Как вести упрощенный кадровый учет для микробизнеса

Упрощенный кадровый учет сокращает документооборот предприятия. Расскажем, кто вправе перейти на упрощенную форму учета, от каких документов можно отказаться, как это сделать, и зачем нужен типовой трудовой договор.
Как вести упрощенный кадровый учет для микробизнеса

Упрощенный кадровый учет сокращает документооборот предприятия. Расскажем, кто вправе перейти на упрощенную форму учета, от каких документов можно отказаться, как это сделать, и зачем нужен типовой трудовой договор.

Кто может вести упрощенный кадровый учет

Вести кадровый учет в упрощенной форме вправе организации и ИП, которые имеют статус «микропредприятие» в едином реестре МСП.

Этот статус присваивают субъектам, у которых:

  • среднесписочная численность персонала за прошедший год не превышает 15 человек;
  • годовой доход не выше 120 млн. рублей;
  • общая доля участия в уставном капитале госорганов , муниципалитетов, общественных и религиозных учреждений, благотворительных фондов не превышает 25 %;
  • общая доля участия крупных российских компаний или иностранных организаций не превышает 49 %.

Как вести упрощенный кадровый учет

«Упрощенность» заключается в полном или частичном отказе от принятия локальных нормативных актов (ЛНА), в которых обычно прописывают нормы трудового права. Такой подход существенно сокращает документооборот и снижает административную нагрузку.

Так, согласно ст. 309.1 ТК РФ микробизнес может не составлять:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • график сменности;
  • положения об оплате труда, премировании и другие акты.

Обратите внимание: список открытый, так как набор актов зависит от специфики бизнеса и предприятие вправе само решить, от каких ЛНА оно еще хочет отказаться.

Однако есть ряд документов, которые должны быть у предприятия даже при условии ведения упрощенного учета. Это:

  • трудовые договоры;
  • штатное расписание;
  • график отпусков;
  • положение о работе с персональными данными;
  • инструкции по охране труда.

С 01.01.2021 список обязательных кадровых документов пополнился еще одним пунктом. Так, согласно ст. 312.9 ТК РФ компания не вправе отказаться от принятия ЛНА о временном переводе сотрудников на дистанционную работу без их согласия. Причиной перевода персонала на удаленку может послужить решение местных властей. Например: в случае объявления в регионе режима ЧС.

И это еще не все. Предприятие имеет право отказаться от ЛНА только в том случае, если со всеми сотрудниками будут заключены типовые трудовые договоры.

Что такое типовой трудовой договор

Отказ от ЛНА вовсе не означает, что микробизнес перестает подчиняться нормам трудового права. Просто все положения, которые должны быть отражены в этих актах, прописывают в трудовых договорах с работниками.

Правительством была утверждена типовая форма трудового договора (постановление от 27.08.2016 № 858).

Типовая форма содержит необходимый набор условий, которые обеспечивают соблюдение прав сторон трудовых отношений, в частности:

  • оплата труда сотрудника;
  • рабочее время и время отдыха;
  • охрана труда;
  • соцстрахование и другие гарантии;
  • права и обязанности сторон;
  • изменение условий договора;
  • ответственность сторон.

В примечаниях к форме указано, к каким категориям работников применяют или не применяют те или иные пункты.

Работодатель не обязан заимствовать типовую форму целиком. Он может исключить пункты, которые не связаны с характером работы сотрудника, и пункты, указанные в примечаниях (письмо Минтруда РФ от 30.06.2017 № 14-1/В-591).

Также не возбраняется дополнение типовой формы недостающими условиями. Главное, чтобы они не ухудшали положение работника по сравнению с нормами, установленным трудовым законодательством.

Как перейти на упрощенный учет

Вновь зарегистрированные субъекты микробизнеса могут сразу начать вести учет в упрощенной форме.

Действующие предприятия, которые раньше применяли ЛНА, должны оформить отказ от внутренней кадровой нормативки в приказном порядке. Составить приказ можно в свободной форме.

Например:

Кстати, если компания до перехода на упрощенный учет заключила с сотрудниками обычные (не типовые) трудовые договоры, то переделывать их не нужно. Достаточно внести в них соответствующие изменения путем заключения дополнительных соглашений.

Что делать при утере статуса микропредприятия

В случае утери статуса микропредприятия у субъекта есть 4 месяца, чтобы принять все локальные нормативные акты, наличие которых требует трудовое законодательство, и ознакомить работников с ними под роспись (ст. 309.1 ТК РФ).

Срок отсчитывают с даты внесения изменений в единый реестр МСП.

А вот типовые трудовые договоры с работниками менять не обязательно. Такие действия будут лишней тратой времени. Ведь необходимые условия в ЛНА и договорах просто будут дублироваться.

Но если компания надумает позже что-то поменять в локальных актах, то эти изменения нужно будет отразить и в трудовых договорах, чтобы избежать расхождений.

Задайте вопрос эксперту по зарплате

Мы подготовим вам письменный ответ со ссылками на законодательство!

Оставьте заявку на консультацию прямо сейчас!

Укажите контактные данные и наш специалист свяжется с вами, первая консультация - бесплатно:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

2
  • Halanghulo

    Из всех разъяснений понял, что для упрощения надо все ЛНА перенести в Типовые договора. Не понял только, в чем упрощение...

    • Над. К

      Типовой договор утвержден 5 лет назад, ничего никуда переносить не надо, там все уже есть

🔩 ВС РФ дополнит УК статьей за мошенничество в налоговой сфере. Это должно снизить уголовный прессинг на бизнес, считает адвокат

Незаконный возврат налога войдет в отдельный состав преступления. Уголовку можно получить при сумме ущерба не меньше 25 000 рублей.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Центробанк: для бесплатных переводов самому себе не должно быть суточных лимитов

Кредитные организации не могут устанавливать ограничения на размер и количество бесплатных переводов самому себе без комиссий.

