Ведение бизнеса

Хороший договор — короткий договор

Рассказываю о коротком договоре. В одну страницу договор не уместился, к сожалению, но 3 страницы тоже хороший результат и может кто-то сможет ещё уменьшить. Данной статьёй хотелось бы призвать всех уважать клиента и писать короткие и понятные договора.
Хороший договор — короткий договор

Рассказываю о коротком договоре. В одну страницу договор не уместился, к сожалению, но 3 страницы тоже хороший результат и может кто-то сможет ещё уменьшить. Данной статьёй хотелось бы призвать всех уважать клиента и писать короткие и понятные договора.

Большинство договоров пишут юристы, а руководители, продажники и клиенты, похоже их не читают. Да их и невозможно прочесть. Много ли людей читают договор с банком или лицензионное соглашение?! Или договор с оператором сотовой связи или провайдером?! Скучное и бесполезное занятие. Всё равно на текст договора чаще всего никак не повлиять в крупных компаниях.

Юристы зачем-то пишут скучнейшим и малопонятным языком, копируют в договор тексты законов. Вероятно их цель, чтобы читатель заснул и не переварил написанного. Или им платят за 1 000 знаков, а не за смысл. В тоже время многие российские законы написаны вполне человеческим и понятным языком и имеют хорошие нормы права по умолчанию.

Предлагать клиентам подписать договор, который бы не хотел подписывать сам — хамство.

У нас был договор написанный простым и понятным языком. Но жизнь не стоит на месте и коллеги сказали, что нужен новый договор. И что нужно обязательно обратиться к юристу, чтобы всё профессионально было. Обратились. Получили скучнейшую простыню, как у всех. Читать невозможно.

«Инфраструктура — комплекс взаимосвязанных объектов, оборудования, сетей, информационных систем, сайта Исполнителя.»

«Заказчик ручается и гарантирует, что является дееспособным (правоспособным) лицом, способным понимать и оценивать права, обязанности, риски, значения, возможности, пользу и иные последствия, связанные с пользованием Услугами Исполнителя.»

Стало понятно, что договор нужно писать самим без юриста. Начинаем с анализа документов конкурентов.

Анализ документов конкурентов

Договор на предоставление услуг хостинга — опять банальные определения непонятно зачем, дублирования закона, дублирование скучнейших мыслей: «Приложения являются официальными документами Исполнителя, неотъемлемой частью настоящего Договора» — а то кто-то сомневался в их официальности и предполагал их отъемлемость от договора. Кто-нибудь вообще встречал неофициальное и отъемлемое от договора приложение к договору?!

«При этом при регистрации на web-сайте Исполнителя с целью дальнейшего заказа услуг Абонент в обязательном порядке заполняет все запрашиваемые данные, подтверждая корректность введенной информации акцептом настоящей оферты.»

— а можно не заполнить все запрашиваемые данные?! А для второй части предложения нужен переводчик. Совершенно непонятно, как корректность введённой информации может подтверждаться акцептом договора.

«Не передавать в электронной или иной форме содержание, полученное посредством пользования услугами Исполнителя, если передача такового содержания, без предварительного получения разрешения от соответствующих государственных органов запрещена действующим законодательством Российской Федерации.»

— что тут хотели сказать? Кто на ком стоял? ©

Далее много пунктов про то, что Исполнитель не несёт ответственности, а «Абонент принимает на себя полную ответственность и все риски».

Особенно понравилось в приложении:

«Абонент не имеет права использовать услуги Исполнителя в целях:

Размещения информации порнографического и развратного характера, в том числе о детях. При этом, является ли изображение эротическим или порнографическим определяется Исполнителем самостоятельно на основании собственных убеждений;

Размещения сервисов массового обслуживания, включая, но не ограничиваясь публичными почтовыми сервисами, службами редиректов и др. Исполнитель оставляет за собой право отказать в оказании услуг в случае обнаружения подобного рода сервисов и услуг;

2.3.4. Запуска любого программного обеспечения, связанного с IRC;

2.3.6. Размещения любого вида прокси, а также torrent клиентов, серверов и трекеров;

2.3.7. Использования серверов Исполнителя в качестве транзитных, а также в иных противозаконных целях».

Дальше вообще концлагерь:

«2.5.3. Исполнитель вправе взимать с Абонента дополнительные платежи, помимо обусловленных тарифами и опубликованных на web-сайте, в том числе за операции, связанные с разблокировкой серверов/IP адресов Абонента, заблокированных по его вине.

2.5.4. В целях проверки соблюдения требований безопасности Исполнитель оставляет за собой право производить периодическое сканирование сервисов и серверов Абонента. В случае несоблюдения указанных условий или неудовлетворительных результатов сканирующей проверки Исполнитель оставляет за собой право полностью или частично приостановить или прекратить предоставление услуг Абоненту в порядке, предусмотренном Договором на абонентское обслуживание.

2.5.5. Исполнитель имеет право расторгнуть договор с Абонентом без предварительного уведомления в случаях нарушения условий договора либо приложений к договору. В этом случае, неиспользованный остаток денежных средств Абоненту не возвращается, а задолженность Абонента в оплате услуг им компенсируется.

2.5.6. Исполнитель самостоятельно, на основании имеющейся у него информации, определяет, нарушает ли сайт Абонента права третьих лиц, а также различные Регламенты оказания услуг и Правила».

Королюк, ты сам-то это читал?

Дальше можно было бы пробежаться по Селектелу, но место не позволяет. У нас твёрдое мнение, что мы не хотим быть такими. Всё ругаем Собянина, а желающих построить концлагерь полно и среди ИТ-бизнеса.

Почему тексты договоров такие большие и тяжелые для понимания?

  1. Корявый русский язык, лишние слова и фразы, которые можно выбросить без потери смысла.
  2. Дублирование того, что уже и так прописано в законе.
  3. Ничтожные пункты, которые противоречат законам.
  4. Кабальность договора. Все вышеперечисленные договора с банками и лицензионные соглашения по сути кабальные и неравные.

Многие договора похожи на обязанности артиста ансамбля из культового фильма «Асса».

Принципы написания договоров компании ITSOFT

За 20 лет мы выработали следующие принципы написания документов:

  1. Договор должен быть равноправным, уважать заказчика, а не принижать его.
  2. Не дублировать закон.
  3. Исходить из добропорядочности сторон.
  4. Не ссылаться на номера других пунктов договора, не строить сложных ветвлений.
  5. Каждый пункт должен быть простым и значимым.
  6. Автоматизировать порядок сдачи-приёмки услуг, оказание услуг, финансовые расчёты и уменьшать количество бухгалтерских документов.
  7. Применяться как для разовых услуг, так и для услуг с ежемесячной оплатой.
  8. Технические детали выносим в ТЗ или регламент.

Если вы видите неравноправный договор, то лучше поискать другого исполнителя, с которым сложится диалог, а не монолог. Если клиента не уважают уже в договоре, то почему его будут уважать потом?

В договоре не имеет смысла дублировать закон. Законы меняются со временем, а пункты договора могут стать ничтожными. Не имеет смысла в договор писать глупости: «неиспользованный остаток денежных средств Абоненту не возвращается». Это ничтожный пункт. Остаток денежных средств возвращается по закону всегда.

Кроме того есть пункт 2 ст. 428 ГК РФ:

«Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.»

Прав у клиента должно быть даже чуть больше, чем у исполнителя. А обязанностей у клиента должно быть меньше, чем у исполнителя.

Большинство людей адекватные, но договора почему-то часто пишут из расчёта, что все неадекваты. Договор должен помогать людям, а не усложнять жизнь.

Если договор написан для отморозков, то он и будет притягивать отморозков или превращать нормальных людей в отморозков. Среда влияет на человека.

Не надо описывать в договоре сферических коней в вакууме, вероятность словить которые как встретить бога.

Ссылки на другие номера пунктов плохи тем, что номера пунктов могут меняться и нужно не забыть поменять и все ссылки на них. Новые пункты нужно стараться добавлять в конец списка. К тому же, условия договора, которые ссылаются друг на друга тяжело читать и понимать.

Каждый пункт нужно формулировать простым понятным языком, если слово можно выкинуть без потери смысла, то нужно выкинуть. Если из пункта непонятно зачем он нужен, то нужно либо переписывать либо удалять. За каждым пунктом должно стоять конкретное осмысленное действие, условие, требование.

Избавляемся от закрывающих документов

В бухгалтерии есть акты, которые бухгалтеры любят коллекционировать, и которые доставляют ряд проблем. Акты нужно отправлять Почтой России клиентам, у которых нет ЭДО. Почта России письма часто теряет. Нужно потратить время на печать актов, раскладывание по конвертам, наклейку марок, отправку, потратить деньги на саму бумагу, принтер, конверт, марки. И это при том, что сама услуга какого-нибудь хостинга может стоить копейки и не покрывать расходов на печатание и отправку бухгалтерских документов.

