Выбор партнера для сотрудничества является основополагающим в вопросах развития компании и ее стабильности. Также взаимодействие только с проверенными контрагентами, которые имеют сугубо положительный имидж на рынке, исключит финансовые и налоговые риски для вашего бизнеса.
Чтобы у вас всегда были только надежные партнеры, при заключении любых договор и на старте сотрудничества с новыми контрагентами необходимо проявлять должную осмотрительность. Что это такое и в чем заключается?
Понятие должной осмотрительности
В законодательстве данное определение отсутствует. Термин был введен в практику постановлением Пленума ВАС от 12.10.2006 г. №53.
Должная осмотрительность подразумевает, что налогоплательщик использовал все имеющиеся и доступные ему ресурсы и инструментарий для проверки и получения данных о благонадежности потенциального партнера.
Зачем вообще потребовалось введение этой терминологии?
Должная осмотрительность была введена в практику по причине того, что некоторые организации сознательно стремятся незаконными методами сэкономить на налогах и привлекают в эти серые схемы своих контрагентов. Компания, которая честно и прозрачно ведет свою деятельность, может пострадать от связи с недобросовестным контрагентом: налоговый орган в праве отменить различные виды льгот, выдать отказ в вычетах и осуществить доначисление налоговых платежей.
Налоговые службы отслеживают и борются не только с мошенниками и реализуемыми ими незаконными методами ведения предпринимательской деятельности. Пострадать может и та компания, которая по ошибке/незнанию/невнимательности заключила сделку с мошенником или недобросовестным партнером.
В данном случае налоговая предполагает, что контрагенты фирм-однодневок — это компании, сознательно стремящиеся экономить на налогах незаконными способами.
В связи с этим, фискальные органы считают, что проявление должной осмотрительности при выборе партнера по бизнесу — это не какая-то дополнительная опция, а прямая обязанность бизнеса. И это не только позиция налоговой — такого же мнения придерживаются суды. Более того, указанное выше Постановление ВАС содержит следующую формулировку:
«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности».
Что это фактически означает для всего бизнеса? Даже если компания не знала о том, что заключает сделку с мошенником, данное обстоятельство не окажет влияния на решение суда. Ведь незнание не освобождает от ответственности.
Ярким примером может служить дело № А32-2566/2016. Компания не проявила должную осмотрительность, что привело к доначислению 44 млн. руб. налогов и 20 млн. руб. пеней и штрафов. Суд поддержал позицию налоговой и постановил, что организация сама не проявила должную осмотрительность, что привело к заключению договора с фирмой-однодневкой.
Обезопасьте себе уже сейчас - закажите отчет о благонадежности ваших контрагентов для внутренних целей и при налоговых проверках.
Признаки проявления должной осмотрительности
Министерство финансов определило, что в целях проявления должной осмотрительности налогоплательщик правомочен самостоятельно установить, какими методами он будет определять недобросовестных партнеров и в дальнейшем на основе полученной информации принимать решение о целесообразности сотрудничества с ними (письмо от 23.12.2016 № 03‑01‑10/77642).
Тем времен ФНС издала несколько писем, в которых определила, какие именно признаки организации могут насторожить ее потенциальных контрагентов. Среди них:
Отсутствие данных о регистрации в реестре юрлиц или ИП.
Отсутствие сведений об офисе компании, ее складов и производственных помещений.
Юр.адрес относится к адресу массовой регистрации.
У компании нет сайта.
Коды ОКВЭД не совпадают с тем, чем занимается организация.
Плохая судебная история.
Среди руководителей контрагента значатся дисквалифицированные лица.
О потенциальном партнере есть негативные публикации в СМИ.
Директор контрагента руководит большим количеством юрлиц и тд.
Вам не обязательно отслеживать все признаки для того, чтобы понять, что контрагент неблагонадежен. Но безусловно чем больше «сдерживающих» факторов, тем внимательнее необходимо принимать решение о сотрудничестве.
Где можно получить информацию о контрагенте
Сделать это вы можете самостоятельно. Для этого придется потратить много времени — чтобы «прошерстить» целый ряд источников и переработать значительные объемы информации. Получить полезные сведения можно:
На сайте ФНС.
В реестре сведений о банкротстве.
В картотеке арбитражных дел.
В реестре недобросовестных поставщиков.
На портале федеральной службы судебных приставов.
В государственных реестрах лицензий.
Если у вас на регулярной основе появляются новые партнеры — такой метод точно не подойдет. Вы будете тратить бесконечное количество часов на проверку.
Работа в направлении проявления должной осмотрительности при выборе контрагента довольно трудозатратна и требует навыков хорошего детектива. Для поиска информации нужна въедливость, усидчивость и невероятное количество времени.
Оптимизировать этот емкий этап работы в вопросе проявления должной осмотрительности призвана наша услуга «Документы о проявлении должной осмотрительности», которая включает в себя:
Регламент проверки контрагентов.
Инструкция проявления должной осмотрительности при налогообложении и спорах с ФНС России.
Отчет о должной осмотрительности: собираем доказательства благонадежности контрагента в одном документе от компании «Консалтинг Онлайн».
Отчет о деятельности формируется не только путем применения системы аналитики, но и посредством специалистов аналитического, финансового и юридического отделов, а также с привлечением службы безопасности исполнителя.
Какие сведения мы проверяем?
Документ пригодится не только для внутренних целей компании, но и при налоговой проверке — если инспекторы будут выяснять, кто и как в организации выбирает контрагентов и заключает договоры с ними.
Оставляйте заявку на сайте, чтобы получить отчет о деятельности контрагента!
Реклама: АО «КОНСАЛТИНГ ОНЛАЙН», ИНН: 2310203967, erid: LjN8K8M7R
Начать дискуссию