Стоп! Бухгалтерам не читать!

Сразу предупредим, статья предназначена для собственников и руководителей организаций, бухгалтерам лучше не читать и не тратить нервы и время для написания гневных комментариев.
Стоп! Бухгалтерам не читать!

Сразу предупредим, статья предназначена для собственников и руководителей организаций, бухгалтерам лучше не читать и не тратить нервы и время для написания гневных комментариев.

На публикацию этой статьи нас подтолкнуло решение суда о привлечении к солидарной ответственности за причинение убытков организации генерального директора и главного бухгалтера(- определение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2019 по делу № А60-59392/20166). На двоих – 5,7 млн. рублей. Об этой истории, дошедшей до Конституционного суда (- постановление КС РФ от 08.12.2017 № 39-П), написано уже очень много, отметим только, что первопричина привлечения к ответственности – результаты выездной налоговой проверки, выявивший неправомерное применение упрощенной системы налогообложения и прекращенное по амнистии уголовное дело в отношении главбуха.

Это дело еще раз показало проблему распределения ответственности между генеральным директором и главбухом. На сколько руководитель должен вникать в вопросы налоговой оптимизации, бухгалтерского и налогового учета? Можно ли доверять главбуху? Совпадают ли интересы бизнесмена и главбуха? Кто ответит за возможные ошибки?

На семинаре “Реальная оптимизация налогов” 27-28 февраля в Санкт-Петербурге мы на реальных кейсах из нашей практики разберем вопросы налоговой оптимизации, которые важны генеральным директорам и собственникам бизнеса. А для тех, кто не может посетить семинар есть онлайн-трансляция!

И вообще, кто такой главный бухгалтер в России? Перефразируя классика - главный бухгалтер в России, больше чем главный бухгалтер. В малом и среднем бизнесе он зачастую и финансист-экономист-юрист-кадровик-налоговый консультант, и еще много чего сразу. Отношение к главбуху у бизнесменов разное: от уважения, вызванного непонятным колдовством над бухгалтерской и налоговой отчетностью, которую руководитель подписывает, но часто не понимает содержание, до пренебрежительного: бухгалтер денег не приносит, надоедает с бумажками, да еще иногда и штрафы по несданной отчетности приходят, а то и лично в налоговую дергают. За что платить?

По данным HeadHunter, работодатели хотят чтобы соискатели на должность главного бухгалтера (в числе прочего) могли (- https://e.glavbukh.ru/article.aspx?aid=690619):

  • организовывать и контролировать бухгалтерский и налоговый учет;
  • готовить и реализовывать налоговую стратегию;
  • оптимизировать налоги.

За этого опытному главбуху готовы платить от 70 до 110 тыс. рублей (в Москве).

В целом, желаемый работодателями функционал совпадает с действующим с 2015 года профстандартом (- приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2015 N 35697)) для главбухов, в котором указано, что они должны (в числе прочего):

  • организовывать налоговое планирование в экономическом субъекте;
  • формировать налоговую политику экономического субъекта;
  • осуществлять меры налоговой оптимизации в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов.

А как обстоят дела на самом деле? Мы посмотрели мнения бухгалтеров на профессиональных форумах и без купюр (только мат вырезали), вот что увидели (сразу оговоримся - мы не ставили целью провести полноценное социологическое исследование, поэтому выборку мнений бухгалтеров сделали с самых популярных площадок за последний месяц) (- https://www.facebook.com/groups/klerk/?fref=nf).

Так один из участников бухгалтерского форума спросил: «Простите мою незамутненность, но что потенциальные работодатели подразумевают под «оптимизацией налогообложения?» и получил ответы (орфография и пунктуация сохранены):

«Уж не знаю что имеют в виду, но если это то самое, то по мне хамство редкосное просить это от бухгалтера. Ведь никто не пойдёт решать за него проблемы и вытаскивать...»

