Документы, полученные в процессе деятельности
Документы, полученные компанией или предпринимателем в ходе обычной хозяйственной деятельности, могут использоваться для отражения сделок и операций в бухгалтерском учете.
Ключевое требование к подобным документам — наличие всех обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете. Если соблюдены все требования к оформлению, то составлять дополнительные учетные документы не потребуется.
ФСБУ 27/2021 относит к подобным документам:
- договоры, контракты, соглашения;
- кассовые и иные виды чеков;
- документы об оплате (квитанции);
- авансовые отчетные документы;
- решения судов и иные судебные акты;
- переписку с контрагентами и другие документы.
Если в перечисленных или дополнительных документах отсутствует один или несколько обязательных реквизитов, то их относят к оправдательным.
Отразить их в бухучете нельзя. На их основании потребуется составить и подписать первичный учетный документ с полным перечнем бухгалтерских реквизитов.
Выделение отдельной группы бухгалтерских документов, по которым нельзя отражать проводки в учете, решает не только терминологическую проблему, но и позволяет ответить на вопрос: когда составлять дополнительные документы необходимо, а когда — этого не требуется.
Доходы, расходы и ФСБУ 27/2021
Бухгалтерское законодательство обязывает отражать экономические операции только при наличии подписанных учетных документов. Без них невозможен учет доходов и расходов компаний и предпринимателей.
Вступивший в силу федеральный стандарт описывает требования к учетной документации в части указания обязательных реквизитов и перевода на русский язык. Дополнительно введено понятие сводного первичного документа.
ФСБУ описывает правила исправления ошибок в документах, составленных как в бумажной, так и в электронной форме. Соответственно, если документы по начислению доходов и признанию расходов не соответствуют требованиям ФСБУ 27/2021, то ее нельзя отразить в учете.
Важно учитывать, что бухгалтерский стандарт в качестве «документа» рассматривает не только обычные документы (на бумаге и в электронной форме), но и бухгалтерские регистры, которые хранят данные по всем операциям. Поэтому правила по оформлению и хранению информации о сделках должны выполняться в том числе к регистрам учета доходов и расходов.
Начать дискуссию