Возмещение НДС, контроль дебиторов, успешный арбитраж или Зачем компании юридически значимый ЭДО и электронная подпись

Несмотря на еще существующие ограничения, любая организация может почти полностью перейти на безбумажный документооборот. Причем это не только выгодно с экономической точки зрения (меньше затрат на бумагу, пересылку), но и с юридической — ЭДО помогает оперативно передавать документы, проводить сверку, отправлять претензии, а судебные дела проще выигрывать — к пример, подделать ЭП практически невозможно, а чтобы оспорить подписанные ей документы нужны железобетонные доказательства.
Возмещение НДС, контроль дебиторов, успешный арбитраж или Зачем компании юридически значимый ЭДО и электронная подпись

Несмотря на еще существующие ограничения, любая организация может почти полностью перейти на безбумажный документооборот. Причем это не только выгодно с экономической точки зрения (меньше затрат на бумагу, пересылку), но и с юридической — ЭДО помогает оперативно передавать документы, проводить сверку, отправлять претензии, а судебные дела проще выигрывать — к пример, подделать ЭП практически невозможно, а чтобы оспорить подписанные ей документы нужны железобетонные доказательства.

Кратко об ЭЦП

Сразу обговорим — существует несколько видов электронных подписей и каждая имеет разные характеристики.

Простая подпись

Особенности: не требует сертификата и криптопро средств, требует идентификации пользователя, используется на сайтах госорганов, не гарантирует неизменности документа, может использоваться для обмена информацией между организациями, но требует для этого специального соглашения.

УНЭП — усиленная неквалифицированная электронная подпись

Особенности: те же, что и у простой подписи, но требует наличие криптографических средств и подтверждения неизменности документа.

УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись

Особенности: аналогично УНЭП + создается с применением криптографических средств, сертифицированных по ГОСТ, требует сертификата от удостоверяющего центра (УЦ). Самое главное — такая подпись равнозначна собственноручной.

Самый частый вопрос об электронной подписи — почему у нее такой короткий срок действия, наверняка УЦ хотят заработать на их выпуске?

Но ежегодная замена связана в первую очередь с безопасностью — злоумышленники с помощью современных технических средств и компьютеров с высокими вычислительными мощностями могут путем перебора подобрать ключ. Это как с сейфом — каким бы защищенным он не был, но дайте взломщику достаточно времени и технологий и он придумает как его взломать.

При этом короткий срок действия не единственная сложность в использовании ЭП — одному сотруднику может понадобиться несколько подписей для разных целей. К примеру, для входа в онлайн-банк и на торговую площадку.

Ближайшие изменения

Законодательство не оперативно, но все же реагирует на изменения в бизнес-среде. Вот, например, статья 312.2 ТК РФ позволяет заключить трудовой договор с дистанционным сотрудником с применением ЭДО. В настоящий момент проводится эксперимент по переводу кадрового документооборота в электронный формат.

В ближайшее время нас ждут глобальные изменения в системе использования электронных подписей.

В частности придание легитимности облачной подписи, которая будет храниться у оператора, появление доверенной третьей стороны, которая обеспечит признание достоверности подписи при возникновении конфликтных ситуаций, выделение личного ключа физлица — сотруднику достаточно будет получить для себя ЭП и использовать ее для различных целей и даже в разных организациях.

Руководители организаций смогут получить ЭП только в ФНС или уполномоченных налоговой службой центрах, что должно резко снизить проблемы выдачи ЭП сторонним лицам (вспомните последние скандалы с декларациями по НДС).

Уже успешно работают такие внедрения как электронная трудовая книжка, электронный СНИЛС, можно заключать сделки о продаже купли-продажи недвижимости в электронном виде. В конце 2020 года ФНС приняла концепцию, касающуюся развития ЭДО в России.

Архивное дело тоже семимильными шагами идет в сторону электронного документооборота. Пока правда сохраняются несколько проблем, связанных с передачей документов в архив: документ должен быть юридически значимым при передаче в архив (иметь действующий сертификат ЭП) и сохранить эту значимость в процессе хранения (а как мы помним ЭП действует только 1 год).

Одна из приоритетных задач на 2021 год у Федерального архивного агентства согласно его же публичной декларации: нормативное и методическое обеспечение постоянного и долговременного хранения электронных архивных документов в рамках создания ГИС "Платформа ЦХЭД”.

Создайте собственный архив организации с Docsvision для бухгалтерских, кадровых, технических и любых других видов документов — настройка автоматического пополнения, интеграция с учетными системами и операторами ЭДО, обеспечение информационной безопасности и доступа с мобильных.

Юридически значимый электронный документооборот

Главные возражения против внедрения ЮЗДО, которые нам приходится слышать — это сложно, долго и очень дорого. На самом деле можно организовать и внедрить ЭДО без излишних затрат времени и сил.

