У многих компаний периодически возникает потребность в сторонних людях для выполнения каких-то специфических разовых, а порой и многоразовых работ, которые не поручишь штатным сотрудникам. Перевести инструкцию с иностранного на русский, «допилить» сайт компании, написать рекламную статью, отремонтировать офисную технику — все эти задачи можно поручить фрилансерам. Пришел, отремонтировал, ушел... Никаких трудовых обязательств, кадровых оформлений, электронных трудовых и бумажных личных карточек.
Но такие «свободные отношения» надо правильно оформить. Поговорим о том, как расчеты с фрилансерами провести через бухгалтерию.
Заключать договоры ГПХ можно как с простыми физлицами, не обремененными никакими статусами, так и с плательщиками НПД или индивидуальными предпринимателями.
А вот налогообложение сделок по таким договорам будет отличаться в зависимости от того, кто является исполнителем.
Исполнитель — ИП
Тут все просто. ИП сам платит свои налоги, и закрывающие документы тоже сделает самостоятельно. Задача бухгалтерии — правильно оформить платежное поручение и проследить, чтобы акт был составлен правильно и был подписан обеими сторонами сделки.
Пример: ИП Иванов оказал услуги, за которые по договору ему причитается 50 000 рублей.
Бухгалтер сделает следующие проводки и оформит это следующими документами:
Исполнитель — самозанятый
Самозанятые, как и ИП, сами платят свой налог. Но все же оформление взаимоотношений с ними несколько отличается. Например, перечисление платежей обычным физикам — это повышенная комиссия банка, а вот для самозанятых сейчас процент намного гуманнее, поэтому работать с СМЗ выгоднее.
Пример: Самозанятый Петров оказал услуги, за которые по договору ему причитается 50 000 рублей.
Бухгалтер сделает следующие проводки и оформит это следующими документами:
Исполнитель — физлицо
Не всегда нужный человек, который обладает необходимыми навыками и знаниями для выполнения работы, оформлен как ИП или как плательщик НПД. Часто это просто обычный гражданин, с которым заключается договор ГПХ.
Выплаты по таким договорам облагаются НДФЛ, а организация-заказчик признается налоговым агентом.
Кроме того, на сумму вознаграждения надо начислить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Взносами в ФСС (на соцстрахование по временной нетрудоспособности) выплаты по договорам ГПХ не облагаются. Что касается взносов в ФСС на травматизм, то если про такой вид страхования в договоре не упоминается, то и взносы начислять не надо.
Тариф взносов на ОПС и ОМС — такой же, как и для наемных работников. То есть если компания применяет пониженные взносы, то на договорников это тоже распространяется.
Пример: Гражданин Сидоров оказал услуги, за которые по договору ему причитается 50 000 рублей.
Бухгалтер сделает следующие проводки и оформит это следующими документами:
Добавим, что в случае привлечения сторонних физлиц работа бухгалтера не ограничится только лишь оформлением первички. Договорников необходимо отразить в персонифицированных отчетах — СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, а также в РСВ, 6-НДФЛ.
Между тем альтернативой всей этой суете может стать площадка, где фрилансер и заказчик могут свободно взаимодействовать и при этом не заботиться о бюрократической части сделки.
Законно сотрудничать с фрилансерами, в том числе иностранцами, без договоров ГПХ — это реально! Вместо десятков договоров с физлицами можно заключить один договор с EasyStaff и существенно сэкономить на налогах, а также избавиться от бумажной волокиты.
Сервис EasyStaff придерживаемся политики «бюрократия не должна управлять бизнесом».
Что касается налогового учета расходов на услуги или работу фрилансеров, то их можно включить в затраты, если имеются все необходимые документы, расходы обоснованы и соответствуют критериям, указанным в НК.
Например, перечень расходов на УСН ограничен (статья 346.16) и если какая-то услуга в него не включена, то и списать ее в налоговом учете не получится. С другой стороны, расходы на некоторых режимах налогообложения вообще не играют роли — например, на УСН «доходы» или патенте.
Безопасная и простая работа с фрилансом
Полный пакет документов, никаких скрытых платежей сервису, фиксированный процент комиссии
Хотите зарегистрироваться или узнать подробности?
Комментарии
7Разве нужен Акт при работе с самозанятыми? На многих ресурсах сообщается, что чек и является подтверждающим документом для принятия в расходы (вместо Акта)
А если подумать?
Чек появится только после оплаты. Оплату же можно сделать только после получения от самозанятого документа, подтверждающего, что работа выполнена, или услуга оказана, то есть акта. Ведь в платежке надо написать, за что и почему платится. Одного устного указания: перечислить Васе 100 тыс., думаю, маловато будет.
Для оплаты вам самозанятый мог и счет выставить, да и договора может быть достаточно. Так что акт именно для проведения платежа совсем не обязателен. А вот для того, чтобы суть работ подтвердить и собственно их выполенение - вполне. Потому что в чеке может быть написано "ремонт" и все. А какой, где, чего ремонтировали - расписывается уже в акте.
Как-то хитро вы у физика НДФЛ удержали.
Отправят гражданина в ФНС за получением 6500 р.
А как получит в канцелярии ФНС свои кровные, то сделают проводку Дт70-К68