой, не исключение. Можно ли оптимизировать налоги, чтобы директор остался доволен и не выйти за рамки закона — Берта расскажет.
Хитрые расходы на УСН: уменьшаем облагаемую базу вместе с Бертой Сергеевной

Каждый бухгалтер сталкивался с тем, что нужно объяснить нюансы учета директору. Почему налог такой большой, деньги есть, а дивиденды выплатить нельзя, есть расходы, документы, а принять в затраты не получается. Берта Сергеевна, которая вернулась к нам вместе с ее новой работой, не исключение. Можно ли оптимизировать налоги, чтобы директор остался доволен и не выйти за рамки закона — Берта расскажет.

С чего началось

Всем привет! Думала не вернусь к вам до июля, пока не сдам отчеты (как помните, я еще на испытательном сроке). Но нет сил молчать. Я уже сталкивалась с тем, что директор — крутой управленец, но в бухгалтерии способность четко мыслить его покидает:

Налоговая база большая? Придумай как уменьшить. Не знаешь как — плохой ты бухгалтер.

В смысле эту покупку нельзя принять в расход? Вот же товарный чек, аж с печатью и авансовый отчет. Ну и пусть на диван, я ж почти ночую на работе.

Из нескольких организаций, которыми я занимаюсь на новой работе, основная на ОСНО и парочка на УСН с объектом «доходы минус расходы». Доходы сейчас достаточно большие, а вот расходов не так много и директор попросил найти возможности эти расходы нарастить.

Пришлось заняться анализом расходов, на работе времени из-за текучки не хватало, поэтому я брала работу на дом. Точнее работала с базой удаленно. С БухСофт это возможно благодаря тому, что бухгалтерия ведется онлайн.

БухСофт — онлайн бухгалтерия для малого бизнеса, всегда и везде доступна бухгалтеру и руководителю. Даже на расстоянии можно контролировать работу подчиненных и отправлять отчетность.

Попробовать БухСофт онлайн

Первоначальные выводы были неутешительные — оптимизация если и будет, то незначительная. О чем я шефу и сообщила.

«А вот предыдущий бухгалтер уменьшала», — заявил мне начальник. Согласна, только коллега работала временно и ей было по большому счету все равно, что включить в расходы — реальные затраты или покупку стереосистемы для шефа.

Мне же (надеюсь) работать тут долго А значит и учет должен вестись так, чтобы ФНС не могла ни к чему прицепиться.

Я решила поглубже погрузиться в вопросы с расходами на УСН с учетом специфики работы. И вот что я выяснила.

Оптимизировать можно не только расходы

Доходы тоже можно пересмотреть. Ваш директор вносит в компанию свои деньги? А может он еще и учредитель с более, чем 50% доли в компании? Тогда он может помочь своему бизнесу деньгами и эти суммы не будут облагаться налогом.

В моем случае учредителей два и директор владеет только 25%, так что все его взносы попадают под налогообложение.

Решение: пусть помощь «вносит» второй участник. Им достаточно договориться об условиях между собой. Например в будущем непропорционально долям распределить дивиденды.

Насчет дивидендов я решила заранее проконсультироваться с экспертами поддержки БухСофт. Они помогают не только в бухгалтерском и налоговом учете, но и по юридическим вопросам. Они подтвердили — раз в уставе есть возможность распределять дивиденды не по долям, то так можно. Ну вот — одно решение есть.

Еще один вариант — перераспределение расходов и доходов по кварталам.

Например:

В июне планируется поступление оплат от клиентов на 1 000 000 в качестве аванса за товар. При этом сам товар будет оплачен нами сейчас, но поставлен только в августе. Если аванс придет в июне, то и налог за полугодие с этой суммы придется заплатить уже до 25 июля.

С одной стороны — отказываться от аванса не хочется, с другой — переплачивать налог тоже. Есть два варианта:

1.Для немножко жадных и смелых — не платить налог полностью. Плюсы: до конца года никаких санкций не будет, фактически получится отсрочка по уплате, «самый выгодный кредит от государства — зажать на время налоги» — как говорил Броненосец.

