Ликвидация бизнеса

Ликвидация АО 2024: как правильно ликвидировать акционерное общество без лишних затрат

Рассказываем, какие шаги предпринять для ликвидации АО в 2024 году, какие обязательные документы предоставить и где размещать необходимые сведения о ликвидации акционерного общества.
Ликвидация АО 2024: как правильно ликвидировать акционерное общество без лишних затрат
Иллюстрация: Raphael Koh/unsplash

О принятии решения ликвидировать АО и подготовке уведомления об этом

Компетентным органом для принятия решения о добровольной ликвидации акционерного общества является общее собрание акционеров, причем сам вопрос включается только по инициативе совета директоров (наблюдательного совета).

Помимо вопроса о ликвидации в повестку дня включаются пункты о порядке и сроках самой процедуры закрытия общества, а также определяется состав ликвидационной комиссии или назначается ликвидатор.

Акционеры вправе самостоятельно определить руководящий состав при ликвидации: один ликвидатор или ликвидационная комиссия во главе с председателем. Однако, если акционером является государство или мун.образование, то назначается только ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 21 закона об АО).

Решение о ликвидации считается принятым, если за него проголосовало 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 закона об АО).

Привилегированные акции — голосующие только по вопросу ликвидации АО, но не по вопросам об определении порядка и сроков ликвидации.

Если в обществе один акционер, то он принимает решение о ликвидации единолично и оформляет такое решение письменно (п. 3 ст. 47 закона об АО).

Решение также должно содержать информацию о порядке, сроках закрытия и кандидатуре ликвидатора.

Сам факт принятия решения о ликвидации и подписание общим собранием или единственным акционером еще не говорит о его действительности, поскольку документ подлежит обязательному заверению нотариусом или регистратором.

Для ПАО право заверения есть только у регистратора.

После принятия решения о ликвидации АО не стоит медлить с подготовкой уведомления по форме № Р15016 для регистрирующего органа, потому что на это предусмотрено ровно три рабочих дня.

Форма установлена приказом ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Для ее заполнения воспользуйтесь бесплатной программой подготовки документов для государственной регистрации (ППДГР) предоставленной на официальном сайте ФНС.

Узнать регистрирующий орган можно с помощью бесплатной выписки из ЕГРЮЛ. Для ее скачивания следует перейти на официальный сайт ФНС и воспользоваться сервисом «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде». После скачивания в разделе «Сведения о регистрирующем органе по месту нахождения юридического лица» будет интересующая информация.

Заявление № Р15016 удостоверяется подписью ликвидатора либо руководителя ликвидационной комиссии, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

К сожалению, при вступлении в процедуру ликвидации воспользоваться ЭЦП директора нельзя из-за того, что полномочия директора прекращаются с момента назначения кандидатуры ликвидатора (ликвидационной комиссии). Уполномоченным лицом подписывать заявление № Р15106 будет являться только ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии). При этом выпустить ЭЦП на ликвидатора тоже не получится, пока официально в ЕГРЮЛ не обновятся сведения о нахождении общества в ликвидации.

Обобщая вышенаписанное, на первом этапе в регистрирующий налоговый орган в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации подаются решение/протокол и форма заявления № Р15016.

О способах подачи документов в регистрирующий орган

На всех этапах ликвидации для подачи документов доступны следующие способы:

  1. предоставление документов лично в регистрирующий орган;

  2. через нотариуса, который заверяет документы своей ЭЦП и направляет в регистрирующий орган;

  3. через МФЦ;

  4. почтой России с описью вложения и объявленной ценностью.

После вступления в процедуру ликвидации и выпуска ЭЦП на ликвидатора становятся доступны также следующие способы подачи:

  1. Через сервис ФНС «Подача документов в электронном виде на государственную регистрацию» или другой сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».

  2. Через портал Госуслуги.

Процесс ликвидации – это всегда долго и требует много внимания. Если вы хотите доверить процедуру профессионалам, переходите на наш сайт и оставляйте заявку!

Об обязательных публикациях в процедуре ликвидации

Таких публикаций ровно две — в онлайн-реестре Федресурс (ЕФРСФДЮЛ) и журнале «Вестник государственной регистрации» («Вестник»).

Каждое сообщение публикуется в определенном законом порядке:

Сами уведомления должны обязательно содержать сведения:

  • о принятом решении о ликвидации юридического лица;

  • о ликвидационной комиссии (ликвидаторе);

  • описание порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, при необходимости иные сведения.

Срок для предъявления требований должен составлять не менее двух месяцев.

Обращаем внимание, что неисполнение юридическим лицом, находящимся в процессе ликвидации обязанности уведомить об этом кредиторов, является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с пп. «т» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ, а также для привлечения к административной ответственности путем предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в соответствии с п. 6 ст. 14.25 КоАП.

Дорожная карта по ликвидации АО

Заполните форму, вышлем дорожную карту на ваш e-mail бесплатно:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

О действиях, которые рекомендуется совершить до подачи ликвидационных балансов

Обновленный статус АО, а именно нахождение общества в процедуре ликвидации означает, что теперь можно получить электронную подпись на ликвидатора. Для чего нужна такая подпись, возможно, поинтересуетесь вы.

Затем, что это позволит сократить нотариальные расходы и подавать документы по промежуточному и окончательному ликвидационному балансу в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС или вспомогательный сервис ФНС «Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде».

До подачи балансов стоит удостовериться в отсутствии долгов перед контрольными органами. Для этого проведите сверку с налоговым органом и запросите справку в СФР. Непроясненная ситуация с задолженностью может повлечь отказы в регистрации ликвидации, тем самым увеличить длительность процесса закрытия общества.

Не забывайте про взаимодействие с контролирующими ведомствами в отношении отчетности, поскольку до полной ликвидации акционерное общество считается действующим и в обычном порядке подаются: декларации по налогам, отчетность по доходам сотрудников и их страховым взносам и т.п.

Если общество имеет работников, то они уведомляются о планируемых изменениях. Подготовить документы об увольнении в связи с ликвидацией, а также уведомление об этом требуется не менее чем за 2 месяца до даты увольнения или предполагаемой даты ликвидации.

О составлении, утверждении и подаче балансов

Процедура ликвидации сопровождается составлением двух ликвидационных балансов о промежуточных и окончательных результатах.

Сами балансы должны содержать информацию о составе имущества ликвидируемой АО, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах рассмотрения таких требований, а также перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда (п. 2 ст. 63 ГК).

Приступить к подготовке документов можно не раньше истечения двухмесячного срока с момента публикации сообщения в журнале «Вестник».

Первым делом формируется промежуточный ликвидационный баланс и утверждается протоколом общего собрания акционеров или решением ед. акционера.

За утверждение должно проголосовать большинство в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 2 ст. 63 ГК, п. 4 ст. 49 закона об АО).

Не забывайте про удостоверение принятого решения общим собранием акционеров — нотариусом или регистратором.

Если на промежуточном этапе выяснится превышение кредиторской задолженности над фактическими активами организации, значит имеются признаки банкротства и немедленно подается заявление о признании общества несостоятельным.

Если денежных средств и иного имущества достаточно, то после утверждения промежуточного баланса об этом уведомляется регистрирующий налоговый орган по форме № Р15016, с причиной предоставления — составление промежуточного баланса.

Форма может быть подписана ликвидатором как собственноручно с последующим нотариальным засвидетельствованием, так и электронной подписью, если планируется электронная подача документов.

Любопытный факт, что для регистрирующего налогового органа на этапе формирования промежуточного баланса достаточно лишь направления уведомления по форме № Р15016 о его составлении, но сам баланс и документ, которым он утвержден, к предоставлению необязательны.

Рекомендуем все же прикладывать промежуточный баланс и протокол (решение) об его утверждении.

Способы подачи документов в регистрирующий орган аналогичны, как и на первом этапе — при вступлении в процедуру ликвидации (плюсом становится доступным электронный способ подачи при получении ЭЦП на ликвидатора).

Окончательный ликвидационный баланс составляется по завершению расчетов с кредиторами и распределения оставшегося имущества между кредиторами.

В целом практика допускает подачу промежуточного и окончательного ликвидационного баланса в один день, в том числе их утверждение одним протоколом (решением), но при условии нулевой задолженности и подачи двумя разными комплектами. Однако, рекомендуем подавать балансы все же поэтапно: сначала промежуточный баланс и после его принятия — окончательный.

Окончательный баланс также утверждается на общем собрании акционеров или решением ед. акционера (число голосов ЗА аналогично, как и при утверждении промежуточного баланса).

Не забывайте про удостоверение принятого решения общим собранием акционеров — нотариусом или регистратором.

По той же форме № Р15016 уведомляется регистрирующий органа, но теперь с обязательным приложением окончательного ликвидационного баланса и протоколом (решением) об его утверждении.

Форма может быть подписана ликвидатором как собственноручно с последующим нотариальным засвидетельствованием, так и электронной подписью, если планируется электронная подача документов.

При подаче дополнительно можно приложить документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган СФР.

Если документы подаются электронным способом, то платить госпошлину в размере 800 руб. не нужно, но при иных способах, а именно почтовым отправлением, личным обращением в орган, к документам приложите квитанцию об уплате.

С 01.01.2019 при подаче документов через МФЦ, нотариуса или с использованием ЭЦП ликвидатора госпошлина не оплачивается.

Рекомендуем после полного расчета с кредиторами и сдачи окончательного баланса, но до внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании закрыть расчетный счет.