Раньше мы существенно экономили леса за счёт того, что закрывающие документы на бумаге по ежемесячным услугам отправляли в конце квартала тем, кто их требовал и ежемесячно только тем, кто непонятно зачем требовал ежемесячно. Там бухгалтеры наверное сдельно получают за каждый документ.

Хотелось бы от этого головняка избавиться. Это можно сделать, если прописать в договоре автоматический порядок сдачи-приёмки услуг, то есть по умолчанию услуги в течение 5 дней с какого-то события принимаются автоматически, а чтобы их не принять описывается порядок действий.

Тогда соблюдаются требования п.1 ст. 252 НК РФ и расходы становятся документально подтверждёнными. Конечно, наше кривосудие игнорирует законы. Но от кривосудия не спасёт ничего, разве что для физлиц ЕСПЧ.

Для принятия помимо самого расхода ещё и НДС к вычету, конечно, требуются оригиналы счётов-фактур, хотя есть позиции судов, что можно и без оригинала принять НДС к вычету и даже без самой счёт-фактуры.

А позиция налоговой скорее в том, что если налогов платится мало, и даже есть оригинал счёт-фактуры, но исполнитель данный счёт-фактуру не включил в книгу продаж или же даже включил, но налог не заплатил, то налоговая предъявит НДС к уплате заказчику и скажет про отсутствие должной осмотрительности, про признаки обналичивания или ухода от НДС.

Надеемся, что внесённые изменения сократят потребности клиентов в бумажных версиях документов. В Европе и по-моему мире вообще нет этого маразма с актами. Основанием для принятия к расходу является счёт, который по сути является аналогом нашей счёт-фактуры, но выглядит именно как счёт. А платежи за рекламу, облачные сервисы так даже счёта не имеют, там просто списания с корпоративной карты и весь мир нормально с этим живёт и не занимается печатанием и отправкой бумажных закрывающих документов.

Автоматизация изменения стоимости

Для периодических услуг дата-центра стоимость услуг может меняться. Клиенты могут заказывать допуслуги. Цена договора является существенным условием, поэтому должен быть прописан порядок как заказчик соглашается на изменение цены. В нашем случае: «Оплата счёта означает согласие Заказчика с указанной в нём стоимостью услуг».

Что должно быть в договоре

  1. Тип договора (услуги, работы, товары, авторское право, должно быть понятно какие статьи ГК РФ будут действовать).
  2. Место (если не указано действует ст. 444 ГК РФ).
  3. Дата заключения договора (см. также 433 ГК РФ).
  4. Предмет договора (ст. 432 ГК РФ).
  5. Права и обязанности сторон (ст. 432 ГК РФ).
  6. Порядок сдачи-приёмки услуг (ст. 432 ГК РФ, ст. 720 ГК РФ для работ).
  7. Цена (ст. 424 ГК РФ).
  8. Ответственность сторон (26 глава ГК РФ).
  9. Порядок разрешения споров. Подсудность договора (ст. 32 ГПК РФ).
  10. Порядок разрешения споров. Применительное право договора (ст. 1211 ГК РФ).
  11. Юридическая сила электронной переписки (п. 3 ст. 75 АПК РФ).

Пример нашего договора-оферты — всего 3 страницы.

Как вы думаете придёт ли мир к коротким равноправным договорам, удастся ли отказаться от напрасного расходования бумаги и трудозатрат на изготовление и отправку бумажных закрывающих документов?

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Комментарии

4
  • никита

    длинные договора придумали, чтобы убивать желание клиента его прочитать. Мы всегда читаем свои договора и убираемся на 2-х стр

  • Марина

    Согласна с автором что длинные договоры (а не договора) неприятны в прочтении, особенно унижают варварские односторонние условия, но сама статья не понравилась много моментов очень спорно может для хостинга и подходит работать без актов, но для большинства услуг никак, статью бы не рекомендовала

  • Чалдон

    Я с Альфа-банком не стал иметь никаких дел только из-за их договора на 500 страниц с кучей ссылок на другие документы.

    • а меня Альфабанк без вариантов отправил на выдачу карты в "Связной", где мне попытались втюхать согласие на передачу персданных и получение партнёрской рекламы (не только от Связного, но и всех его партнёров). Причём, отказались выдать карту Альфы без подписания этого соглашения. Всегда читайте, что вам суют на подпись, даже в самых простых и очевидных случаях...

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Интересные материалы

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру