Ведение бизнеса

С какими проблемами сталкиваются фрилансеры и как их избежать

Работа фрилансером, конечно, несет ряд плюсов. Не нужно ездить каждый день в офис, просиживая там определенное количество часов, тратить время на дорогу (если работа подразумевает работу из дома), вообще весь трудовой процесс и трудовой распорядок определяется самостоятельно. Но есть у работы фрилансером и ряд проблем, неготовность к которым может впоследствии напрочь отбить желание работать в таком режиме.
С какими проблемами сталкиваются фрилансеры и как их избежать

Работа фрилансером, конечно, несет ряд плюсов. Не нужно ездить каждый день в офис, просиживая там определенное количество часов, тратить время на дорогу (если работа подразумевает работу из дома), вообще весь трудовой процесс и трудовой распорядок определяется самостоятельно. Но есть у работы фрилансером и ряд проблем, неготовность к которым может впоследствии напрочь отбить желание работать в таком режиме.

Общие проблемы

Эти проблемы характерны для фрилансеров всех профессий. Среди них:

  1. Неумение распоряжаться финансами. Чтобы появилась прибыль, нужно не просто зарабатывать больше, чем расходовать. Нужно еще и применять стресс-планирование, предвидеть возможные скачки курса валют, учитывать все расходы, даже косвенные. В общем, применять элементы управленческого учета. И все самостоятельно.
  2. Демпинг и высокая конкуренция. Как бы дешево вы не предложили, всегда найдется китайский или индийский фрилансер, готовый сделать еще дешевле.
  3. Различные способы оплаты. Кто-то готов платить на карту Сбера. А кто-то — только на PayPal. Третий заказчик вообще может перевести только через «Золотую корону». А четвертый готов оплатить заказ только наличными, встретившись где-нибудь в метро вечером. Поиск компромисса в оплате стоит искать заранее — на берегу, потому что после выполнения работы будет обидно услышать отказ только из-за проблем с платежом.
  4. Самостоятельный поиск клиентов и работа с ними. Да, тут отдела продаж у вас не будет. Все сами. И даже «холодный обзвон» бесплатно вам никто не сделает. Ну а платно — смотри пункт 1.
  5. Неумение распоряжаться временем. Фраза «горят дедлайны», это, наверное, девиз почти всех фрилансеров. Также, как и «я не ленивый, я прокрастинирую».
  6. Проблемы юридического характера. О них мы остановимся подробнее ниже. Ну а в целом — это ведение деятельности либо в статусе самозанятого (плательщик налога на профессиональный доход), индивидуального предпринимателя, либо как обычного физлица (но и тут есть риски).

Неважно — фрилансер вы или заказчик. Сервис EasyStaff позволяет выгодно работать каждому участнику расчетов с минимумом документов и возможностью официально подтвердить расходы (или доход).

Фриланс с официальным статусом

Да, чтобы заниматься фрилансом, и не бояться, что в один момент вами заинтересуются правоохранители и налоговики, нужно соблюдать ряд условий.

Не обязательно становиться самозанятым или ИП. Можно заключить договор с заказчиком гражданско-правового характера, о выполнении работ либо об оказании услуг. Проблема будет в том, что налогоплательщиком по НДФЛ по этому договору будет исполнитель, но заказчик выступает налоговым агентом — удерживает и перечисляет налог в ФНС.

Да и когда заказчиков десятки, с каждым придется заключать договор, согласовывать его, подписывать, и пр. Хотя это же справедливо и для работы в статусе ИП или самозанятого. И заодно придется запрашивать акты выполненных работ и их тоже подписывать у заказчика.

Подводные камни у фрилансера-самозанятого

Самозанятый, он же плательщик НПД, с точки зрения регистрации проще всего. Скачивается приложение «Мой налог», пять минут — и вы уже самозанятый. С заказчиками можно, не обязательно заключать договоры, а вот бухгалтерию вести не придется. Заказчикам достаточно чека из приложения, для себя можете вести учет в Экселе. Но есть мнение, что акты все-таки заказчикам отправлять придется, их настойчиво требуют налоговики.

Еще одна проблема — у самозанятого есть потолок по обороту. А именно, не более 2,4 млн в год (то есть, примерно 200 тысяч в месяц). Нельзя перепродавать чью-то продукцию, только производить свою. Но зато для услуг или выполнения работ режим вполне подойдет.

Если уже есть статус ИП, то налоговый режим НПД применять можно, но нельзя сочетать ни с каким другим режимом.

