Наталья: Наш поставщик услуг связи предлагает забирать из личного кабинета документы (акты), подписанные с их стороны квалифицированной электронной подписью. Мы же не можем подписать электронный документ со своей стороны живой подписью и печатью!?
Будет ли данный документ, не подписанный с нашей стороны электронной подписью, принят налоговой инспекцией в качестве доказательства произведенных расходов?
Александр Валеев, аналитик Synerdocs:
Да, просто распечатать электронный документ и подписать со своей стороны рукописной подписью вы не можете.
Распечатав документ, вы создаете дубликат первичного электронного документа. Таким образом, появится два оригинала (два подтверждения одной хозяйственной операции) – один в электронном виде, другой на бумаге -- это является нарушением ст.9 п.1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом ни один из них не будет содержать подписей всех сторон, а ФНС такие акты не примет ни у вас, ни у вашего поставщика.
Возможно два варианта дальнейших действий:
1. Распечатать документ из личного кабинета, подписать и отправить поставщику в 2-х экземплярах для подписания в бумаге.
2. Более прогрессивный вариант – вам и вашему поставщику подключиться к оператору электронного документооборота (ЭДО) и обмениваться актами в электронном виде с обеспечением юридической значимости.
Возможна такая ситуация, что личный кабинет уже интегрирован с оператором ЭДО, и вы получили акт в виде формализованного документа, но у вас по каким-то причинам нет технической возможности его подписать (например, просто на данный момент нет сертификата электронной подписи). В этом случае электронный акт состоит из нескольких файлов, один из которых создается и подписывается электронной подписью покупателя. Без вашей подписи электронный документ будет не доукомплектован.
Документооборот по таким актам будет не завершен, и они не будут обладать юридической значимостью. В качестве подтверждения ваших расходов эти документы не будут рассматриваться налоговой инспекцией. Также они не могут рассматриваться в качестве обоснования прихода у вашего поставщика.
В любом случае обе стороны заинтересованы в корректном подписании документов. Так или иначе, вам необходимо прийти к соглашению с партнером – продолжать подписывать документы на бумаге или приобрести сертификат квалифицированной ЭП и перейти на электронный ЭДО через оператора.
Комментарии
3Почему? Документ составлен, подписан, предоставлен заказчику. Если речь об услугах связи, то акт вообще не обязательный документ, а уж тем более нет необходимости подписания его заказчиком, его мнение как бы не важно (договор подписан, по показаниям приборов услуга оказана).
Разве ЭДО налагает какие-то иные обязательства?
А счета-фактуры вообще не должны подписываться заказчиками.
Январь, рассматривается общий случай обмена актами выполненных работ. Этот документ подписывают обе стороны, что предусмотрено, например, форматом электронного документа, рекомендованным ФНС. В противном случае компания может выставить и отчитаться за множество актов по притворным сделкам, которые никто из контрагентов никогда не подпишет.
Хорошее замечание о договоре. В нем можно описать детали учета оказанных услуг и выполненных работ, что дает некоторую свободу в порядке обмена документами.
Что касается электронных счетов-фактур, то они должны передаваться только через оператора ЭДО и покупатель должен иметь сертификат электронной подписи для подписания квитанции о получении счета-фактуры.
С учетом первой фразы вопроса некой Натальи это как-то не очень однозначно
Это понятно. Но исполнитель отправил и все. В ЭДО с контрагентами ведь нет обязательного "завершения документооборота", как при общении с ФНС?
Исполнитель? Лишние акты? И платить с них налоги??? Не, психи, конечно, есть среди нас...