«Оптимизация - навесить на бухгалтера работу юриста, кадровика, секретаря, напоминальника, разбирающегося с проверяющими и тд. и тп.... вопрос сколько работников вы готовы заменить работодателю? сколько он на вас в деньгах наоптимизирует?»

«Обычно подразумевают, что бухгалтер это такой волшебник, который найдет способ законно платить приемлемую для них сумму налогов. Уровень приемлемости у всех разный, вплоть до нуля. А если не можешь, то ты плохой бухгалтер»

«Потенциальные работодатели подразумевают, что бухгалтер знает секретные схемы, финансовые трюки, хитрые ходы и тп Такой потенциальный работодатель - потенциальный геморрой для бухгалтера, как минимум, для себя он стал геммороем уже давно».

«Я для себя считаю участием в оптимизации максимальное использование возможностей, предоставляемых НПА и судебной практикой. И допустимую долю риска, обоснованную личным опытом и мнением авторитетных для меня коллег. Об это говорю на собеседованиях прямо и прямо же предупреждаю, что в незаконных оптимизациях не участвую- потому что на допросе сразу все расскажу))»

«Оптимизация налогообложения по сути рекламная х…(цензура) тсс, нас могут читать предприниматели, жаждущие дорого за это заплатить. ( кто реально оптимизирует, не пишет об этом в инете в вакансиях и предложениях). Ну или если пишет... То не стоит на эти вакансии откликаться».

«Последние десять лет так и работаю, да е.. (цензура), как хотите, только меня не трогайте и зарплату вовремя платите».

«В критический момент, а их в последнее время стало больше, директора и собственники норовят ответственность переложить на главного бухгалтера, при первой же возможности, хотя изначально типа "отвечают"сами, так что нечего))»

«Так работодатели хотят бухгалтера высшей категории, а платят как помощнику счетовода. Хотят, чтобы при неправильно построенных бизнес- процессах бухгалтер занимался оптимизацией налогообложения. Иными словами: зарабатывают миллионы, а бухгалтеру оклад 60к-100к. Чо, правда?! за оклад оптимизировать десятки миллионов?! Работодатели, ауу!»

«С опытом это приходит. С опытом. Мне за переживание не платят. За креатив тоже. А раз не платят - пусть сами креативят. Могу проконсультировать. Но разрабатывать никаких схем не буду. Меня в долю в чужой бизнес не брали».

Справедливости ради отметим, что большинство бухгалтеров настроены на сотрудничество с собственниками бизнеса и ревностно относятся к своей работе, стремясь не подпустить в нее сторонних консультантов:

«На самом деле организации, имеющие хорошего квалифицированного главбуха, не обращаются к налоговым юристам, налоговым консультантам и прочим приглашенным специалистам для решения проблемы. Потому что эти проблемы или главбух сам успешно решает (в т.ч. и судебные дела по налогам), или, что еще чаще, эти проблемы нивелируются еще на стадии возникновения. Лично я среди своих знакомых главбухов, наоборот, не знаю таких, которые решали вопросы в пользу себя и во вред организации.

А вот различные "консультанты", которые любят вешать лапшу на уши недалеким директорам, у меня вызывают подозрение. Ибо как раз они в погоне за личной прибылью и советуют директорам фирм хитроумные "схемы", от реализации которых только лишь дополнительный "геморрой" как буху, так и самому директору. И при этом минимум гарантий законности.» ( - https://www.klerk.ru/buh/articles/482170/)

От себя отметим, что такая самоуверенность некоторых главбухов – не к добру, ведь нежелание учиться и советоваться у коллег – профессиональный тупик. «Что там на этих семинарах расскажут, я сам могу кого хочешь научить» - фраза, которая, к сожалению, часто звучит не только от главбухов, но и маркетологов, юристов, эйчаров, маститых «производственников». Когда мне как собственнику бизнеса ее говорят – для меня это тревожный сигнал.

Готовы учиться? Приходите на семинар по оптимизации налогов 27 - 28 февраля в Санкт-Петербурга. Подробнее ознакомиться с программой можно ЗДЕСЬ.