Юридическая значимость — этот термин означает, что документ соответствует существующим требованиям законодательства и может применяться в качестве правового аргумента при доказательстве прав его обладателя, в том числе и в суде.

Что дает внедрение ЮЗДО:

  • Гарантирует юридическую силу документа — судя по уже имеющейся судебной практике, электронные документы активно применяются в качестве доказательств в суде. К тому же дополнительными аргументами становятся проколы передачи данных, квитанции об отправке и приеме документов через систему ЭДО. Документы предоставляются в суд на электронных носителях (см, например, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 N 14АП-8353/19) или в виде заверенных нотариусом документов. В арбитражный суд можно отправить апелляцию в электронном виде, с приложением документов.
  • Помогает выстроить безопасные взаимоотношения с контрагентами. Электронную подпись трудно оспорить и доказать, что документ был подписан иным лицом, не уполномоченным на заключение сделки. Документооборот упрощается, ускоряется и электронные документы трудно потерять. Внесение исправлений и согласование проходят намного быстрее;
  • Позволяет участвовать в госзакупках и тендерах. При проведении электронных процедур закупок участники также вправе применять электронный документооборот;
  • Создает основу для ускоренного и прозрачного обмена документами с налоговой службой. В ответ на требование можно в несколько минут сформировать подборку документов, заархивировать и отправить, подписав ЭП. Теперь для бухгалтера сбор документов для проверки перестает быть кошмаром. Да и доказать фактическую дату поступления документа в организацию намного проще. Например, если электронный УПД выписан поставщиком в одном налоговом периоде, к примеру, 30 марта, а покупателю поступил в другом — 5 апреля, то последний может без проблем принять его для получения вычета.
  • Существенно сокращает ручной ввод документов вследствие чего уменьшаются расходы на содержание персонала, ответственного за эти операции (для некоторых из них (например, сканирование) можно привлекать уже менее квалифицированных сотрудников. Пример экономии мы приведем чуть ниже.  

Как обеспечить документам юридическую значимость

Юридически значимым электронный документ становится, если содержит все необходимые реквизиты и атрибуты, юридическую силу ему придают операторы ЭДО, прошедшие аккредитацию, они заверяют подлинность ЭЦП и организуют обмен между контролирующими органами и налогоплательщиком, а также между контрагентами.

Наладить полноценное взаимодействие между всеми участниками — предприятием, его контрагентами, оператором помогают специальные интеграционные инструменты.

Компания Docsvision предоставляет модули, с помощью которых на предприятии можно организовать юридически значимый электронный документооборот. Например, такой модуль используется для ЮЗДО между пользователями системы «Диадок» от СКБ Контур и других операторов ЭДО.

Узнать больше можно посмотрев запись вебинара «Средства поддержки ЮЗДО в Docsvision» на странице мероприятия. Вебинар был полезен бухгалтерам и руководителям компании вместе с ИТ-специалистами.

Запись вебинара про ЮЗДО

В чем плюс интеграции:

  • вы сможете создавать и отправлять контрагентам документы, подписанные ЭЦП с помощью механизма, встроенного в решения Docsvision; 
  • обработку документации можно настроить в соответствии с внутренними регламентами и бизнес-процессами в организации;
  • кроме обмена формализованными документами (например, счет-фактурами) есть возможность отправлять и получать неформализованную корреспонденцию, в том числе внутри компании;
  • документы структурированы, их легко найти, настроив поисковый запрос, сгруппировав, например, по реквизитам или статусу.

Внедрение включает в себя не только техническую часть, компания Docsvision также проводит обучение сотрудников и сопровождение системы, адаптирует свои решения для конкретных нужд заказчика.

Бухгалтер наверняка понимает плюсы от внедрения в компании юридически значимого документооборота, особенно ценность не только обмена унифицированными формами, но и неформализованными документами. Но решение о внедрении в конечном итоге принимать руководителю, в том числе в зависимости от мнения IT службы — как осуществить внедрение, как это в конечном итоге будет работать, какие возможности даст организации.

Если вы бухгалтер и хотите усовершенствовать документооборот в вашей организации — отправьте запись вебинара представителю IT-отдела, системного администратора, другого сотрудника, который отвечает за внедрение новых сервисов. А также смотрите запись сами — там много полезной информации о ЮЗДО!

Комментарии

3
  • АнфисаП

    ЭЦП конечно облегчает жизнь, можно всё из дома отправлять, но что делать после таких взломов и отправкой нулевок

    • Виктор Любезный

      Это не взлом, а изготовление новых подписей по поддельным документам, либо отправка нулёвок по поддельным доверенностям. Т. е., обычный криминал.

  • Лидия С

    С какого числа можно получить подпись в ИФНС и сколько это будет стоить?

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году