Проблемы у фрилансера-ИП

У ИП, несмотря на упростившуюся процедуру регистрации, вплоть до мобильного приложения, все равно возможен отказ из-за банальной ошибки. А если идти способом «по-старинке», подавая в налоговую заявление на бумаге, можно вообще запутаться, как заполнять заявление, и что еще подавать.

Еще одна заметная проблема ИП, с учетом, что удалось разобраться в нюансах налогообложения и регистрации — взносы ИП будет платить вне зависимости от того, ведет он деятельность, или нет. А потому, в «мертвый сезон», если заказчиков совсем нет, простой ИП будет не выгоден.

Ну и бухгалтер ИП, даже находящемуся на УСН, все равно понадобится, особенно, если вы решите взять себе сотрудников в помощь.

Фрилансер — физлицо

С точки зрения работы — проще всего, никаких тебе регистрации, заморочек с налогами и прочего. С другой стороны, с обычными физиками не горят желанием работать заказчики — если все делать официально, то только взносов придется заплатить примерно треть от суммы вознаграждения, да еще и включить фрилансера в отчеты.

Если работать в черную, то нельзя принять затраты на услуги для налогообложения, да и бухгалтерия такие расходы списать не сможет, а если заказчик получил деньги на расчет с фрилансером подотчет, то они так и будут на нем «висеть».

Даже если расчеты будут проводиться через расчетный счет — заказчик ИП или организация сильно рискуют. Если выплата серая, то и банк и налоговая живо заинтересуются — что это за перечисление в адрес непонятного гражданина? А уж если перевод в другую страну, в валюте, то тут еще и валютный контроль подключится. Да и комиссии за перевод достаточно кусачие (тех же самозанятых банки выделяют в отдельную категорию и им переводить средства можно с пониженными комиссиями).

Фиксированная комиссия 10% для заказчика и бесплатная регистрация и работа в сервисе для фрилансера — сервис EasyStaff. Один договор при работе с любым количеством фрилансеров. Большой выбор способов получения денег, получение гонорара в течение одного дня после принятия работы.

ООО для фриланса: стоит или нет?

Вообще, когда консультанты советуют зарегистрировать ООО, любимый их довод такой: «ИП отвечает всем своим имуществом, а ООО только имуществом организации, учредителей это не касается». Хотя субсидиарная ответственность учредителей или директора ООО вполне возможна, и там они будут отвечать именно своим имуществом.

Вот только для ООО нужно вносить уставный капитал, минимум 10 тысяч. Нужно вести бухгалтерию, нужно найти помещение (юридический адрес, хотя можно регистрироваться по месту жительства учредителя или директора). Да и вариантов с налоговыми режимами у ООО меньше, поскольку патент и тем более НПД для этой формы ведения бизнеса не работают.

Процедура ликвидации у ООО, в отличие от ИП, дольше и сложнее. Ну а просто бросать, в надежде, что налоговики ее когда-нибудь принудительно из реестра исключат, тоже не стоит.

Вывод

Чтобы начать работать фрилансером, официальная регистрация и уплата налогов нужны. Уголовная ответственность по ст. 171 УК за незаконное предпринимательство у нас в стране применяется. Штраф до 300 тысяч это немало.

Но начать лучше со статуса самозанятого, благо, что разрешили его применять во всех регионах. И ставки по налогам немного меньше, и регистрация проще. Если же дело пойдет в гору, то стоит подумать и об ИП.

Бесплатно для фрилансера

Простая регистрация, работа сразу со всеми заказчиками в одном сервисе, быстрое получение денег

Подключитесь сейчас!

Оставьте заявку, наш менеджер свяжется с вами, ответит на вопросы и поможет зарегистрироваться:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

 

Комментарии

2
  • ВасилисаS

    Ещё банки неохотно дают ипотеку фрилансерам без официальной постоянной работы

  • Я как самозанятый фрилансер столкнулась с тем, что не везде со мной готовы работать поставщики. Т.е. я с точки зрения закона все еще физик и потому не все горят желанием мне что-то продать, потому что работают только с юрлицами или ИП, а оплату получают на счет, т.е. они работают без кассы. Во-вторых, заказчики тоже нервничают - как это акт только с подписью? А чо это за ссылка? А электронный чек и что мне с ним делать? Приходится объяснять что все норм, бухгалтерия у них примет эти документы. Разочаровывают и сервисы банков. У меня вот в сбере - я думала можно будет как-то автоматизировать отправку чеков - приходит оплата на определенную карту (специально выделена для этого) и банк отправляет в ответ чек в виде смс. В итоге вообще ничего не происходит, поэтому захожу в мой налог (это быстрее, чем ждать загрузку сберовского приложения и искать в каталоге нужный раздел, как его вывести на главный я тоже не смогла найти) и формирую чек там и отправляю тоже.