Какие документы инспекторы ФНС вправе запрашивать при выездной налоговой проверке деятельности организации?
Порядок истребования документов в ходе проведения налоговой проверки установлен ст. 93 НК РФ. Причём в п. 12 ст. 89 НК РФ прямо указано, что в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган может истребовать необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
В требовании о предоставлении документов указывается перечень истребуемых документов (наименование, реквизиты, индивидуальные признаки, а также сроки, в течение которых они должны быть представлены налогоплательщиком).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговый орган в рамках выездной проверки может истребовать практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления.
Однако, бывают исключения, Арбитражный суд Московского округа в своём Постановлении от 23.03.2021 № Ф05-3199/2021 поддержал ревизоров, которые затребовали во время выездной налоговой проверки дополнительные документы.
Организация отказала налоговикам в предоставлении затребованных документов и пошла по инстанциям в поисках защиты своих прав.
Инспекторы, проводившие проверку, потребовали от организации представить приказы о приёме на работу кандидатов, их кадровых перемещениях (увольнения, переводы), должностные инструкции и регламенты, а также объяснительную с характеристиками на отдельных сотрудников с их контактными данными. Требование было вручено уполномоченному представителю компании.
Однако требование не было исполнено. Налоговикам сообщили, что они не в праве запрашивать документы, которые не относятся к первичным, в частности, аналитические справки и отчёты. В Налоговом кодексе есть положения, позволяющие организациям не выполнять неправомерные требования ревизоров.
Кроме того, организация подала жалобу на нарушение своих прав в городское управление федеральной налоговой службы, но безуспешно. Следующим шагом компании стало обращение в суд с заявлением, с прошением признать недействительным требование проверяющих о представлении документов.
Первая судебная инстанция и апелляция отказали организации. Более того было отмечено, что требование ревизоров не нарушает прав компании и не противоречит нормам закона. Затем организация обратилась с тем же запросом в кассацию, где также не нашла поддержки. Окружной суд счёл, что у него нет правовых оснований для, произведения переоценки выводов других судебных инстанций. Их заключения, по мнению «окружных» арбитров, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Важно помнить об ответственности за непредставление документов, а так же за несвоевременное предоставление инспекторам затребованных документов. Так, например, несвоевременное предоставление затребованных документов инспекторам согласно п.1 ст. 126 НК РФ влечёт взыскание в размере 200 рублей за каждый не переданный документ.
Впрочем, когда организация не ведёт регистры по установленным правилам и учётной политике, её нельзя привлечь к ответственности за неподачу документов или за отказ передать документы, которые не ведутся в организации.
Кроме того, недопустимо наложение штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ, который взыскивается, исходя из предположительного количества документов. Об этом говорится в постановлениях Президиума ВАС от 08.04.2008 № 15333/07, АС УО от 22.06.2020 №Ф09-1131/20.
Какие документы должны быть предоставлены: оригиналы или копии? Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ проверяющие могут работать с подлинниками документов только на территории проверяемой компании.
Вместе с тем, эта норма содержит два исключения:
- проведение выездной налоговой проверки на территории налогового органа;
- выемка документов в соответствии с правилами ст. 94 НК РФ.
В связи с этим в ходе проверки инспекторы ФНС проводят ревизию полноты и правильности исчисления налогов на основании копий документов, представленных компанией.
Однако, исходя из судебной практики, налогоплательщик вправе представить на проверку и оригиналы документов. Об этом говорится в постановление ФАС УО от 04.02.2008 № Ф09-107/08-С3 по делу № А76-1221/07.
Ирина Тымчук — эксперт по заработной плате проекта «Зарплата 360°»
Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более десяти лет.
Задайте вопрос эксперту по зарплате
Мы подготовим вам письменный ответ со ссылками на законодательство!
Комментарии
2контактные данные - это разве не персональная информация, и имеет ли право ФНС ее запрашивать?
Согласно статье 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей, она может осуществляться без согласия сотрудника – субъекта персональных данных. Оператором функций в данном случае выступает работодатель.
Таким образом, работодатель вправе передать в налоговую инспекцию, документы, содержащие персональные данные сотрудников без их согласия, если такие данные предоставляются в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно п.п. 1. п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Кроме того в п.п. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 12 ст. 89 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
При этом никаких ограничений по объему и составу истребованных документов нет. В каждом случае перечень документов определяет инспектор налоговой в зависимости от ситуации (п. 1 ст. 93.1 НК). Однако, запрет все же установлен, например на истребование у проверяемого лица документов, ранее представленных им в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Так же в соответствии с п. 5 ст. 94 НК РФ не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
Поэтому при проверке налоговая инспекция вправе потребовать от работодателя в том числе предоставить документы содержащие персональные данные сотрудников. А, работодатель обязан предоставить их в налоговую инспекцию по запросу. В данном случае согласие сотрудников на передачу сведений получать не нужно. Аналогичные разъяснения дают специалисты ФНС в письме от 02.08.2018 № ЕД-4-2/14951@.
Но, важно помнить, что передавать указанные документы в ФНС работодатель обязан только на основании официального мотивированного запроса, который должен включать в себя указание цели запроса, ссылку на правовые основания запроса, в том числе подтверждающие полномочия налогового органа, а также перечень запрашиваемой информации (п. 4 Разъяснений Роскомнадзора от 14.12.2012 № Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве).