Интервью

Мы разработчики, живем в интернетах, что нам делать в вашем офлайне? Интервью с Марком Ланговым

Если вы все еще думаете, что «у кого-у кого, а у айтишников сейчас жизнь легкая», то эта история точно для вас.
Мы разработчики, живем в интернетах, что нам делать в вашем офлайне? Интервью с Марком Ланговым
Фото к интервью: Борис Мальцев

Хорошие интервью — они как хорошее вино, со временем на вкус только лучше. Это мы к тому, что достали для вас из архивов крутое прошлогоднее интервью основателя «Клерка» Бориса Мальцева с Марком Ланговым. И если вы все еще думаете, что «у кого-у кого, а у айтишников сейчас жизнь легкая», то эта история точно для вас.

Марк работает в Яндексе, руководит одной из групп разработки Яндекс.Толоки. А ещё он — основатель краснодарского сообщества разработчиков «Krasnodar Dev Days» и организатор конференций «Krasnodar Dev Conf». Мы поговорили с ним о Дуде, Яндексе, свадьбе и совсем немного — о предпринимательстве.

От «Клерка» до Яндекса

Б.: Ты ведь сам из станицы? Или нет?

М.: Я из Новороссийска, там родился и вырос, потом переехал учиться и работать в Краснодаре.

Б.: Да и работал у меня в «Клерке». А потом ты пошёл в иностранную компанию с офисом в Дублине.

М.: Да, я попал в компанию 3D4Medical. Они ирландцы, занимаются разработкой мобильных приложений для медицины. У них есть офис разработки в Краснодаре, куда я попал и в нем дорос до руководителя разработки интерфейсов.

Б.: Слушай, что бы ты посоветовал выбирать молодым ребятам? Я интересуюсь, потому что вот сейчас своих детей готовлю в разработку — и дочь, и сына.

М.: Нельзя категорично выбрать что-то одно. Когда я работал у тебя, считал фронтенд важнее. Но тогда я был с меньшим опытом, меньшим кругозором.

Б.: Хорошо, тогда с чего начинать?

М. Начинать стоит с основ. Нужно понять направление. Например ты хочешь идти в веб-разработку или разработку под железо? Основы-то одни, но эти направления совсем разные. Скорее серверная разработка ближе к железу, а фронтенд очень часто пограничный, он работает на стыке всего.

В общем, надо почувствовать интерес. В разработке без интереса очень сложно.

Б.: Какой опыт тебе дала работа в 3D4Medical? Это же иностранная компания. Почему у них разработчики из России?

М.: Компания иностранная, а руководитель разработки русский. Он постепенно набирал людей, вокруг которых сформировался офис в Краснодаре.

Б.: Они тебя перетащили в Питер?

М.: У них появилась идея открыть второй офис в России. Решили в Питере, потому что там есть хорошие универы. Мне предложили — я не отказался: где я ещё получу такой опыт, не будучи сам бизнесменом? Мне было интересно попробовать себя в около-бизнесе. Надо было офис арендовать, оборудование закупить, проводить собеседования. Похоже больше на офис-менеджера, но опыт интересный.

Б.: А как на тебя Яндекс вышел? Они тебя сами нашли?

М.: Да, сами. После года жизни в Питере я понял, что не хочу больше там жить, да и в компании уже некуда было расти ни технически, ни административно. А на меня вышли рекрутеры Яндекса, предложили пойти на собеседование в офис в Питере. В итоге попал в команду Яндекс.Толоки.

Б.: Есть такая теория, что всех крутых программистов сметает или Яндекс, или Сбер.

М.: Я думаю, тут работает правило больших компаний, они рынок охватывают, ищут кадров, перебирают много, поэтому создаётся такое ощущение.

Краудсорсинг, Питер, свадьба

Б.: А что вообще делает Яндекс.Толока?

М.: Ой, тут реально надо на пальцах объяснять. Есть такое понятие, как краудсорсинг. Может кто-то слышал про краудфандинг, когда деньги собирают на что-то. А краудсорсинг — это когда люди делают одно дело на общее благо.

У нас платформа: есть заказчики, кто задания загружает, и исполнители, кто зарабатывает на выполнении этих заданий. Например, заказчик просит отфильтровать из всех картинок только котиков, смотришь десять картинок и получаешь один цент. Еще таким способом обучают нейронные сети. В общем, такое облако исполнителей для разного рода задач.

Б.: А кто конкурент?

М.: Конкурентов на российском рынке у нас вроде нет, но есть за рубежом.

Б.: Насколько это масштабный проект?

М.: Исходно Толока делалась для Яндекса. Позже решили масштабировать проект на внешнюю аудиторию и сейчас постепенно наращиваем внешний заказ, тут особо о цифрах не могу говорить.

Б.: Ну и как в Яндексе вообще тебе работается?

М.: У меня не было опыта работы в таких больших компаниях. Так что это очень интересный для меня опыт, а ещё бездонная бочка различных возможностей для роста и опыта.

Б.: А Питер как тебе?

М. Питер прикольный, но если бы он был потеплей... Вот я для себя понял — лучше невыносимая жара, чем холодные зимы и тепленькое, местами прохладное, лето. Но из приятных бонусов — через несколько недель у меня свадьба с девушкой, которую я встретил в Питере.

Б.: А ты до сих пор не женат.

М.: Нет, но осталось чуть-чуть.

Б.: А ты считаешь, что обязательно надо расписываться, свадьба, все дела?

М.: Нет, я в этом плане нейтрален. Девушка хотела — почему бы и нет.

Б.: А она откуда?

М.: Питерская.

Б.: Ну ты становишься местным, не какой-то «понаехавший».

М.: Ага. Теперь у меня будет два родных города, даже три — Новороссийск, Краснодар и Питер.

Зачем IT-тусовки Краснодару

Б.: Слушай, Марк, тут Дудь спрашивает у тебя — сколько платят на твоей позиции?

М.: В Яндексе? Все индивидуально, а вообще в Яндексе есть внутренняя система с уровнями, так называемыми грейдами. Еще каждые полгода есть перфоманс-ревью, когда проводится оценка твоего вклада, как ты работал с разных сторон. Потом происходит защита, на встречах, где собираются и всех по уровням сравнивают. В итоге формируется итоговая оценка и уже от этой оценки зависят всякие бонусы, которые ты получишь по результатам полугодия.

Б.: А кто проводит ревью?

М.: Руководители между собой.

Б.: Ладно, давай вернемся к сообществу «Krasnodar Dev Days». Ты сам придумал название? Почему на английском?

М.: Да, сам. Ну, чтоб домен купить, для всяких таких штук.

Б.: Как такая инициатива появилась у парня в 22 года?

М.: На тот момент я уже проработал в четырёх-пяти компаниях в Краснодаре, плюс удаленно в какие-то моменты. Я понял, что не хватает среды для общения, а не просто на работе с коллегами поболтать. Я видел пример Москвы, соседнего Ростова, в котором очень сильное сообщество, они тогда делали кучу интересных мероприятий. Лёгкая зависть появлялась, что у них есть тусовка, а у нас нет. Я решился сделать что-то своё.

Б.: А где проводил?

М.: Проводил у тебя, на крыше Кублога. Ты, наверное, один из таких отцов-основателей. Без тебя не было площадки для проведения. В целом, мы с друзьями собрали денег на аренду техники, купили печеньки, кофе, чай, заказали бейджики в типографии. У нас в итоге было 150 участников примерно.

Б.: Я хочу понять, ты понял, что здесь можно заработать таким образом?

М.: Нет, я делал это ради тусовки. Не хватало кругозора, общения, обмена опытом.

Б.: А онлайном это разве не решается?

М.: Решается, но это не то. Тут смысл создать региональную тусовку, это подбадривает людей. Новички приходят, смотрят: «ого, там собирается тысяча человек, я могу пойти вопросы задавать».

IT — очень дружелюбная среда, разработчики почти всегда идут на контакт с начинающим специалистом, хотят свою правду дать новичку. Другие приходят за интересными докладами, но чаще всего, конечно же, люди идут за общением. И в целом, это развитие города.

Б.: Города? Тебе это важно?

М.: Конечно, важно. Безусловно, тут есть и сторона с личным брендом. Меня знают, меня приглашают в какие-то подкасты, на конференции участвовать. Но это сайд-эффект.

Б.: В итоге ты к прибыли пришёл?

М.: Мероприятия плавают около нуля, в зависимости от того, везём ли мы спикеров из других городов или что именно это за мероприятия: большая ежегодная конференция на 700 человек или сезонные небольшие мероприятия на 150-200 человек.

Б.: Я хочу сформировать понимание для себя — ты не видишь здесь прибыли, как бизнес?

М.: Здесь можно заработать, но цели такой нет, не интересно это.

Б.: Ну, с тобой-то ситуация понятна, хоть и не сказал, сколько в Яндексе получаешь, но видимо, проблем у тебя нет с этим. Но в команде же ребята не все в Яндексе работают.

М.: У всех в целом все нормально, конечно, никто бы от лишнего не отказался, но к этому не стремимся.

Б.: То есть это такое соединение сил: чтобы хорошо провести время, вы готовы тратить свои ресурсы?