По результатам рассмотрения документов по окончательному ликвидационному балансу, регистрирующий орган принимает одно из двух решений: ликвидировать или отказать в гос.регистрации ликвидации АО.

Только при правильном соблюдении порядка ликвидации акционерного общества поступит положительное решение в виде направления Листа записи ЕГРЮЛ с отметкой о ликвидации общества, а также уведомления о снятии с учета организации в налоговом органе.

С момента получения указанных документов ликвидация АО считается завершенной.

По закрытии документы общества, которые включены в состав Архивного фонда, касаются работников организации, или срок их хранения не истек, передаются в гос.архив. Иные документы остаются на хранении у ликвидатора.

Чтобы узнать подробнее о процедуре ликвидации или разобрать ваш кейс, оставляйте заявку на бесплатную консультацию с экспертом! Для этого переходите на наш сайт и жмите на кнопку «бесплатная консультация».

Ликвидация АО

Сэкономьте 20 000 рублей на уведомлении кредиторов через Федресурс и Вестник госрегистрации

Реклама: АО «КОНСАЛТИНГ ОНЛАЙН», ИНН: 2310203967, erid: LjN8KTZzG

🌟 Освойте новые навыки для карьерного роста!

🔥 Главный бухгалтер на УСН – Освоите бухгалтерский и налоговый учет по новым правилам УСН Цена: 7 900 ₽

🔥 Бухгалтер с нуля – Станете бухгалтером-универсалом и получите диплом проф. переподготовки Цена: 9 900 ₽

🔥 Управленческий учет и финансы в 1С: УНФ – Автоматизируйте управленческий учет с 1С: УНФ. Цена: 6 900 ₽

🚀 Начните обучение и получите полезные материалы!

Посмотреть каталог

Начать дискуссию


АУСН

Автоматизированная упрощенка с 2025 года: что изменится

Рассказываем, к чему готовится компаниям и ИП на АУСН с 1 января 2025 года. Отметим ключевые изменения и правки, внесенные в законодательство уже в 2024 году. К каждому изменению мы подготовили рекомендации, чтобы было проще адаптировать учет и контроль в минимальные сроки.

Автоматизированная упрощенка с 2025 года: что изменится
Инвестиции

Топ-10 очень надёжных облигаций с высокой доходностью на 2025 год от РБК Инвестиций

Мальчик: покупает надёжные облигации. Мужчина: покупает очень надёжные. Эксперты из РБК Инвестиций выбрали как раз такие и сделали подборку из десяти корпоративных облигаций надёжных эмитентов с доходностью выше 20% годовых. Посмотрим, что получилось.

Топ-10 очень надёжных облигаций с высокой доходностью на 2025 год от РБК Инвестиций

Какие субсидии смогут оформить начинающие предприниматели

В России предусмотрены государственные субсидии — безвозмездная денежная помощь субъектам малого и среднего бизнеса. Субсидии бывают федеральными и региональными. Такую финансовую поддержку может получить самозанятый, индивидуальный предприниматель, основатель ООО или фермерского хозяйства.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

❗️Шпаргалка для бухгалтера: новые формы и даты сдачи отчетности за IV квартал 2024 года

Праздники праздниками, а отчетность никто не отменял. Чтобы вы не бегали в стрессе весь январь — то изменения, то отчеты горят. Мы собрали все необходимое в одной подборке. Сохраняйте, чтобы не потерять.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Инвентаризация перед годовой отчетностью: как провести, новый ФСБУ 28/2023

За 2024 год предприниматели могут провести инвентаризацию согласно новому ФСБУ 28/2023. Рассказываем, какие нюансы стоит учесть, и как использовать новый стандарт бухучета.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1

1С:Управление торговлей можно использовать не только для товарного учета

Многие фирмы и предприниматели используют 1С «Управление торговлей» для ведения складского учета и продаж. А ведь эта программа может стать полноценным инструментом управленческого учета при правильном ведении.

1С:Управление торговлей можно использовать не только для товарного учета
Ольга

Восстановление резервовпо годовым премиям

Здравствуйте. Сотрудник уволился до окончания года. Ему положена была годовая премия. Как в программе 1с сделать восстановление резерва по годовой премии?

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Бухгалтерии дают данные для начисления премии, она её начисляет за счет резерва. Если резерва не хватает, то начисления делаются как обычно...

