Если контрагент утратит статус плательщика налога на профессиональный доход (НПД), заказчику придётся самому уплачивать за него НДФЛ и страховые взносы, поскольку сотрудничество будет с обычным физическим лицом.
При этом «незнанием» прикрыться не получится: если ФНС проведёт проверку в отношении заказчика и выяснит, что тот обеспечил доход физлицу, а не самозанятому, то помимо НДФЛ и страховых взносов с него взыщут ещё пени и штрафы.
Как проверить статус самозанятого
Заказчик может пойти двумя путями:
Попросить самозанятого предоставить справку. Она формируется в приложении «Мой налог» самим плательщиком НПД. Документ подтверждает, что на конкретную дату гражданин является самозанятым.
Лично проверить самозанятого через сервис ФНС. Для этого потребуется знать только ИНН контрагента. Преимущество сервиса в том, что заказчик сможет моментально узнать, является ли гражданин плательщиком НПД на любую интересующую дату.
Также обязательно проверьте, не был ли самозанятый вашим бывшим сотрудником. П. 8 ч. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ напрямую запрещает заключать гражданско-правовые договоры с плательщиками НПД, если они работали по трудовому договору на заказчика менее 2 лет назад.
Что еще нужно проверить
Узнать только о наличии или отсутствии статуса самозанятого мало, если вы хотите выстроить долгосрочные и надежные отношения с контрагентом. Желательно выяснить, что представляет собой человек в целом:
нет ли у него долгов — их наличие может говорить о том, что самозанятый не исполнял обязательства перед другими компаниями, ИП или гражданами;
действительны ли его документы об образовании, если это имеет принципиальное значение — например, вы нанимаете юриста представлять свои интересы;
не занимается ли гражданин экстремистской деятельностью, не находится ли он в розыске;
не начата ли в отношении гражданина процедура банкротства.
Как работать с самозанятыми правильно
Недавно мы писали подробную инструкцию по работе с самозанятыми для юридических лиц. Из статьи вы сможете узнать, как начать работу с плательщиками НПД, как правильно составить договор, как учитывать первичные документы при работе с ними.
Перечислим основные тезисы организации правильной работы с самозанятыми:
договор не должен быть похож на трудовой — не должно быть строго определённого рабочего дня, организованного места работы, прямого руководителя;
услуги должны оплачиваться за результат, а не за время работы, при этом суммы не должны совпадать, как, например, при начислении зарплаты.
Для того чтобы подтвердить весь объем оказанных услуг или выполненных работ, рекомендуется оформлять не только договоры, но и акты. Их нужно запрашивать вместе с чеками из приложения «Мой налог», чтобы в будущем учесть эти расходы для уменьшения налоговой базы.
В случае, если вы сотрудничаете со многими самозанятыми, вдобавок, из разных регионов РФ, удобно, чтобы все документы были под рукой в электронном виде. В этом вам поможет сервис «Подписант». С ним можно бесплатно выпустить ЭП самозанятым, создавать документы в сторонних программах и загружать их в систему. На подписание документов уходит всего 30 секунд. При необходимости все подтверждающие выполнение работ документы можно выгрузить и предоставить сотрудникам налоговых органов, тем самым избежав подозрений в подмене трудовых отношений или необоснованном занижении налоговой базы.
Узнайте больше о сервисе для удобной и безопасной работы с самозанятыми по ссылке.
Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8KC5qt
Начать дискуссию