Риск № 1. Блокировка расчётного счёта
Банк может приостановить расходные операции по счёту как по собственной инициативе, так и по запросу налоговой службы.
Блокировка может быть:
Частичной. Отменяется возможность снимать наличные, в некоторых случаях — закрывается доступ к интернет-банку.
Полной. Нет возможности переводить оплату контрагентам, снимать наличные, открывать новые банковские счета. При этом остаются доступными переводы средств в счёт уплаты налогов, страховых взносов, штрафов, алиментов, заработной платы и иных обязательных платежей.
Почему счёт блокирует банк
Это может случиться из-за строгого соблюдения банками закона № 115-ФЗ об отмывании денег и финансировании терроризма.
При работе с самозанятыми банк настораживают:
Частые и массовые переводы физическим лицам. Самозанятый получает оплату на личный банковский счёт, а если таких переводов организация или ИП делает много, то банк может отнести это к подозрительным операциям.
Сомнительные операции, например, на сумму от 600 тысяч рублей. Все сомнительные операции перечислены в ст. 6 115-ФЗ.
Почему налоговая может потребовать блокировку счёта
Как правило, ФНС это делает на основании ст. 76 НК, когда организация или ИП не платит налоги, не отвечает на требования или не сдаёт отчётность вовремя.
Например, самозанятый потерял статус налогоплательщика НПД, налоговая посчитала, что предприниматель платил физическому лицу по договору ГПХ, начислила НДФЛ, страховые взносы и выставила штраф. Предприниматель не предпринял никаких действий и не заплатил налоги. На основании этого налоговая может потребовать блокировку расчётного счёта.
Что делать, чтобы не заблокировали счёт
Подробно расписывать назначение платежа, например: «Оплата по договору оказания услуг № 1 от 25.06.2023 за технический аудит сайта (исполнитель — плательщик НПД)». По запросу банка своевременно предоставлять подтверждающие документы — договор с самозанятым, акт выполненных работ или оказанных услуг.
Проверять статус самозанятого перед заключением договора, перед подписанием акта выполненных работ или оказанных услуг и перед оплатой.
Своевременно отвечать на требования ФНС о предоставлении пояснений по работе с самозанятыми.
Если произошло так, что не проверили статус самозанятого перед оплатой, а он действительно его лишился, оплатить доначисленный НДФЛ, страховые взносы и штрафы.
Счёт всё-таки заблокировали. Что делать?
Если блокировка произошла по инициативе банка, как правило, достаточно представить доказательства, что сомнительные или подозрительные операции — это оплата работ или услуг самозанятого на его личный банковский счёт. Следует предоставить договор, акт, чеки из приложения «Мой налог».
Если счёт заблокировали по запросу ФНС, необходимо выполнить требования ФНС или направить пояснения, чтобы налоговая аннулировала требования. В этом случае также понадобятся договор с самозанятым, акт выполненных работ, чек об оплате.
Риск № 2. Штрафы, доначисления НДФЛ и страховых взносов
Выявив подмену трудовых отношений договорами с самозанятыми, ФНС может доначислить НДФЛ и страховые взносы, как будто предприниматель работал с физическим лицом и выставить штрафы:
для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей;
для предпринимателей — от 5 до 10 тысяч рублей;
для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
ФНС считает, что компании могут злоупотреблять сотрудничеством с самозанятыми, поскольку это выгодно, так как не нужно платить НДФЛ по ставке 13 %. Поэтому контроль в этой сфере достаточно строгий.
Если налоговая заподозрит подмену трудовых отношений, она может потребовать пояснения.
Что насторожит ФНС
В письме ФНС № ЕА-4-15/4674 от 15.04.2022 указаны все признаки подмены трудовых отношений. Важно, чтобы этих признаков не было в договоре с самозанятым. Особенно ФНС обратит внимание, если в договоре будут прописаны:
конкретная трудовая функция, а не выполнение разового задания;
ежемесячная сумма оплаты труда;
вознаграждение за фактически отработанные дни;
необходимость подчинения работника внутреннему трудовому распорядку, дисциплинарная ответственность за неисполнение требований;
работа на территории работодателя с использованием предоставленных им средств и инструментов;
материальная ответственность исполнителя.
ФНС выставила требование о предоставлении пояснений по сделке с самозанятым. Как ответить?
Налоговая может направить требование разными способами:
Если требование поступило по ТКС, необходимо отправить квитанцию о приёме в течение 6 дней. При отсутствии ответа через 10 дней могут заблокировать счёт. После отправки квитанции в течение 5 дней необходимо предоставить пояснения и в течение 10 дней — запрашиваемые документы.
Требование на бумаге (по почте) считается полученным на шестой день с даты отправки. Сроки ответа такие же: 5 дней — пояснения, 10 дней — документы.
Если пригласили в налоговую для получения требования, в нём нужно расписаться и представить информацию или документы в указанные выше сроки.
Пояснения предоставляются в свободной форме, при необходимости подкрепляются документами, доказывающими сотрудничество с самозанятым (договор, акты, чек).
Главное — убедить, что самозанятый не заменяет сотрудника компании и в работе с ним нет признаков трудовых отношений.
Как видно, документооборот с самозанятыми играет важную роль. Договоры и акты позволяют дать необходимые пояснения налоговой и банку, соответственно, минимизировать риски. Проще всего — организовать электронный документооборот с самозанятыми. Сервис «Подписант» позволяет быстро отправлять и подписывать электронные документы с физическими лицами и самозанятыми, хранить все документы в одном месте и мгновенно получать к ним доступ.
Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8K5mCH
Начать дискуссию