Хорошие интервью — они как хорошее вино, со временем на вкус только лучше. Это мы к тому, что достали для вас из архивов крутое прошлогоднее интервью основателя «Клерка» Бориса Мальцева с Марком Ланговым. И если вы все еще думаете, что «у кого-у кого, а у айтишников сейчас жизнь легкая», то эта история точно для вас.
Марк работает в Яндексе, руководит одной из групп разработки Яндекс.Толоки. А ещё он — основатель краснодарского сообщества разработчиков «Krasnodar Dev Days» и организатор конференций «Krasnodar Dev Conf». Мы поговорили с ним о Дуде, Яндексе, свадьбе и совсем немного — о предпринимательстве.
От «Клерка» до Яндекса
Б.: Ты ведь сам из станицы? Или нет?
М.: Я из Новороссийска, там родился и вырос, потом переехал учиться и работать в Краснодаре.
Б.: Да и работал у меня в «Клерке». А потом ты пошёл в иностранную компанию с офисом в Дублине.
М.: Да, я попал в компанию 3D4Medical. Они ирландцы, занимаются разработкой мобильных приложений для медицины. У них есть офис разработки в Краснодаре, куда я попал и в нем дорос до руководителя разработки интерфейсов.
Б.: Слушай, что бы ты посоветовал выбирать молодым ребятам? Я интересуюсь, потому что вот сейчас своих детей готовлю в разработку — и дочь, и сына.
М.: Нельзя категорично выбрать что-то одно. Когда я работал у тебя, считал фронтенд важнее. Но тогда я был с меньшим опытом, меньшим кругозором.
Б.: Хорошо, тогда с чего начинать?
М. Начинать стоит с основ. Нужно понять направление. Например ты хочешь идти в веб-разработку или разработку под железо? Основы-то одни, но эти направления совсем разные. Скорее серверная разработка ближе к железу, а фронтенд очень часто пограничный, он работает на стыке всего.
В общем, надо почувствовать интерес. В разработке без интереса очень сложно.
Б.: Какой опыт тебе дала работа в 3D4Medical? Это же иностранная компания. Почему у них разработчики из России?
М.: Компания иностранная, а руководитель разработки русский. Он постепенно набирал людей, вокруг которых сформировался офис в Краснодаре.
Б.: Они тебя перетащили в Питер?
М.: У них появилась идея открыть второй офис в России. Решили в Питере, потому что там есть хорошие универы. Мне предложили — я не отказался: где я ещё получу такой опыт, не будучи сам бизнесменом? Мне было интересно попробовать себя в около-бизнесе. Надо было офис арендовать, оборудование закупить, проводить собеседования. Похоже больше на офис-менеджера, но опыт интересный.
Б.: А как на тебя Яндекс вышел? Они тебя сами нашли?
М.: Да, сами. После года жизни в Питере я понял, что не хочу больше там жить, да и в компании уже некуда было расти ни технически, ни административно. А на меня вышли рекрутеры Яндекса, предложили пойти на собеседование в офис в Питере. В итоге попал в команду Яндекс.Толоки.
Б.: Есть такая теория, что всех крутых программистов сметает или Яндекс, или Сбер.
М.: Я думаю, тут работает правило больших компаний, они рынок охватывают, ищут кадров, перебирают много, поэтому создаётся такое ощущение.
Краудсорсинг, Питер, свадьба
Б.: А что вообще делает Яндекс.Толока?
М.: Ой, тут реально надо на пальцах объяснять. Есть такое понятие, как краудсорсинг. Может кто-то слышал про краудфандинг, когда деньги собирают на что-то. А краудсорсинг — это когда люди делают одно дело на общее благо.
У нас платформа: есть заказчики, кто задания загружает, и исполнители, кто зарабатывает на выполнении этих заданий. Например, заказчик просит отфильтровать из всех картинок только котиков, смотришь десять картинок и получаешь один цент. Еще таким способом обучают нейронные сети. В общем, такое облако исполнителей для разного рода задач.
Б.: А кто конкурент?
М.: Конкурентов на российском рынке у нас вроде нет, но есть за рубежом.
Б.: Насколько это масштабный проект?
М.: Исходно Толока делалась для Яндекса. Позже решили масштабировать проект на внешнюю аудиторию и сейчас постепенно наращиваем внешний заказ, тут особо о цифрах не могу говорить.
Б.: Ну и как в Яндексе вообще тебе работается?
М.: У меня не было опыта работы в таких больших компаниях. Так что это очень интересный для меня опыт, а ещё бездонная бочка различных возможностей для роста и опыта.
Б.: А Питер как тебе?
М. Питер прикольный, но если бы он был потеплей... Вот я для себя понял — лучше невыносимая жара, чем холодные зимы и тепленькое, местами прохладное, лето. Но из приятных бонусов — через несколько недель у меня свадьба с девушкой, которую я встретил в Питере.
Б.: А ты до сих пор не женат.
М.: Нет, но осталось чуть-чуть.
Б.: А ты считаешь, что обязательно надо расписываться, свадьба, все дела?
М.: Нет, я в этом плане нейтрален. Девушка хотела — почему бы и нет.
Б.: А она откуда?
М.: Питерская.
Б.: Ну ты становишься местным, не какой-то «понаехавший».
М.: Ага. Теперь у меня будет два родных города, даже три — Новороссийск, Краснодар и Питер.
Зачем IT-тусовки Краснодару
Б.: Слушай, Марк, тут Дудь спрашивает у тебя — сколько платят на твоей позиции?
М.: В Яндексе? Все индивидуально, а вообще в Яндексе есть внутренняя система с уровнями, так называемыми грейдами. Еще каждые полгода есть перфоманс-ревью, когда проводится оценка твоего вклада, как ты работал с разных сторон. Потом происходит защита, на встречах, где собираются и всех по уровням сравнивают. В итоге формируется итоговая оценка и уже от этой оценки зависят всякие бонусы, которые ты получишь по результатам полугодия.
Б.: А кто проводит ревью?
М.: Руководители между собой.
Б.: Ладно, давай вернемся к сообществу «Krasnodar Dev Days». Ты сам придумал название? Почему на английском?
М.: Да, сам. Ну, чтоб домен купить, для всяких таких штук.
Б.: Как такая инициатива появилась у парня в 22 года?
М.: На тот момент я уже проработал в четырёх-пяти компаниях в Краснодаре, плюс удаленно в какие-то моменты. Я понял, что не хватает среды для общения, а не просто на работе с коллегами поболтать. Я видел пример Москвы, соседнего Ростова, в котором очень сильное сообщество, они тогда делали кучу интересных мероприятий. Лёгкая зависть появлялась, что у них есть тусовка, а у нас нет. Я решился сделать что-то своё.
Б.: А где проводил?
М.: Проводил у тебя, на крыше Кублога. Ты, наверное, один из таких отцов-основателей. Без тебя не было площадки для проведения. В целом, мы с друзьями собрали денег на аренду техники, купили печеньки, кофе, чай, заказали бейджики в типографии. У нас в итоге было 150 участников примерно.
Б.: Я хочу понять, ты понял, что здесь можно заработать таким образом?
М.: Нет, я делал это ради тусовки. Не хватало кругозора, общения, обмена опытом.
Б.: А онлайном это разве не решается?
М.: Решается, но это не то. Тут смысл создать региональную тусовку, это подбадривает людей. Новички приходят, смотрят: «ого, там собирается тысяча человек, я могу пойти вопросы задавать».
IT — очень дружелюбная среда, разработчики почти всегда идут на контакт с начинающим специалистом, хотят свою правду дать новичку. Другие приходят за интересными докладами, но чаще всего, конечно же, люди идут за общением. И в целом, это развитие города.
Б.: Города? Тебе это важно?
М.: Конечно, важно. Безусловно, тут есть и сторона с личным брендом. Меня знают, меня приглашают в какие-то подкасты, на конференции участвовать. Но это сайд-эффект.
Б.: В итоге ты к прибыли пришёл?
М.: Мероприятия плавают около нуля, в зависимости от того, везём ли мы спикеров из других городов или что именно это за мероприятия: большая ежегодная конференция на 700 человек или сезонные небольшие мероприятия на 150-200 человек.
Б.: Я хочу сформировать понимание для себя — ты не видишь здесь прибыли, как бизнес?
М.: Здесь можно заработать, но цели такой нет, не интересно это.
Б.: Ну, с тобой-то ситуация понятна, хоть и не сказал, сколько в Яндексе получаешь, но видимо, проблем у тебя нет с этим. Но в команде же ребята не все в Яндексе работают.
М.: У всех в целом все нормально, конечно, никто бы от лишнего не отказался, но к этому не стремимся.