М.: Да, все так.

«В детстве я случайно продал утренник в детском саду»

Б.: А что круче — руководитель разработки в Яндекс.Толоке или основатель Krasnodar Dev Days?

М.: Ну для меня, наверное, круче второе, это входит в какую-то историю и помогает развить город.

Б.: А почему ты думаешь, что это развивает город?

М.: Компании из других регионов открывают филиалы, местный рынок не стагнирует, они видят движуху и потихоньку развиваются. Компании начинают заниматься своим брендом, участвуют в жизни сообщества, рассказывают, что они делают у себя за закрытыми дверьми, показывают своих специалистов, покупают сотрудникам билеты на мероприятия. Я считаю, это развивает рынок.

Б.: А ты сам в Краснодар когда вернёшься?

М.: Хороший вопрос, надеюсь, когда-нибудь. Я планирую возвращаться, но пока не знаю, как и когда это будет.

Б.: У тебя невеста из Питера.

М. Невеста, кстати, тоже помогает организовывать все. А так да, она болеет за Питер сильно. У нас есть внутренняя борьба по поводу переезда. Я считаю, это классно. Но я не вижу проблемы, считаю, мы сможем найти компромисс, как всё это организовать.

Б.: Судя по всему, ты уйдёшь из Яндекса, а про какие-то бизнесовые проекты ты думал?

М.: Да, конечно думал. Опять же, есть вытекающая история из сообщества. Я хочу сделать школу для разработчиков, которая будет помогать компаниям в Краснодаре получать кадры, а людям начинать карьеру.

Я хочу выращивать инженеров, чтобы люди поработали в основных сферах разработки, прошли стажировки в компаниях, которые участвуют в работе школы. Это такая синергия должна быть. И тогда компания будет получать хороших джуниор-разработчиков, рынок кадров будет пополняться.

Б.: И в этом рынке есть деньги, ты думаешь?

М.: Не громадные деньги, но какой-то дополнительный доход вполне.

Б.: Я правильно понимаю, что ты на самом деле предприниматель, пока не нашедший себя?

М.: Вполне. Я ещё в детстве торговал кассетами на рынке, которые уже просмотрены были. Я даже случайно продал свой утренник в детском саду.

Б.: Ну, я думаю, ты сейчас город подготовишь, разовьешь, привезешь сюда молодую жену и уйдёшь из Яндекса.

М.: Возможно так. Или я смогу уговорить Яндекс открыть здесь офис разработки.

Б.: Марк, я в тебя верю. Даже на основании того, как мы поговорили — парень в 24 года имеет позицию и в хорошей компании, и имеет классное увлечение, и ещё думает о развитии города.

Постскриптум

М.: О, отпускные пришли..

Б.: Сколько?

М.: Ты хочешь посчитать ЗП?

Ремарочка: Яндекс не проплачивал это интервью. Я даю комментарии лично от себя, а не как представитель Яндекса.

Б.: А тебя не потерял Яндекс на два часа?

М.: Я писал, что отойду на это время. Буду на связи, но могу ответить не сразу.

Б.: Ну а как-то чекают, что ты восемь часов отработал?

М.: Нет. Наверно можно по пропускам, когда в офис заходишь и выходишь, но в целом главное — результат. В моей команде мы не привязаны сильно ко времени, главное, чтобы всем было комфортно коммуницировать.

Б.: А ты видишь, что ты будешь в Яндексе расти?

М.: Сложно сказать. Компания большая, непонятно, какие будет возможности завтра. Может, вырасту, а может и уйду.

Б.: А как это происходит? Вот Яндекс посмотрит это интервью и скажет — о а Марк решил уходить, как они будут к тебе относиться?

М.: Думаю спокойно. Наверно, если бы я сейчас сказал, что планирую через год уходить, все было бы нормально. В первое время я на курилках удивлялся, слушая, например, — «а я вот пару месяцев поработал в другой компании и обратно в Яндекс вернулся». Компания большая и они понимают, почему люди могут уходить и возвращаться. И скорее возврат — это только плюс, люди поняли, что им там нехорошо, а тут хорошо.

Еще больше интересного о Марке можно узнать в его интервью ITёm: 

Бухгалтеры

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием

У «Клерка» девять каналов в Телеграме. Кажется, что много, однако каждый канал решает свои уникальные задачи и отвечает на разнообразные запросы бухгалтеров и предпринимателей.

Зачем у «Клерка» так много Телеграм-каналов? Полный список с описанием
3

Комментарии

5
  • nastyN

    хорошая история, кадры сами считают, что стране нужны кадры и их надо учить,