Самозанятые

Как проверить самозанятого перед заключением договора

Если говорить в общем, то проверять самозанятых надо не только перед заключением договора, но и перед тем, как перечислять им оплату.
Как проверить самозанятого перед заключением договора
Иллюстрация: СберКорус

Если контрагент утратит статус плательщика налога на профессиональный доход (НПД), заказчику придётся самому уплачивать за него НДФЛ и страховые взносы, поскольку сотрудничество будет с обычным физическим лицом.

При этом «незнанием» прикрыться не получится: если ФНС проведёт проверку в отношении заказчика и выяснит, что тот обеспечил доход физлицу, а не самозанятому, то помимо НДФЛ и страховых взносов с него взыщут ещё пени и штрафы. 

Как проверить статус самозанятого

Заказчик может пойти двумя путями:

  1. Попросить самозанятого предоставить справку. Она формируется в приложении «Мой налог» самим плательщиком НПД. Документ подтверждает, что на конкретную дату гражданин является самозанятым. 

  2. Лично проверить самозанятого через сервис ФНС. Для этого потребуется знать только ИНН контрагента. Преимущество сервиса в том, что заказчик сможет моментально узнать, является ли гражданин плательщиком НПД на любую интересующую дату. 

Также обязательно проверьте, не был ли самозанятый вашим бывшим сотрудником. П. 8 ч. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ напрямую запрещает заключать гражданско-правовые договоры с плательщиками НПД, если они работали по трудовому договору на заказчика менее 2 лет назад. 

Что еще нужно проверить

Узнать только о наличии или отсутствии статуса самозанятого мало, если вы хотите выстроить долгосрочные и надежные отношения с контрагентом. Желательно выяснить, что представляет собой человек в целом:

  • нет ли у него долгов — их наличие может говорить о том, что самозанятый не исполнял обязательства перед другими компаниями, ИП или гражданами;

  • действительны ли его документы об образовании, если это имеет принципиальное значение — например, вы нанимаете юриста представлять свои интересы;

  • не занимается ли гражданин экстремистской деятельностью, не находится ли он в розыске;

  • не начата ли в отношении гражданина процедура банкротства. 

Как работать с самозанятыми правильно

Недавно мы писали подробную инструкцию по работе с самозанятыми для юридических лиц. Из статьи вы сможете узнать, как начать работу с плательщиками НПД, как правильно составить договор, как учитывать первичные документы при работе с ними.

Перечислим основные тезисы организации правильной работы с самозанятыми:

  • договор не должен быть похож на трудовой — не должно быть строго определённого рабочего дня, организованного места работы, прямого руководителя;

  • услуги должны оплачиваться за результат, а не за время работы, при этом суммы не должны совпадать, как, например, при начислении зарплаты. 

Для того чтобы подтвердить весь объем оказанных услуг или выполненных работ, рекомендуется оформлять не только договоры, но и акты. Их нужно запрашивать вместе с чеками из приложения «Мой налог», чтобы в будущем учесть эти расходы для уменьшения налоговой базы. 

В случае, если вы сотрудничаете со многими самозанятыми, вдобавок, из разных регионов РФ, удобно, чтобы все документы были под рукой в электронном виде. В этом вам поможет сервис «Подписант». С ним можно бесплатно выпустить ЭП самозанятым, создавать документы в сторонних программах и загружать их в систему. На подписание документов уходит всего 30 секунд. При необходимости все подтверждающие выполнение работ документы можно выгрузить и предоставить сотрудникам налоговых органов, тем самым избежав подозрений в подмене трудовых отношений или необоснованном занижении налоговой базы. 

Узнайте больше о сервисе для удобной и безопасной работы с самозанятыми по ссылке

Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8KC5qt

Начать дискуссию