Минусы: после того, как будет подана декларация по УСН за год, ФНС насчитает пени за просрочку платежа и также может выставить требование об уплате авансового платежа — такая практика есть.

2.Для рисковых — попросить покупателя перечислить деньги чуть позже — в начале июля. Плюсы — необходимость платить налог переносится уже на следующий отчетный период, а там появятся расходы, которые значительно уменьшают облагаемую базу. Минус — покупатель может передумать, пока мы тут крутим свои схемы. Потерять миллион? Вряд ли шеф скажет мне «спасибо», скорее " неси трудовую, твой испытательный срок окончен«.

Еще один момент, который важен для УСН — НДС. Да, не удивляйтесь, я не ошиблась. Покупатели иногда просят выставить документы с НДС даже упрощенца. И у нас такие есть. Причем это — анекдот. НДС мы крутим сверху на обычную цену, в результате выгоды покупателю ноль, зато с НДС :), кто-то у них явно не умеет пользоваться калькулятором.

У нас же появляется обязанность перечислить НДС в бюджет и сдать декларацию. Причем только в электронном виде. Даже если операция разовая.

Вести учет по разным системам налогообложения и сформировать декларацию по НДС на УСН легко с БухСофт. Лучший помощник малого бизнеса. Ведите учет, отправляйте и получайте электронные документы через ЭДО и сдавайте отчетность в ФНС — все самое нужное в одном сервис.

Узнать про БухСофт

Приходите на юбилейную Конференцию БухСофт! Чиновники и эксперты по налогам и бухучету расскажут о главных изменениях в работе бухгалтера и предпринимателя. Формат участия — онлайн!

Чек-лист в работе с расходами на УСН

Конечно главное правило — все расходы должны быть задокументированы, причем документы оформлены как положено и в полном объеме. Разбираться — можно их провести или нет — это потом.

Обычно же все наоборот. Сначала директор что-то покупает, а потом бухгалтер разбирается — чего не хватает в документах.

Есть и еще несколько важных моментов, на которые ни рядовые сотрудники, ни руководитель часто не обращают внимание:

  • Что все-таки купили. Чеки в духе «лампочка» или «канцелярия» — страшный сон бухгалтера. Пытки в нашей стране запрещены, а так бы хотелось иногда! Кажется меня уже считают этакой Круэллой, потому что я строго настрого запретила приносить такие чеки. Если из документов не совсем ясно, для чего предназначена покупка — обязательно должна быть объяснительная записка с обоснованием.
  • А чек то где? Одного товарного чека мало, чтобы принять расходы. Сейчас большая часть предпринимателей уже обязана иметь кассы и еще часть потеряет право на льготу по ним с 1 июля. Поэтому требование чека — это не хотелки бухгалтера, а необходимость. Есть тут такой кладовщик, назовем его Василий. Так вот Вася считает, что дружит со всеми и поэтому не любит ни с кем спорить (кроме меня, я — «счастливое» исключение). Когда ему приносят какие то документы на закупку он предпочитает не замечать ошибок — вот есть бухгалтер и пусть разбирается. Вася был сильно удивлен, когда я напомнила ему должностную инструкцию и даже распечатала её часть, где говорится, что кладовщик обязан проверять документы, которые ему передают. Мир Васи буквально встал с ног на голову, я прямо услышала звук упавших розовых очков. Прости Василий, ничего личного, только бизнес.

Загружайте данные из онлайн-кассы в БухСофт, выгружайте номенклатуру. Удобный учет продаж и выручки в онлайн-сервисе.

  • Неполный комплект документов. Например, товар покупается с условием доставки. Доставка оплачивается как отдельная услуга. При получении товара прикладываются документы на сам товар, а на доставку — нет. Или выясняется, что разгрузка в услуги не входит и директор доплачивает за нее на месте наличными и никаких подтверждающих документов не получает.

Я сейчас настраиваю руководителя, что любые разовые работы должны выполняться самозанятыми. Это тоже хороший способ вывести из тени расходы (да, в тени не только доходы прячутся).