Бесплатно с Коды ОКВЭД

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР

Страхователю, который не подтвердил ОКВЭД, СФР вправе установить взносы на травматизм по самому «опасному» виду деятельности из тех, что были заявлены в ЕГРЮЛ (постановление Кабмина от 01.12.2005 № 713). Рассказываем, что можно сделать в такой ситуации.

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР
Лучшие спикеры, новый каждый день

Можно ли оформить пособие по уходу за ребенком без отпуска?

Законодательство РФ дает молодым мамам большие гарантии. В их числе: отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком – с сохранением рабочего места и пособия. Более того, можно выйти из отпуска по уходу – на полный или неполный день – и сохранить право на пособие. Но нередко в процесс «вмешиваются» дополнительные факторы, которые надо учесть, чтобы правильно оформить и отпуск, и пособие.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Облачные и стационарные онлайн-кассы для любого бизнеса с подключением и поддержкой

Каждому бизнесу нужно соблюдать множество законодательных требований. 54-ФЗ, обязательная маркировка, работа с ЕГАИС — все это может показаться сложным и запутанным. Но не стоит беспокоиться: «Такском» поможет вам выбрать и подключить решение для автоматизации «под ключ». 

Облачные и стационарные онлайн-кассы для любого бизнеса с подключением и поддержкой

Расширен перечень доходов, которые не могут быть взысканы по исполнительному документу

Принят закон о защите прав детей-инвалидов: он вводит запрет на списание получаемых ими пенсий при взыскании долгов с другого человека.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Минцифры тестирует искусственный интеллект на Госуслугах

В цифрового помощника «Макса» встроят генеративный искусственный интеллект.

Увольнение с максимальной выгодой для работника

Михаил Меркулов обобщил опыт наиболее выгодных приемов расставания с работодателем.

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями

С помощью самозанятых бизнес может быстро найти исполнителей для решения срочных, разовых, узкоспециализированных или проектных задач. Но такое сотрудничество несет некоторые риски — снизить их помогает платформа Консоль.Про.

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями

Активы клиентов ВТБ не разблокируют

Банк получил отказ от Казначейства Бельгии в получении лицензии на разблокировку акций своих клиентов.

УК РФ

Ужесточили уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступления

Сегодня Совет Федерации одобрил изменения в УК, которые уточняют уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Анализ продаж на маркетплейсах в 2024 году: обзор сервисов

По мере роста популярности онлайн-шопинга и развития электронной коммерции все больше предпринимателей осваивают маркетплейсы как эффективный канал продаж. Успех на этих платформах во многом зависит от грамотной аналитики и оптимизации показателей. Разберемся, какой сервис для анализа продаж на маркетплейсах стоит выбрать в 2024 году.

Анализ продаж на маркетплейсах в 2024 году: обзор сервисов
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

IKEA, твоя сделка признана противной основам правопорядка и нравственности

ФНС обратилась в арбитражный суд к российской структуре IKEA. Участвовали в деле: Генпрокуратура, Райффайзенбанк, еще одно российское юрлицо и ирландская компания (кредитор).

Где и как купить Биткоин в 2024 году в России: безопасность превыше всего!

В данной статье мы подробно рассмотрим, что такое Биткоин, как безопасно хранить еге и конечно, разберем самую насущную тему, как и где можно безопасно купить Биткоин в 2024 году.

Где и как купить Биткоин в 2024 году в России: безопасность превыше всего!
НДС

Совет Федерации принял закон об НДС при продаже через электронные площадки

Теперь НДС с товаров будут удерживать в той стране, в которой покупатель получил заказ.

«Русская рулетка» и «Техасская перестрелка» как способы решения корпоративных конфликтов

Корпоративные споры являются неотъемлемой частью современного делового мира. В условиях жесткой конкуренции и стремления к успеху, спорные правоотношения могут возникать в любой компании, независимо от ее размера или отрасли деятельности.

«Русская рулетка» и «Техасская перестрелка» как способы решения корпоративных конфликтов

Российский софт правительство продвигает уже в 14 странах, а будет в 35

Мишустин указал на необходимость развития института «цифровых атташе» для продвижения российского программного обеспечения и софта за рубеж.

Повышение эффективности и экономия средств: как 1С помогает малому и среднему бизнесу достичь успеха

Программное обеспечение компании 1С представляет собой полноценную CRM-систему, которая позволяет эффективно управлять клиентской базой и использовать возможности аутсорсинга. Владельцы бизнеса могут сократить затраты, автоматизируя процессы работы с клиентами, создавать коммерческие предложения за несколько кликов и получать множество других преимуществ.

Повышение эффективности и экономия средств: как 1С помогает малому и среднему бизнесу достичь успеха

❗ Проверьте документы по самозанятым: чек-лист

В 2024 году правила и схемы работы с самозанятыми изменились. Работать с плательщиками налога на профессиональный доход по старым правилам нельзя.

Интересные материалы

Принимайте оплаты в розничном бизнесе любым удобным способом

Любая продажа начинается с обмена товара на деньги. В этом процессе задействованы — сервис по приему платежей, кассовый учет, система управления заказами и т.п. Но для этого не обязательно тратить деньги на множество терминалов. Познакомьтесь с сервисами LIFE PAY, чтобы узнать, как можно наладить удобный прием оплаты для розничной онлайн и офлайн торговли.

Принимайте оплаты в розничном бизнесе любым удобным способом