Налоговый мониторинг — относительно новая форма цифрового контроля бизнеса со стороны ФНС. Его цель — снизить налоговые риски и сэкономить нервы и время на прохождении проверок. Компании, которые уже стали участниками этой программы, отмечают почти 40%-ое снижение запросов налоговиков.
Игра в открытую
Нередко у руководства компаний возникает вопрос — зачем нужна такая налоговая витрина, если у ФНС и так есть новые данные об организации, и налоговики в любой момент могут запросить расшифровку по налогам у компании. Цель налогового мониторинга — обеспечить онлайн-взаимодействие за счёт удалённого доступа к информационной системе налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчётности. Налоговый орган подключается к базе данных и смотрит, как исчисляются и уплачиваются налоги в режиме реального времени. За счёт доступа к корпоративной информации снижается необходимость в традиционных выездных и камеральных проверках.
Такой доступ к данным позволит оперативно согласовывать позиции по налогообложению планируемых и совершаемых операций, обратить особое внимание на сделки и операции, которые содержат элементы риска.
Важно! Налоговый мониторинг обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков на момент планирования сделок.
Важнейшая цель налогового мониторинга заключается в том, чтобы лучше понять бизнес налогоплательщика, определить операции, которые помогут компании снизить налоговые риски, а не искать недобросовестных контрагентов или какие-то ошибки технического обслуживания — это интересует ФНС в последнюю очередь. Чтобы снизить риски налоговикам недостаточно верхнеуровневых отчётов (деклараций), им необходимо понимать, как формируются те или иные цифры в отчётности. Налоговая витрина позволяет понять архитектуру процессов.
В рамках налогового мониторинга обеспечивается не только доступ к ERP системе, но, к примеру, к биллинговым системам. Появляется возможность детально расшифровывать источники образования доходов и расходов, определять уязвимые места и минимизировать риски, анализировать деятельность компании по снижению рисков потери прибыли. Налоговая витрина позволяет расшифровать цифры в итоговой отчётности вплоть до уровня транзакций.
Как подключиться к налоговому мониторингу — от подготовки РИВ до его показа ФНС
Первое, что требуется от компании для вступления в налоговый мониторинг — подать документы в ФНС. Одним из самых сложных документов является регламент информационного взаимодействия (РИВ). В нём содержится следующая информация:
- порядок доступа к информационной системе,
- данные об ответственности лиц,
- срок предоставления информации (документов) в налоговый орган,
- структура раскрытия данных налоговой отчётности,
- информация о регистрах бухгалтерского и налогового учёта,
- способ формирования отчётности в ФНС и пр.
Если в штате компании нет опытных специалистов, способных подготовить и своевременно подать всю необходимую отчётность, лучше заручиться помощью интегратора. На этапе подготовки интегратор проведёт глубокий анализ системы на предмет автоматизации процесса составления отчётности, подаваемой в ФНС, её расшифровки. Будет разработана модель данных для раскрытия, алгоритм создания регистров для связи уровней шифрования и многое другое.
Гибкая налоговая витрина с возможностью настройки под нужды компании впоследствии может использоваться не только инспекторами ФНС, но и другими государственными контролирующими органами. К примеру, с её помощью можно реализовать эффективный аудит компании, создать модуль оперативной отчётности, использовать в формировании бюджета компании. На базе налоговой витрины успешно реализуются кабинеты руководителей, что позволяет топ-менеджменту формировать свободную отчётность и анализировать бизнес-риски.
Вебинар про налоговый мониторинг
Как подготовить компанию к открытию данных налоговым инспекторам?
Начать дискуссию