Читать полностью
Регистрация ООО

Как открыть ООО в 2025 году: пошаговая инструкция

Одна из самых популярных форм ведения бизнеса — ООО. Предпринимателей привлекает небольшой размер уставного капитала, простота регистрации и возможность привлечения других участников. Разберем, как открыть ООО в 2025 году и что для этого нужно сделать. Отметим, что глобальных изменений по сравнению с 2024 годом в процедуре регистрации не произошло.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
УСН

Смена объекта налогообложения на УСН после регистрации ООО или ИП

В момент подачи документов на госрегистрацию ООО было подано заявление о переходе на УСН «Доходы». Можно ли в течении 30 дней с момента госрегистрации перейти на УСН «Доходы-расходы»?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Самозанятые

Подготовка к камеральной проверке при работе с самозанятыми 

Камеральная проверка — это проверка бизнеса на соблюдение налоговых законов на основании документов, которые отправляет сам предприниматель. Она начинается после того, как налогоплательщик предоставит декларацию или расчет, и проводится в течение трех месяцев с момента подачи документов. 

Подготовка к камеральной проверке при работе с самозанятыми 
Первичные документы

Как работать с электронными путевыми листами в 2025: правила и нюансы

Минтранс стремится к цифровизации транспортного сектора — она повысит прозрачность и безопасность сферы. С 2023 года бизнес может заменять бумажные путевые листы электронными. Планируется, что в будущем электронный формат станет обязательным. Разбираем, как правильно составлять ЭПЛ и в чем их преимущества.

Как работать с электронными путевыми листами в 2025: правила и нюансы
НДС

Можно ли принять к вычету НДС по организации питания

Право на вычет входного НДС может возникнуть только в том случае, если стоимость питания, которое передаются работникам, включается в налоговую базу по НДС. Об остальных нюансах рассказали в статье.

Можно ли принять к вычету НДС по организации питания
Интернет и IT

Как получать больше полезной информации? Заглянуть в соцсети «Клерка»

Бизнес активно развивает и прокачивает свои соцсети. «Клерк» не исключение, у нас есть каналы в Telegram, VK, «Одноклассниках», «Дзен», YouTube. Составили для вас шпаргалку обо всех наших аккаунтах в топовых соцсетях. Расскажем о каждом. Вступайте в большую и дружную семью!

Как получать больше полезной информации? Заглянуть в соцсети «Клерка»
19
Обучение для бухгалтеров

Пять вопросов к экспертам по налогу на прибыль

Налоговая реформа-2025 внесет ряд изменений в работу с налогом на прибыль — ставка вырастет на 5%, изменится фиксированный налог с прибыли КИК, с 1,5 до 2 увеличится коэффициент, который можно использовать при формировании первоначальной стоимости амортизируемых ОС и НМА в налоговом учете. Сделали подборку частых вопросов с ответами экспертов.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру
Обзоры для бухгалтера

18 лучших курсов по педагогическому дизайну

Онлайн-курс — система, где на обучение персонала работает все: последовательность тем, длина уроков, содержание иллюстраций, даже контраст текста и фона. Чтобы сделать хорошую образовательную программу, ее должен создавать специалист — педагогический дизайнер.

18 лучших курсов по педагогическому дизайну
Зарплата

Когда платить зарплату и НДФЛ за декабрь 2024 года: таблица

По зарплате декабря у бухгалтеров ежегодно возникают вопросы, так как после последнего рабочего дня года наступает длинная череда праздников, которая продлится 11 дней подряд.

drazenzigic/freepik
18
УСН

Лимиты для УСН на 2025 год выросли

В 2025 году упрощенку ожидает множество изменений в рамках налоговой реформы. Обновятся и предельные лимиты, которые позволяют ИП и организациям переходить на УСН и работать на этом спецрежиме. Расскажем, какими они станут в следующем году. Все актуальные лимиты по УСН представим в удобной таблице с обновленными суммами.

Лимиты для УСН на 2025 год выросли
Отчетность

Отчетность за 4 квартал 2024 года: что и когда сдаем

Собрали для вас полезную информацию в таблице, сохраняйте, чтобы ничего не забыть.

Создано с помощью ИИ OpenAI © Борис Мальцев, Клерк
7

Толлинг. Как выстроить отношения с партнерами и избежать обвинений в дроблении

Толлинг, или переработка давальческого сырья — востребованная система работы, при которой одна сторона передает сырье или полуфабрикаты на переработку и получает готовую продукцию. Форма работы выгодная и удобная — при условии, что не маскирует налоговую схему (дробление).

Толлинг. Как выстроить отношения с партнерами и избежать обвинений в дроблении

Как в 1С:ЗУП отразить перевод сотрудников в связи со сменой формы собственности

Если организация сменила форму собственности, то сотрудников необходимо перевести в организацию-правопреемника. Рассказываем, как правильно отразить такой перевод в 1С:ЗУП.

Как в 1С:ЗУП отразить перевод сотрудников в связи со сменой формы собственности

Интересные материалы

Обучение для бухгалтеров

Кто получит освобождение от НДС на УСН даже с доходом свыше 60 млн руб.

Если доход за 2024 год превысит 60 млн рублей, компания на УСН станет плательщиком НДС с 2025 года. Но платить НДС не придется, если оказывать услуги, освобождаемые от НДС по статье 149 НК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру