Налоговые проверки

Инспекторы могут в ходе выездной проверки требовать документы, не являющиеся первичными

Какие документы инспекторы ФНС вправе запрашивать при выездной налоговой проверке деятельности организации?
Инспекторы могут в ходе выездной проверки требовать документы, не являющиеся первичными

Какие документы инспекторы ФНС вправе запрашивать при выездной налоговой проверке деятельности организации?

Порядок истребования документов в ходе проведения налоговой проверки установлен ст. 93 НК РФ. Причём в п. 12 ст. 89 НК РФ прямо указано, что в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган может истребовать необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

В требовании о предоставлении документов указывается перечень истребуемых документов (наименование, реквизиты, индивидуальные признаки, а также сроки, в течение которых они должны быть представлены налогоплательщиком).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговый орган в рамках выездной проверки может истребовать практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления.

Однако, бывают исключения, Арбитражный суд Московского округа в своём Постановлении от 23.03.2021 № Ф05-3199/2021 поддержал ревизоров, которые затребовали во время выездной налоговой проверки дополнительные документы.

Организация отказала налоговикам в предоставлении затребованных документов и пошла по инстанциям в поисках защиты своих прав.

Инспекторы, проводившие проверку, потребовали от организации представить приказы о приёме на работу кандидатов, их кадровых перемещениях (увольнения, переводы), должностные инструкции и регламенты, а также объяснительную с характеристиками на отдельных сотрудников с их контактными данными. Требование было вручено уполномоченному представителю компании.

Однако требование не было исполнено. Налоговикам сообщили, что они не в праве запрашивать документы, которые не относятся к первичным, в частности, аналитические справки и отчёты. В Налоговом кодексе есть положения, позволяющие организациям не выполнять неправомерные требования ревизоров.

Кроме того, организация подала жалобу на нарушение своих прав в городское управление федеральной налоговой службы, но безуспешно. Следующим шагом компании стало обращение в суд с заявлением, с прошением признать недействительным требование проверяющих о представлении документов.

Первая судебная инстанция и апелляция отказали организации. Более того было отмечено, что требование ревизоров не нарушает прав компании и не противоречит нормам закона. Затем организация обратилась с тем же запросом в кассацию, где также не нашла поддержки. Окружной суд счёл, что у него нет правовых оснований для, произведения переоценки выводов других судебных инстанций. Их заключения, по мнению «окружных» арбитров, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Важно помнить об ответственности за непредставление документов, а так же за несвоевременное предоставление инспекторам затребованных документов. Так, например, несвоевременное предоставление затребованных документов инспекторам согласно п.1 ст. 126 НК РФ влечёт взыскание в размере 200 рублей за каждый не переданный документ.

Впрочем, когда организация не ведёт регистры по установленным правилам и учётной политике, её нельзя привлечь к ответственности за неподачу документов или за отказ передать документы, которые не ведутся в организации.

Кроме того, недопустимо наложение штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ, который взыскивается, исходя из предположительного количества документов. Об этом говорится в постановлениях Президиума ВАС от 08.04.2008 № 15333/07, АС УО от 22.06.2020 №Ф09-1131/20.

Какие документы должны быть предоставлены: оригиналы или копии? Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ проверяющие могут работать с подлинниками документов только на территории проверяемой компании.

Вместе с тем, эта норма содержит два исключения:

  • проведение выездной налоговой проверки на территории налогового органа;
  • выемка документов в соответствии с правилами ст. 94 НК РФ.

В связи с этим в ходе проверки инспекторы ФНС проводят ревизию полноты и правильности исчисления налогов на основании копий документов, представленных компанией.

Однако, исходя из судебной практики, налогоплательщик вправе представить на проверку и оригиналы документов. Об этом говорится в постановление ФАС УО от 04.02.2008 № Ф09-107/08-С3 по делу № А76-1221/07.

Ирина Тымчук — эксперт по заработной плате проекта «Зарплата 360°»

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более десяти лет.

Задайте вопрос эксперту по зарплате

Мы подготовим вам письменный ответ со ссылками на законодательство!

Оставьте заявку на консультацию прямо сейчас!

Укажите контактные данные и наш специалист свяжется с вами, первая консультация - бесплатно:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Комментарии

2
  • а также объяснительную с характеристиками на отдельных сотрудников с их контактными данными

    контактные данные - это разве не персональная информация, и имеет ли право ФНС ее запрашивать?

  • Ирина Тымчук

    Согласно статье 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей, она может осуществляться без согласия сотрудника – субъекта персональных данных. Оператором функций в данном случае выступает работодатель.

    Таким образом, работодатель вправе передать в налоговую инспекцию, документы, содержащие персональные данные сотрудников без их согласия, если такие данные предоставляются в соответствии с требованиями законодательства РФ.

    Согласно п.п. 1. п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

    Кроме того в п.п. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 12 ст. 89 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

    При этом никаких ограничений по объему и составу истребованных документов нет. В каждом случае перечень документов определяет инспектор налоговой в зависимости от ситуации (п. 1 ст. 93.1 НК). Однако, запрет все же установлен, например на истребование у проверяемого лица документов, ранее представленных им в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Так же в соответствии с п. 5 ст. 94 НК РФ не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

    Поэтому при проверке налоговая инспекция вправе потребовать от работодателя в том числе предоставить документы содержащие персональные данные сотрудников.  А, работодатель обязан предоставить их в налоговую инспекцию по запросу. В данном случае согласие сотрудников на передачу сведений получать не нужно. Аналогичные разъяснения дают специалисты ФНС в письме от 02.08.2018 № ЕД-4-2/14951@.

    Но, важно помнить, что передавать указанные документы в ФНС работодатель обязан только на основании официального мотивированного запроса, который должен включать в себя указание цели запроса, ссылку на правовые основания запроса, в том числе подтверждающие полномочия налогового органа, а также перечень запрашиваемой информации (п. 4 Разъяснений Роскомнадзора от 14.12.2012 № Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве).