Налоговые изменения 2022

«Да» или «нет» электронной трудовой книжке?

Всем будет больно?
«Да» или «нет» электронной трудовой книжке?

Пока мы готовили для вас заметки о трудоустройстве, все СМИ облетели новости об электронных трудовых книжках. Переход на них еще в перспективе, но уже очень реальной. Впрочем, переходить или не переходить – вопрос выбора. Рассказываем про основные «за» и «против», чтобы выбирать было легче. 

По плану Минтруда переход на электронные трудовые будет проходить в качестве эксперимента в течение 3 лет (с 1 января 2020 по 31 декабря 2022 гг.). Поэтому в нем можно не участвовать - если до конца 2020 года вы подадите заявление работодателю о том, что хотите сохранить бумажную трудовую книжку. Для всех, кто заявление не подаст, сведения о трудовой деятельности будут фиксировать в электронном виде. Формат данных останется таким же, как сейчас: в электронный документ впишут каждое место и сроки работы, должность, даты перевода/увольнения, основания увольнения. 

В нашей стране трудовые книжки появились в 1918 году и поначалу тоже были всего лишь экспериментом. А в некоторых европейских странах и США документы подобного типа начали использовать еще в XIX веке, и их история уже успела подойти к концу. Теперь понятия «трудовая книжка/карточка» там не существует, потому что от кандидатов ждут резюме и характеристики с предыдущего места работы, а в штат принимают исключительно по контракту.

Сторонники перехода на электронные трудовые книжки, о котором активно заговорили еще в 2017 году, отмечают такие плюсы:

  • отсутствие затрат на трудовые книжки (больше не понадобится тратить в среднем 300 рублей на каждую новую трудовую);
  • решение проблемы дистанционного трудоустройства (трудовую книжку больше не нужно будет пересылать почтой из филиалов предприятия в других городах и даже странах);
  • снятие ответственности за хранение трудовых книжек (если вы не напишете соответствующего заявления, книжку вам выдадут на руки, и работодатель не будет обязан держать ее у себя – ведь данные всегда можно распечатать);
  • невозможность потери трудовой ни сотрудником, ни работодателем; отсутствие сотрудников с несколькими трудовыми;
  • исключение ошибок в сведениях;
  • единая база данных о трудоустройстве каждого человека, которую может отслеживать как сотрудник, так и его работодатель.

Но все ли так гладко, как кажется?

Разумеется, нет, и вот как минимум несколько трудностей, с которыми можно столкнуться:

  • отсутствие уверенности у работодателя в том, что сотрудник устраивается по основному месту работы и его уже уволили с прошлого места (так как теперь трудовую книжку при увольнении забирать не нужно и «вещественного доказательства» факта ухода нет);
  • отсюда и отсутствие у сотрудника обязательств прийти в последний рабочий день и закрыть все долги перед тем, как выдадут трудовую;
  • необходимость вести реестры бумажных и электронных трудовых книжек, в зависимости от заявлений сотрудников;
  • необходимость проведения масштабной дополнительной письменной работы – уведомления работников о новом законодательстве и необходимости выбора между бумажной и электронной трудовой книжкой, изменение локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность организации, соглашений и коллективных договоров.

… Количество «за» тут немного перевешивает количество «против». Но для каждой организации любой из этих пунктов на практике может иметь абсолютно разное по масштабам значение. Переходить или не переходить, вот в чем вопрос. Который каждый из нас пока волен решить по-своему. 

 

Комментарии

10
  • Natalikr

    Коллеги , а вот сейчас мне дайте ценный совет. В какой нормативный документ я должна включить сведения о праве сотрудника на электронную трудовую книжку? в ПВТР? Где они должны ознакомиться со своим правом и в каком формате выразить свою волю?

    • Ольга Кондратьева

      Наша позиция такая – нужно сообщить сотрудникам приказом+уведомлениями о том, что начинают работать электронные трудовые, и если есть желание продолжать вести бумажную – им нужно подать заявление в отдел кадров (или ответственному за ведение трудовых), а закрепить правило о возможности ведения бумажной трудовой стоит в ПВТР. Также обращаем внимание, что в ПВТР нужно изменить все пункты, которые содержать формулировку «трудовая книжка» и заменить на «трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности», как это формулируется в законопроекте по изменению ТК РФ.

      • Natalikr

        спасибо, про заменить фразу я как то подзабыла.... а Вы уже проект ПВТР сделали?

  • Ирина Е

    Пункт 1. Работники чаще всего приходят со своими трудовыми книжками, значит на них тратиться не нужно.

    Пункт 2. Конкретно в некоторых отраслях дистанционная работа исключена по определению (магазины, общепит и т.п.).

    Пункты 3 и 4. Трудовые книжки спокойно лежат в сейфе и жрать не просят, а при необходимости можно выдать их работникам временно под расписку.

    Пункт 5. Ошибки в сведениях не исключены и в электронных трудовых книжках (человеческий фактор (разгильдяйство, тупость, усталость, рассеянность) никто не отменял).

    Пункт 6. Доступ к данным единой базы трудоустройства... опять затраты на электронные подписи и их носители, а кому надо, тот эту базу прошерстит и отредактирует как хочет.

    В ПФР же единая база есть? А вот сведения из неё пропадают... А в Росреестре наоборот появляются...

  • А меня вот что волнует... я как совместитель трудоустроена в 5 организациях... ставки везде разные... где-то 0,25, где-то 0,5, а где-то и полная ставка. В общем в сумме получается больше чем 1. Как это будет выглядеть в электронной трудовой книжке?

    • Natalikr

      так же как и в обычной. у нас пока размер работы по совместительству не регламентирован. Теоретически у вас может хоть 15 ставок набегать, с условием, что полная только одна, остальные неполные.