Во-первых, так мы получим официальное подтверждение по затратам и сможем их списать, во-вторых, сэкономим на взносах, их при расчетах с самозанятыми нет в отличие от оплат обыным физлицам.

Конкуренция у самозанятых сейчас сильная. В крайнем случае надо заключать договор с физлицом (но там НДФЛ и взносы).

С учетом любых расчетов с «физиками» проблем не будет — в БухСофт все есть. Даже прием на работу сотрудника можно сделать, сформировав сразу весь пакет документов, что говорить о самозанятых.

Как увеличить расходы на УСН

Несколько лайфхаков по отражению расходов и выработке тактики по их защите перед ФНС.

«Социальные» расходы

Для создания нормальных условий труда работодатель может обеспечивать сотрудников различными полезными вещами. Например:

  • установить кулеры и покупать бутилированную воду;
  • приобрести для оборудования зоны приема пищи (кухни) мебель, микроволновку, чайник и т.п.;
  • покупать средства для уборки и чистки, в т.ч. дезинфицирующие средства.

За что мне нравится новый офис — у нас все есть. Зона кухни с кофеваркой, чайником, микроволновкой и холодильником, несколько кулеров, в магазинах они тоже стоят — для клиентов и для персонала. В такую жару, как сейчас здорово, что можно выпить холодной воды или съесть прохладных фруктов. Правда виноград с апельсинами не покупают, но я все своё ношу с собой ;)

Я заметила, что хоть и покупались эти вещи официально, у поставщика, который возит в офис канцелярию, а мелкую технику мы брали из своих запасов (из того, что продаем в магазине), но бухгалтер явно опасалась их включать в расходы — в бухучете они прошли, а вот в НУ нет.

В этом году меняли чайник, покупали сменные фильтры для кофеварки и всякие чистящие средства тоже. И опять их не проводили в расходах. Я решила исправить эту несправедливость.

Что касается расходов на воду, то это спорный расход. ФНС эти затраты в КУДиР видеть не любит и требует снять. Обоснование — в НК, в статье 346.16 нет таких расходов, а перечень расходов закрытый. Но вот судебная практика говорит в пользу налогоплательщиков. Так что тут на усмотрение руководителя — будет он рисковать или нет (я бы лично рискнула).

Что касается чистящих средств — несмотря на то, что прямо такие затраты в НК также не указаны, но их можно отнести к материальным расходам. Это подтверждают и сами налоговики. Вот и Минфин давал подобные разъяснения (см. Письмо Минфина России от 17.01.2020 № 03-11-11/1827).

Также можно обосновать и покупку бытовой техники. При этом дополнительными аргументами станут:

  • отсутствие поблизости мест общественного питания — кафе, столовых и т.п.;
  • продолжительная рабочая смена;
  • невозможность покинуть на долгое время рабочее место;
  • удаленность места работы.

У нас офис расположен не то чтобы в промзоне, но в отдалении от оживленных улиц (офисы в центре Москвы сами понимаете — слишком дороги), так что необходимость организации кухни вполне обоснована. К тому же в пиковое время менеджеры могут работать сменами не по 8, а по 12 часов, переходя на другой режим работы — это, например, периоды активных распродаж или новогодних праздников.

Сложности с налоговым учетом? Эксперты БухСофт на связи 24/7 — не только проведут устную консультацию, но и подключатся удаленно, чтобы помочь провести операции в БухСофт Онлайн.

Обслуживание техники

Чаще всего в офисе это — заправка картриджей для МФУ или принтеров. И их вы в статье 346.16 не найдете. Но и тут выручат материальные расходы — к ним относятся в т.ч. расходы на приобретение материалов, используемых для содержания и эксплуатации основных средств.

Обратите внимание — по сложившейся практике и разъяснениям Минфина не имеет значение фактически — относится устройство к ОС или нет (МФУ может стоить и 5000 рублей), все равно расходы на обслуживание офисной техники можно принять к расходам.

