Хранение документов

Важный гайд по хранению документов

Каждый рабочий день наверняка приносит вам не только ценный опыт, прибыль (надеемся) и полезные деловые связи, но и новые акты, счета-фактуры, заявления на отпуск, накладные. Вроде каждый документ – это 1-2 листочка.
Важный гайд по хранению документов
Иллюстрация: СберКорус

Но день за днем все это собирается в огромные кипы бумаг, а вы как владелец бизнеса обязаны бережно хранить этих свидетелей всех деловых процессов.

Когда уже можно будет все выбросить? А вдруг налоговая запросит то, чего уже нет? Но где тогда взять столько стеллажей и комнат в офисе? Пора навести порядок в этом вопросе – в этом поможет наш гайд.

Зачем вообще нужно хранить все эти документы

Документальные доказательства, находящиеся под рукой, помогут избежать многих проблем.

Деловые архивы пригодятся, чтобы:

  • Не быть оштрафованным. Документы могут потребоваться не только во время проверок деятельности вашей компани. Например, если ФНС решит проверить, насколько честно ведет свой бизнес ваш поставщик, подрядчик или иной контрагент, она может запросить у вас документы по вашим сделкам для экспертизы. А если вы не сможете их оперативно предоставить, придется платить штраф.

  • Держать ответ перед инспекцией по труду. У ее сотрудников есть особые чек-листы, по которым они проверяют, действительно ли все работники на предприятии официально проведены. Если выяснится, что человек в штате есть, а трудового договора вы предоставить не можете, штраф будет до 50 000 рублей.

  • Отстаивать свои интересы в суде. Если, например, подрядчик сделал работу спустя рукава, а поставщик прислал некачественные материалы, и оба не желают возмещать расходы, вы можете с ними судиться – и здесь не обойтись без должных документов, подтверждающих оплаты и заключения сделок.

  • Выдать справки сотрудникам. Работникам могут понадобиться от вас документы, подтверждающие величину стажа, размер средней зарплаты и пр.

Что и сколько хранить

Документ документу рознь. У каждого будет свой срок хранения, для его определения используются:

Самое главное: срок хранения документации исчисляется с 1 января следующего года, после того как делопроизводство по ним было завершено. Так, если вы заключили договор с контрагентом 28 мая 2021 года, а закончили работу в 2022 году, срок длительного хранения будет отсчитываться с 1 января 2023-го.

Таблица 1. Сроки хранения разных видов документов.

Срок хранения

Вид документа

Налоговый и бухгалтерский учет

1 год

Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, уведомления о снятии с учета

5 лет

  • Первичные документы: договоры, акты, накладные, чеки, квитанции

  • Кассовые документы

  • Счета-фактуры

  • Налоговые декларации

  • Книга учета доходов и расходов

50 лет

Или 75 лет, если делопроизводство было закончено до 2003 года

Расчеты по страховым взносам

Постоянно

  • Устав, положения компании, протоколы собраний учредителей

  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность

  • Документы о ликвидации компании

Кадровые документы

1 год

Правила внутреннего трудового распорядка

3 года

Графики отпусков

5 лет

Табели, журналы учета рабочего времени

Авансовые отчеты

45 лет

Документы о несчастных случаях на производстве

50 лет

Или 75 лет, если делопроизводство было закончено до 2003 года

  • Документы по личному составу: трудовые договоры, личные карточки сотрудников

  • Личные дела сотрудников

  • Табели, журналы учета рабочего времени при вредных и опасных условиях труда

  • Невостребованные оригиналы личных документов сотрудников

Постоянно

Штатное расписание

До востребования

Оригиналы личных документов сотрудников: трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства

Как хранить документы правильно

Здесь все будет зависеть от статуса документа. Если он текущий (то есть делопроизводство по нему либо не закончено, либо закончено, но срок хранения документа < 10 лет), его можно хранить просто в сейфе или в другом подходящем месте в офисе. Главное – в целости, читабельности и конфиденциальности.

А вот если у документа срок хранения > 10 лет, его нужно передать в архив.

Начните с правильной подготовки:

  1. Расположить документы в хронологическом порядке, пронумеровать, прошить.

  2. Составить опись – с номерами, наименованиями и количеством страниц.

  3. Составить лист-заверитель – указать общее количество листов в деле и отметить, если есть нарушение физического состояния страниц (порваны, размыты, испачканы кофе).

Передать документы в архив можно двумя методами:

  • самостоятельно организовать помещение для архивного хранения с системой пожаротушения и сигнализацией, температурой 17–19°C, относительной влажностью воздуха 50–55%, закрытыми от света стеллажами;

  • заключить договор с организацией, которая занимается долговременным архивированием.

Что делать с электронными документами

Закон разрешает хранить их в цифре, подписав электронной подписью. Но если документы изначально были бумажными, не получится просто оцифровать их, а оригиналы пустить в макулатуру, не дождавшись срока окончания их действия: «аналоговый» носитель придется хранить все время, установленное законом.

Вот правила для архивирования электронных служебных документов:

  • хранить как минимум на двух разных носителях – например, на жестком диске и в облаке;

  • оснастить компанию ПО и техническими средствами, которые позволят прочитать или скопировать эти документы;

  • обеспечить конфиденциальность при хранении такой информации;

  • раз в пять лет проводить ревизию: если за это время обновился софт для просмотра документов, сделать апгрейд.

Совет: даже если львиная доля документов изначально была создана на бумаге, имеет смысл сделать электронные копии – будет удобнее искать и пересылать, а хаос превратится в порядок.

Ответственность и штрафы

Тут все четко и ясно – посмотрите Таблицу 2.

Нарушение

Штраф

Основание

Отсутствие документов бухучета

  • От 3 000 до 5 000 ₽ – для должностных лиц и ИП

  • От 5 000 до 10 000 ₽ – для компаний

ст. 15.11 КоАП

Грубое нарушение правил учета доходов и/или расходов и/или объектов налогообложения

  • 10 000 ₽ за один налоговый период

  • 30 000 ₽ – более одного налогового периода

ст. 120 НК

Непредоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

200 ₽ за каждый непредставленный документ

ст. 126 НК, п. 1

Непредставление документов в рамках встречной проверки контрагента

10 000 ₽ для ИП и юрлиц

ст. 126 НК, п. 2

Непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о контрагенте в рамках его встречной проверки

  • 5 000 ₽

  • 20 000 ₽ – за повторное нарушение в течение года

ст. 129.1 НК , п. 1

Нарушение правил хранения кадровых документов

  • От 1 000 до 5 000 ₽ – для ИП

  • От 30 000 до 50 000 ₽ – для юрлиц

ст. 5.27 КоАП, ч. 1

Совет: чтобы свести риск описанных выше штрафов к нулю, подключитесь к сервису электронного документооборота СФЕРА Курьер. Он позволит моментально создавать, подписывать, отправлять документы контрагентам и избежать санкций за проволочки, связанные с поиском либо восстановлением бумажных документов.

Чек-лист для самоконтроля

Вот еще несколько очень важных пунктов, по которым любому владельцу стоит проверить свои документальные дела:

  • Проверив свой внутренний банк документов по Таблице 1, утилизировать то, что явно просрочено. Для этого нужно сформировать комиссию из штатных сотрудников или обратиться к специализированному подрядчику. Главное – зафиксировать утилизацию документально.

  • Если вы поняли, что какие-то документы потерялись, попытаться восстановить их: запросить дубликаты у контрагентов, ведомств и государственных учреждений. Такие бумаги могут понадобиться налоговой. За каждый непредоставленный документ будет штраф от 200 рублей.

  • Если какие-то документы физически утрачены (затопило, украли, согрели), обеспечьте себе документальное подтверждение этого. Кражу подтвердит справка из полиции, возгорание – документ от МЧС, а подтопление – управляющая компания. Если этого не будет, вас могут заподозрить в умышленном сокрытии чего-то важного.

Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8KQZhc

Начать дискуссию

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
14
Обзоры для бухгалтера

Налоговики освободили рабов, обложение Питерского форума, отмена налога на чаевые в обзоре

Хотя налогового следа в покушении на Трампа обнаружить не удалось, новости о нем будут. Налоговый дайджест за 15.07.2024.

Директор в тюрьме — что делать бухгалтеру? Непридуманная история 👮‍♂️«Ночной бухгалтер» № 1724

Если директор попадает в СИЗО, а у бухгалтера нет возможности уволиться, как поступить? Упрощенцы, потерявшие право на УСН в 2024 году, получат шанс вернуться на нее в 2025. Долго говорите по телефону или получаете много смс-ок? Вам могут заблокировать платеж в банке.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Корпорация МСП и ЦБ будут обмениваться данными о микрофинансовых организациях

Представители малого и среднего бизнеса могут оценивать организации, которые предоставляют льготное финансирование. Сам же ЦБ получит статистику, чтобы управлять рисками МФО.

Валюта

Центробанк больше не будет публиковать статистику внебиржевого валютного рынка

Чтобы ограничить санкционное влияние, регулятор больше не будет информировать о торгах долларом, евро и юанем.

Госзакупки

Экспертиза цен на госзакупках помогла сэкономить больше 11 млрд рублей

Профильный департамент Москвы провел экспертизу начальных максимальных цен на госзакупках. Это позволило сэкономить свыше 11 млрд рублей.

Срок подачи льготных заявок в Роспатент увеличат в два раза

Теперь у патентообладателей будет не шесть, а 12 месяцев, чтобы запатентовать обнародованное изобретение.

НДС

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

29 мая 2024 был принят закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который несколько расширил перечень операций, облагаемых НДС в России. К ним были отнесены отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки.

Отдельные операции по продаже товаров ЕАЭС через электронные площадки облагаются НДС в связи с принятием закона № 100-ФЗ

❗️ Уже началось обучение в летней школе бухгалтера! Присоединяйтесь

Сегодня, 15 июля, последний день, когда вы еще можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Инвестиции

«БКС Мир инвестиций» запретил выводить тенге с брокерских счетов

Ограничения для инвесторов начали действовать с 15 июля. Они не смогут переводить средства с брокерских счетов на реквизиты внешних банков, в том числе и на счета БКС Банка.

НДФЛ

С водителя надо удержать НДФЛ за суточные свыше 700 рублей

Для сотрудников с разъездным характером работы установлен необлагаемый максимум для суточных. Это 700 рублей в день.

4
Социальный вычет

Как заполнить справку для соцвычета по НДФЛ на медуслуги

С 2024 года ввели новую форму справки о стоимости медицинских услуг, на основании которой можно оформить социальный налоговый вычет по НДФЛ. Но в порядке ее заполнения есть неясные моменты.

1
Отчетность

Полный перечень отчетов за второй квартал: что сдавать организациям на ОСНО во второй половине июле

Что организации на ОСНО должны сдать до конца июля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Авиабилеты подорожали на 9%

Сильнее всего стоимость авиаперелетов выросла в марте: тогда билеты подорожали на 22%.

Кредитование

НБКИ: молодежь стала чаще брать микрозаймы

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-мае 2024 года в структуре выданных микрозаймов увеличилась доля только тех заемщиков, возраст которых не достиг 30 лет.

За электропогрузчик тоже начислят транспортный налог

Налоговая база по транспортному налогу считается как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Интересные материалы

Счета-фактуры

В рознице не надо выставлять счета-фактуры

Розничным покупателям выдают кассовый чек с НДС, а не счет-фактуру.