Б.: То есть это такое соединение сил: чтобы хорошо провести время, вы готовы тратить свои ресурсы?
М.: Да, все так.
«В детстве я случайно продал утренник в детском саду»
Б.: А что круче — руководитель разработки в Яндекс.Толоке или основатель Krasnodar Dev Days?
М.: Ну для меня, наверное, круче второе, это входит в какую-то историю и помогает развить город.
Б.: А почему ты думаешь, что это развивает город?
М.: Компании из других регионов открывают филиалы, местный рынок не стагнирует, они видят движуху и потихоньку развиваются. Компании начинают заниматься своим брендом, участвуют в жизни сообщества, рассказывают, что они делают у себя за закрытыми дверьми, показывают своих специалистов, покупают сотрудникам билеты на мероприятия. Я считаю, это развивает рынок.
Б.: А ты сам в Краснодар когда вернёшься?
М.: Хороший вопрос, надеюсь, когда-нибудь. Я планирую возвращаться, но пока не знаю, как и когда это будет.
Б.: У тебя невеста из Питера.
М. Невеста, кстати, тоже помогает организовывать все. А так да, она болеет за Питер сильно. У нас есть внутренняя борьба по поводу переезда. Я считаю, это классно. Но я не вижу проблемы, считаю, мы сможем найти компромисс, как всё это организовать.
Б.: Судя по всему, ты уйдёшь из Яндекса, а про какие-то бизнесовые проекты ты думал?
М.: Да, конечно думал. Опять же, есть вытекающая история из сообщества. Я хочу сделать школу для разработчиков, которая будет помогать компаниям в Краснодаре получать кадры, а людям начинать карьеру.
Я хочу выращивать инженеров, чтобы люди поработали в основных сферах разработки, прошли стажировки в компаниях, которые участвуют в работе школы. Это такая синергия должна быть. И тогда компания будет получать хороших джуниор-разработчиков, рынок кадров будет пополняться.
Б.: И в этом рынке есть деньги, ты думаешь?
М.: Не громадные деньги, но какой-то дополнительный доход вполне.
Б.: Я правильно понимаю, что ты на самом деле предприниматель, пока не нашедший себя?
М.: Вполне. Я ещё в детстве торговал кассетами на рынке, которые уже просмотрены были. Я даже случайно продал свой утренник в детском саду.
Б.: Ну, я думаю, ты сейчас город подготовишь, разовьешь, привезешь сюда молодую жену и уйдёшь из Яндекса.
М.: Возможно так. Или я смогу уговорить Яндекс открыть здесь офис разработки.
Б.: Марк, я в тебя верю. Даже на основании того, как мы поговорили — парень в 24 года имеет позицию и в хорошей компании, и имеет классное увлечение, и ещё думает о развитии города.
Постскриптум
М.: О, отпускные пришли..
Б.: Сколько?
М.: Ты хочешь посчитать ЗП?
Ремарочка: Яндекс не проплачивал это интервью. Я даю комментарии лично от себя, а не как представитель Яндекса.
Б.: А тебя не потерял Яндекс на два часа?
М.: Я писал, что отойду на это время. Буду на связи, но могу ответить не сразу.
Б.: Ну а как-то чекают, что ты восемь часов отработал?
М.: Нет. Наверно можно по пропускам, когда в офис заходишь и выходишь, но в целом главное — результат. В моей команде мы не привязаны сильно ко времени, главное, чтобы всем было комфортно коммуницировать.
Б.: А ты видишь, что ты будешь в Яндексе расти?
М.: Сложно сказать. Компания большая, непонятно, какие будет возможности завтра. Может, вырасту, а может и уйду.
Б.: А как это происходит? Вот Яндекс посмотрит это интервью и скажет — о а Марк решил уходить, как они будут к тебе относиться?
М.: Думаю спокойно. Наверно, если бы я сейчас сказал, что планирую через год уходить, все было бы нормально. В первое время я на курилках удивлялся, слушая, например, — «а я вот пару месяцев поработал в другой компании и обратно в Яндекс вернулся». Компания большая и они понимают, почему люди могут уходить и возвращаться. И скорее возврат — это только плюс, люди поняли, что им там нехорошо, а тут хорошо.
Еще больше интересного о Марке можно узнать в его интервью ITёm:
Комментарии
5хорошая история, кадры сами считают, что стране нужны кадры и их надо учить,
Кто если не мы ?
Марк, спасибо за разговор. Извини, что год держал это интервью в своем столе (