Но если честно: вот сколько собственников бизнеса и руководителей реально и объективно знают ситуацию в своем бухгалтерском и налоговом учете? И сколько из них знают не только проблемы, но и пути их решения? И сколько главбухов способны дать им эти решения?

А неправильные решения приводят и к реальной субсидиарной (имущественной) ответственности бизнесменов (- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2018 № Ф04-1730/2018 по делу № А27-19151/2016, Постановление АС Московского округа №Ф05-14178/2018 от 13 сентября 2018 года по делу №А40-162110/2016, Определением Верховного Суда РФ от 16.05.2018 N 308-ЭС17-21222 по делу N А32-9992/2014 и др.). И про уголовную не стоит забывать (хотя она, несмотря на страшилки, – редка) (- http://www.cdep.ru/index.php?id=79):

Кстати, к субъектам преступления, предусмотренными статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) и лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера) (- П. 7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления"). Если спихивать вину друг на друга, то можно не только солидарно понести имущественную ответственность, но и образовать группу лиц.

Так можно ли доверить налоговую оптимизация главному бухгалтеру? На наш взгляд можно при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. У него есть на это время;
  2. Он заинтересован в результате;
  3. У него есть необходимые и достаточные знания не только в бухгалтерском учете, но и в праве (налоговом, корпоративном, гражданском, при необходимости международном и т.д.);
  4. И самое главное – он должен мыслить как собственник бизнеса и не просто видеть, но понимать все бизнес-процессы в группе компаний, перспективные направления для его развития, возможности обособления отдельных бизнес-направлений, предусмотреть способы обеспечения безопасности активов собственника и бизнеса, его уголовно-правовой защиты, способы предотвращения корпоративных конфликтов и т.д.

Может ли это качественно сделать сторонний налоговый консультант, не обремененный многочисленной отчетностью – тоже не факт. А самое главное, бизнесмен это не сможет проверить (пока его самого не проверят налоговики): он либо должен довериться мнению своего главбуха, либо консультанта. Это вовсе не означает, что собственники и руководители бизнеса должны становиться бухгалтерами или налоговыми консультантами – отнюдь, более того, если в микробизнесе еще можно обойтись без главбуха, то в малом и среднем без него – никуда и пока все рассуждения о профессии «бухгалтер» как вымирающей – фантазии.

Но конечная ответственность за принятие стратегических решений в области налоговой оптимизации, лежит на собственнике бизнеса (- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). А для того, чтобы их правильно принять, объективно и критически оценивать предложения главбуха или налогового консультанта, эти решения нужно знать, так же как необходимо хотя бы в общем разбираться в маркетинге, продаже или производстве, в объеме необходимом и достаточном для того, чтобы тебя не дурили. Ну и чтобы не сесть, конечно.

Хотите лучше понимать свой бизнес? Видеть пути его оптимизации? Ждем вас на семинаре “Реальная оптимизация налогов”!

Комментарии

18
  • Anatoly

    Ладно, я не стал читать )

    • Vasily2

      )))

    • llenson

      я тоже ниасилил

  • РюмкаБезысходности

    Хм, судя по статье, Главбух в глазах главбуха, это прежде всего человек который тупо сдает отчетность, которую компания генерирует. Потом он кричит, что недооценен и получает смешные зарплаты. "Впрочем, ничего нового". (с)

    • Дмитрий

      ну ещё немного химичит с ндс, зарплатами и пенсионкой

      • РюмкаБезысходности

        Это уже за отдельную плату))) И вообще это не царское, то есть не бухгалтерское дело.

        • Надежда

          эх, ваши бы слова, да в уши некоторым "бизнесмЭнам" 

    • Алексей

      ТоТ, с человеческим лицом. Заметили

    • tinka10_03

      так лучше)

    • nadezhdap_kor

      Тот ТоТ был загадочнее..

УСН

Работать на упрощенке по-простому больше не получится. Будут счета-фактуры, книга продаж, декларация по НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Интересные материалы

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».