Автоматизация учета

💡 Как найти документ для ФНС за час, а не за 6 дней?

Когда прилетает запрос из налоговой, бухгалтеру часто приходится бросать текущую работу и отправляться на поиски документов в архив. Если компания крупная, то лопатить бумажки в архиве можно круглыми сутками. А что делать? Не ответил вовремя – штраф...
💡 Как найти документ для ФНС за час, а не за 6 дней?

В компаниях до 70-80% всей первички хранится в бумажном виде. По закону предприятие обязано хранить первичные документы не менее 4 лет. В результате на крупных предприятиях, собирающих накладные и счета от нескольких филиалов, организовывается внушительный бумажный архив. Когда в такую компанию поступает запрос из налоговой, требующий оперативного ответа, бухгалтерам приходится бросать текущую работу и отправляться на поиски документов. Трудозатратно. Скучно. Тяжело.

Нередко к делу приходится привлекать мужчин из других отделов – не каждому бухгалтеру под силу перемещать тяжелые коробки, набитые документами. Когда поиск увенчался успехом, документы сканируются и отправляются в ФНС в качестве ответа на запрос. А если ответ должен содержать 500 документов? И все их нужно отыскать, отсканировать и вернуть на место. Ещё меняются и требования ФНС. Уже недостаточно выгрузить пачку документов, например, через СБИС – нужно отправлять документы отдельными файлами с описаниями. Выполнить все эти действия вручную объективно сложно - бумажный архив превращается в какой-то филиал ада.

Пора переходить

Но есть и приятные новости для компаний! Началась подготовка к внедрению обязательного ЭДО в секторе B2B. Согласно утверждённой концепции развития электронного документооборота, к 2024 году 70% накладных и 95% счетов-фактур в России будут передаваться в электронном виде, увеличится число утверждённых форматов электронных документов. Планируется унифицировать обязательный минимум:

  • договоры с контрагентами и аналогичные им документы,
  • расходные и транспортные накладные,
  • акты сверки взаиморасчётов,
  • счета на оплату,
  • ценовые спецификации,
  • претензии,
  • документы на возврат товаров,
  • КС-2,
  • КС-3.

Происходит переход от квалифицированных электронных подписей на флешках к облачным подписям. И это далеко не все запланированные изменения, которые ожидают нас в ближайшем будущем. Самое время переходить на ЭДО, если это не было сделано ранее, и внедрять электронный архив первички.

Что даёт электронный архив?

Главные задачи электронного архива на предприятии – организовать удобное хранение первичной документации и избавить бухгалтерию от бумажной рутины. Архив экономит время на поиск информации по внутренним запросам и обеспечивает оперативные ответы на запросы налоговой и других контролирующих органов.

Все документы в архиве содержатся в оцифрованном, электронном виде. При поступлении запросов ФНС можно быстро найти документы, подписать их электронной подписью, и отправить, не вставая с рабочего места!

Внедрение электронного архива может быть логичным продолжением системы внутреннего электронного документооборота в организации.

Принцип наполнения архива прост: бухгалтеры получают документы, проводят их в учётной системе, одновременно с этим в электронном архиве, например, на базе системы Docsvision, формируются карточки со структурированными данными. Система самостоятельно проверяет наличие скан-копий и уведомляет бухгалтера о возможных расхождениях.

Преимущества электронного архива

Оптимизация затрат, то есть времени на поиск документа или пакета документов (возможен поиск по дате, контрагенту, услуге и пр.) даже из распределенных филиалов, подразделений, цехов и пр. Чтобы отыскать требуемый документы, не нужно отправлять сотрудника в архив на целый день или оформлять внутреннюю командировку (на крупных предприятиях бумажный архив, чаще всего, находится на удалении от центрального офиса).

Оперативное реагирование на запросы ФНС, аудиторов и пр. Обеспечена удобная и быстрая отправка ответов.

Сканы документов привязаны к транзакциям. Архив интегрирован с учётными системами и внутренними сервисами компании.

Исключение риска потери хранящихся документов. Данные находятся в защищённом массиве.

Внедрение электронного архива на практике

Опытом перехода на ЭДО делится ведущий отечественный финтех-провайдер – «Центр Финансовых Технологий». Компания более 11 лет развивает систему на базе платформы Docsvision. После автоматизации делопроизводства и согласования договоров был реализован проект по созданию электронного архива бухгалтерских документов. Его задача – упростить отправку бухгалтерской отчётности в ответ на запросы контролирующих органов, обеспечить удобную работу с первичкой. Бухгалтерия ведёт несколько юридических лиц, физически удалённых от центрального офиса, и сталкивается со всеми невзгодами в работе с первичной документацией: затраты на доставку, потери документов, трудоемкий поиск. Решить проблемы позволило создание центрального электронного архива на базе уже имеющейся на предприятии системы документооборота Docsvision.

Принцип наполнения электронного архива в ЦФТ

IT-специалисты компании позаботились о том, чтобы процесс наполнения архива оказался удобным и простым – в момент загрузки документа в 1С автоматически распечатывается штрих-код (принтеры имеются у всех сотрудников бухгалтерии). Бухгалтер наклеивает штрих-код на оригинал документа. Параллельно происходит создание карточек Docsvision, в которых сохраняются важные сведения (тип, дата оформления документа, наименование контрагента и пр.). Теперь даже с учётом изменившихся требований ФНС к предоставлению отчётности, отправка документов предельно упрощена.

В рамках решения «Электронный архив финансовой службы» реализован единый кабинет, объединивший все бумажные и электронные документы, поступающие на предприятие из внешних сервисов (СБИСА, Диадока и др.) и внутренних систем.

Архив позволяет искать документы как напрямую (по дате, типу, контрагенту и пр.), так и «подтягивать» данные из учётных систем.

От бумаги в бухгалтерии ЦФТ ещё не отказались, но работа стала существенно легче. Ушла бумажная рутина, у сотрудников освободилось время на решение более важных задач.

Практика внедрения электронного архива

Пример архива «Центр Финансовых Технологий»: постановка задачи, этапы разработки и бизнес-результаты

Начать дискуссию

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Интересные материалы

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.