Канцелярия

Не раскидывайтесь мелкими расходами. Все покупки типа ручек, блокнотов, бланков и др. в совокупности могут составлять приличные суммы. Лучший вариант — централизовать закупки. Ежемесячно (или чаще, нам вот достаточно раз в месяц) собирать заявки от отделов, магазинов и т.д. и заказывать оптом. Тут есть сразу несколько плюсов:

  • Оптовые покупки могут быть выгоднее.
  • Они не раскиданы по куче мелких чеков (которые, как мы выяснили, могут оформить неправильно или вообще не дать), а собраны в накладных.
  • Снижается вероятность ошибок при вводе документов и время на эту работу.
  • Легко отследить расходы. У моей знакомой на работе директору не понравились суммы, заплаченные за канцелярию в течение года и он провел «внутреннее расследование». Оказалось несколько сотрудников регулярно забирали домой из каждой партии по коробке бумаги. Ущерб за год — около 60 000. Бумагу продавали через соцсети со скидкой. Горе-предприниматели.

Соцсети

Раз уж коснулись этой темы. Сейчас продвижение в социальных сетях и интернете вообще необходимая часть работы практически любой компании. Я конечно не у сетевых магнатов работаю, но недавно директор предложил начать рекламироваться в инстаграме и завести уже группу в ВК (до этого был только сайт с интернет магазином).

И вот там есть платные услуги — таргетинг, объявления и все такое прочее. Одним из первых вопросов стала возможность учесть эти рекламные расходы.

Принять расходы на продвижению и рекламу в соцсетях на УСН принять можно. В письме Минфина России от 26.10.2020 № 03-11-06/2/92939 ведомство подтвердило эту позицию.

Какие расходы не получится учесть

Расходы на УСН очень коварные. Кажется, что можно что-то без труда принять. Но нет, оказывается НК не предусмотрено.

Нельзя уменьшить налогооблагаемую базу на расходы по участию в торгах — платежи электронной площадке, комиссии, платные услуги — все мимо. Мы нанимали для подготовки документации специалиста, т.к. у нас в штате такого нет. Вот расходы на него мы учтем. Он самозанятый и его услуги пройдут как бухгалтерские.

Консультационные услуги налоговики тоже не любят видеть в расходах. В нашем случае одна компания пошла навстречу и выставила акт на юридические услуги, вместо просто консультационных. Такой тип услуг мы можем принять в расходы.

Расходы на тесты на коронавирус для сотрудников вы тоже в расходах учесть не сможете. Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-11-06/2/101770. При этом другие расходы, например, на приобретение средств дезинфекции можно возместить через ФСС.

Подводим итоги

В процессе поиска ответов на свои вопросы я постоянно просила помощи у экспертов БухСофт, они здорово помогли мне с нормативкой.

Тут сразу два плюса — меня точно консультируют профессионалы и эта услуга входит в стоимость обслуживания сервиса БухСофт Онлайн, поэтому проблем с принятием в расходы оплаты таких консультаций точно не будет.

Итак, главные принципы для расходов на УСН:

  • экономически обоснованы;
  • связаны с получением дохода;
  • документально подтверждены;
  • оплачены.

И все равно надо быть готовыми отстаивать свою позицию не только перед налоговиками, но и в суде. Поэтому запасайтесь судебной практикой и скачивайте Письма Минфина с разъяснениями заранее. Я вот уже папку на компьютере для этого завела.

Поделитесь — как вы боретесь с нерадивыми сотрудниками, есть ли у вас на работе Васи, переживаете ли сейчас из-за вакцинации для работников торговли (я как пройду этот квест на работе обязательно расскажу)?

Удобный учет для бухгалтера

Все, что нужно бизнесу - бухгалтерия, кадры, зарплата, сдача отчетности, ЭДО и экспертная поддержка

Хотите попробовать?

Оставьте ваши контакты, наш менеджер расскажет, как подключиться и попробовать программу БЕСПЛАТНО:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Сериал про бухгалтера Берту Сергеевну:

Подписывайтесь на блог БухСофт, чтобы не пропустить ни одной.

Начать дискуссию

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

1
АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Интересные материалы

ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов