Электронный обмен товарной и нетоварной первичкой – как ЭДО делает «Подружка»

Сеть магазинов косметики и парфюмерии «Подружка» (ООО «Табер Трейд») ушла от бумаги при работе с первичными учетными документами товарного и нетоварного характера. Автоматизирован не только обмен, но и внутренний процесс обработки документов. Как это работает, этап за этапом мы описали в статье.
Электронный обмен товарной и нетоварной первичкой – как ЭДО делает «Подружка»

Розничная сеть «Подружка» (ООО «Табер Трейд») – это более 230 мультибрендовых магазинов косметики, парфюмерии и полезных мелочей в разных регионах России. Кроме фирменных магазинов, компания развивает продажи через интернет-магазин.

Контрагентов много, документов много – как улучшить работу?

Компания «Табер Трейд» имеет множество отделений по всей стране, а специфика работы торговой сети подразумевает взаимодействие с сотнями поставщиков товаров. Количество документов огромное, и минимизировать издержки помог переход на электронное взаимодействие с контрагентами через сервисы обмена.

В «Табер Трейд» подключились сразу к нескольким сервисам обмена, так как контрагенты работают с разными решениями. Учитывая высокий трафик документооборота и особенности обработки первичной документации, потребовался серьезный пересмотр всего процесса.

Почему потребовалась оптимизация работы с первичными учетными документами (ПУД):

  1. компании приходится работать с несколькими сервисами обмена;
  2. не было единого электронного финансового архива документов;
  3. согласование документов затягивалось – нужен был удобный инструмент согласования;
  4. нацеленность руководства на централизацию бизнес-систем компании для удобства администрирования.

Решение: внедрить единую систему приема, согласования и хранения электронных финансовых документов из разных сервисов обмена.

Нетоварные первичные учетные документы – система делает, а человек контролирует

Задачи:

1.    Автоматизировать работу с нетоварными первичными учетными документами, поступающими из сервисов обмена.

2.    Организовать электронный финансовый архив документов.

У нетоварных сделок, связанных с арендой помещений, рекламой, хозяйственными закупками и т.д., есть важная особенность – условия каждой сделки индивидуальны. Именно поэтому работа с такими документами подразумевает дополнительные согласования и проверки.

Как это работает

  1. Первичный документ поступает из сервиса обмена (от контрагента) прямо в систему электронного документооборота, где автоматически связывается с договором по сделке. Все документы по договору образуют единый комплект, так легче найти всю информацию по сделке при наличии соответствующих прав доступа.
  2. Система электронного документооборота (СЭД) автоматически определяет ответственного за обработку менеджера – как правило, это сотрудник, который заключал сделку (ответственный за договор) или за кем закреплена организация-контрагент. В СЭД ответственному за обработку приходит задача на рассмотрение входящего ПУД – ему нужно только проверить соответствие содержания документа условиям сделки.
  3. После согласования ПУД ответственным задача автоматически направляется бухгалтеру. Как только документ согласуется в СЭД, он автоматически подписывается квалифицированной электронной подписью (ЭП) ответственного, документ заносится в 1С для отражения в учете, и ответ отправляется контрагенту через сервис обмена.

Документы подписывают квалифицированной ЭП, и это гарантирует их неизменность и юридическую значимость.

Товарные первичные учетные документы. Скучать по «ручному» процессу не будут

Задачи:

1.    Автоматизировать работу с товарными первичными учетными документами, которые сопровождают процесс заказа-приемки товара.

2.    Организовать хранение полученных файлов в едином финансовом архиве.

Документы по товарным сделкам, связанные с непосредственной деятельностью – приобретением продукции для последующей продажи, как правило, однотипны. Процессы проверки и обработки таких ПУД давно четко выстроены, однако их количество велико.

Как это работает

  1. Заказ на поставку отправляется через EDI-систему. Поставщик комплектует его и отправляет, а «Табер Трейд» получает уведомление об отгрузке с полным перечнем информации по товару (размер, вес, наименование, количество и т.д.).
  2. После приемки товара сотрудник «Табер Трейд» направляет поставщику уведомление о приемке с информацией по фактически принятому товару, это помогает сформировать корректный счет-фактуру. На основе этого уведомления в учетной системе создается проект проводки.
  3. После получения уведомления о приемке товара поставщик создает универсальный передаточный документ (УПД), который отправляется в «Табер Трейд» через сервис обмена.
  4. Пришедший в «Табер Трейд» УПД автоматически загружается в систему электронного документооборота. Также по номеру заказа УПД сверяется с проектом проводки в учетной системе. Проверяется соответствие: суммы заказа, суммы НДС, GLN (международный код, применяемый в системах электронного обмена данными и электронной коммерции).
  5. Если сверка прошла успешно, то СЭД автоматически подписывает документы квалифицированной ЭП утверждающего (ответственный сотрудник определяется по организации-контрагенту). После подписания документа ЭП автоматически создается проводка в учетной системе, затем УПД направляется поставщику через сервис обмена.
  6. Если документ в учетной системе не был найден или выявились расхождения, то в СЭД автоматически формируется задание бухгалтеру с результатом сверки. После устранения расхождений документ отправляется на повторную проверку или оформляется отказ. Ответ контрагент получает через сервис обмена.

Если проект проводки в учетной системе и УПД были составлены корректно, процесс с момента получения документа в сервисе обмена до отправки подписанного экземпляра контрагенту проходит без участия человека.

За что сказать спасибо автоматизации?

Единый финансовый архив, организованный в системе электронного документооборота, обеспечивает безопасность хранимой информации с учетом прав доступа, при этом поддерживается работа как с формализованными, так и с неформализованными документами. Также в системе Directum предусмотрены специальные сценарии подготовки к налоговым и аудиторским проверкам: финансовые отчеты организации формируются в несколько кликов, а документы выгружаются в соответствии с требованиями контролирующих органов.

За счет автоматизации процесса регистрации и отправки УПД контрагенту сократились издержки на доставку, проверку и подписание документов. Факты отправки, получения и возврата строго контролируются.

Интеграция сервисов обмена и системы электронного документооборота на базе Directum сыграла решающую роль в оптимизации внутреннего цикла согласования ПУД. На сегодняшний день «Табер Трейд» выделяет несколько ключевых преимуществ такого подхода:

  • обработка товарных и нетоварных ПУД в системе подразумевает строгую маршрутизацию документов – соблюдаются все регламенты и влияние человеческого фактора снижается;
  • процесс обработки ПУД по товарному документообороту возможен без участия человека, благодаря чему освобождается полезное время сотрудников;
  • все финансовые документы организации хранятся в едином архиве, который облегчает поиск информации и подготовку к проверкам, обеспечивает контроль доступа к данным.

Начать дискуссию

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
20
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

4

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

ЦБ больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, Банк России больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Интересные материалы

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.